Конституция Франции 1848 г. Избирательная реформа

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, к-рое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства. Конституция 1848 г. установила следующие принципы гос-го строя: республиканская форма правления; разделение властей; представительное правление. Высшим органом законодат-ой власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение ?ов войны и мира, утверждение торговых договоров и нек-рые другие ?сы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года. Главой исполнит-ой власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 г непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Президент не мог быть переизбран на 2й срок, не имел права роспуска Национального собрания. Констит- предусматривала учреждение Гос-о совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Гос-о совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров. Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Констит- вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

50.Парижская коммуна 1871 г. и конституционные законы 1875 г.

Поставленный ходом событий у власти, Центральный комитет нац-ной гвардии рассматривал себя как временную власть и считал необходимым немедленно приступить к выборам в ПКу. В это время среди рабочих и ремесленников Парижа весьма популярным было требование образовать Коммуну как осуществление традиций революции 1789-1794 гг. ЦК национальной гвардии, опиравшийся на вооруженный народ не мог не удовлетворить эти требования. 1начально выборы в ПКу были назначены на 23 марта, но развернувшиеся события в Париже заставили перенести выборы на 26 марта. Буквально на 2ой же день после взятии власти ЦК национальной гвардии столкнулся с попытками контрреволюционных элементов восстановить своё господство в Париже. Сначала буржуазные мэры Парижа на своём собрании попытались оспаривать власть ЦК национальной гвардии и через его голову назначили командующим национальной гвардией реакционного генерала Сэссе. Только бдительность членов ЦК предотвратило внезапный контрреволюционный переворот в Париже. Назначение Сэссе было отменено решением ЦК национальной гвардии, а 22 марта национальные гвардейцы разогнали группы контрреволюционных аристократов, пытавшихся захватить штат национальной гвардии. 24 марта было подавлено контрреволюционное выступление отряда Сэссе. Выборы совета Коммуны, к-рые состоялись 26 марта 1871 г. на основе всеобщего избират-го права. 28 марта на площади у ратуши члены ЦК национальной гвардии передали власть избранному совету Коммуны. Было провозглашено 1ое в мире пролетарское гос-во - ПКна. В Коммуну было избрано 86 человек, среди них - 26 рабочих, более 30 служащих, несколько мелких предпринимателей, лица интеллигентного труда (педагоги, врачи, журналисты, адвокаты). Более 20 представителей крупной и средней буржуазии, избранных в буржуазных округах, вышли из Коммуны (частью в конце марта, частью в начале апреля), отказавшись участвовать в работе совета, в к-ром преобладали револ-ры и социалисты. Чтобы заполнить вакантные места, 16 апреля состоялись дополнительные выборы, на к-рых было избрано 16 новых членов (среди них 6 рабочих). В итоге Коммуна представляла собой блок пролетарских революционеров и мелкобуржуазных демократов. В её составе были видные деятели рабочего движения, руководители секций Интернационала, профессиональных союзов, производственных и потребительских кооперативов. Высший гос-ный орган - Совет Коммуны был избран путём всеобщего голосования. Каждый член Совета К-ы, к-рый не выполнял волю народа, отзывался из него. Совет К-ы издавал законы, для исполнения к-рых были созданы 10 комиссий (финансов, продовольствия, труда, промышленности и обмена, просвещения, внешних сношений, юстиции, военное, общественной безопасности и др.). Во главе комиссии стоял член Совета. Совет К-ы соединял в своих руках, как законод-ную, так

и исполнит-ную власть. Коммуна уничтожила буржуазную полицию, охрану города несли сами вооруж-ые рабочие и ремесленники. Армия и полиция - были разрушены и заменены органами пролетарской власти. Совет К-ы реформировал судеб.аппарат: установил выборность судей, ввел институт народных заседателей и право свободной защиты. Коммуна - прообраз диктатуры пролетариата. В 1870—1875 гг. во Франции были созданы или находились в стадии формирования многие гос-но-правовые институты, получившие окончательное закрепление в Конституц-ых з-нах 1875 г. (ответственное перед Парламентом правительство, институт президентства). Конституц-ые з-ны 1875 г. отразили политический компромисс в борьбе республиканцев и монархистов по поводу формы правления во Франции, что нашло отражение в особой роли Сената и сильной президентской власти. Это обстоятельство обусловило как формально-юридические особенности Конституции, так и правовой статус высших органов гос-ной власти Третьей республики. После принятия Констит-ных законов в 1875 г. и до 1884 г. произошли существенные изменения в фактическом и юр-ком статусе высших органов власти Третьей республики, что отразилось, в частности, на форме правления.