Мирные дни

 

Десятилетие "оттепели"

После непродолжительного правления Маленкова и Булганина к руководству страной пришел Н. С. Хрущев. С его именем связана "эпоха оттепели", когда впервые с высокой трибуны были осуждены деяния Сталина, его культ личности и репрессивные формы управления. Хрущев первый распахнул воздвигнутый Сталиным и прочно охраняемый им "железный занавес". Начались поездки в зарубежные страны, из-за границы стали приезжать артисты разных жанров, началось некоторое отступление от жестких канонов "соцреализма", в Москве и Ленинграде открывались одна за другой художественные выставки, о которых ранее и думать-то нельзя было: импрессионисты, модернисты всех мастей из разных стран. Дрезденская галерея, сокровища из музеев Германии, хранившиеся в наших подвалах за семью печатями; на экраны вышли зарубежные фильмы, начала издаваться "Иностранная литература", зазвучали стихи и песни Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко и Б. Ахмадуллиной. Правда, надо сказать, что плоды "оттепели" ощущали, в основном, жители столиц, в провинцию все это доходило с большим опозданием. В особых условиях находились жители нашего города: в закрытый город не допускались какие-либо иностранцы, а очагов подлинной культуры было слишком мало. По-прежнему, образ и ритм городу задавались судостроением - оно и кормило и поило, но оно же и держало город в экономической, социальной и культурной узде. Всё рассматривалось только сквозь призму судостроения, в управлении везде доминировали выходцы из судостроительных кругов, и они смотрели на город, по-прежнему, как на придаток судостроения. А скудные средства не позволяли городу развиваться. И все же...
И все же, что-то менялось: строились новые квартиры и школы, город медленно рос, в основном, за счет циркуля, с помощью которого отсекались пригородные деревни и включались в черту города. Так постепенно городскими районами стали Варваровка, Водопой, Соляные, Матвеевка, Кульбакино и другие окрестные сёла и посёлки.
В 1954 г. на месте разрушенного вокзала построили новый, более просторный, но лишенный уюта старого. В следующем году была пущена в эксплуатацию новая ширококолейная трамвайная линия от б-ой Слободской до Садовой улицы. Началась газификация квартир, в основном, за счет развозимых баллонов с пропан-бутаном. Город, всю жизнь страдавший от недостатка воды, получил ее из Ингульца - вступил в строй Балабановский водопровод. В 1956 г. началось строительство телецентра на самом высоком месте - Спасском холме, где с давних времен доминировала над городом ажурная шуховская водонапорная башня. Судостроительный завод (бывший "Наваль"), наряду с военным кораблестроением, продолжал осваивать новые типы гражданских судов - был сдан сухогруз "Днепрогэс". А в 1959 г. этот же завод спустил мощную китобазу "Советская Украина" - страна включилась в массовое и беспощадное истребление китов. В этом же году началась работа Николаевского телевидения.
К этому времени закончилось строительство огромной серии подводных лодок проекта 613 со всеми их модификациями, включая и первую подводную лодку с серебряно-цинковыми аккумуляторами, у которой стоимость одной только батареи была в три раза выше стоимости всей обычной подводной лодки. С прилавков магазинов страны внезапно исчезло серебро, и цены на него дико подскочили. Народ паниковал и ничего не понимал - люди не могли же знать, что всё серебро "съела" одна только подводная лодка.
На месте строительства подводных лодок началась массовая постройка морских рыболовных траулеров - тем же поточно-позиционным методом. А рядом продолжалось строительство опытных отсеков атомных подводных лодок для пробных пусков баллистических ракет. Страна начала создавать атомный флот с баллистическими ракетами огромной разрушительной силы - и Николаев был здесь "впереди планеты всей", создавая опытные установки.
Не отставал от завода имени А. Марти (а потом имени И. Носенко) и завод имени 61 коммунара - здесь также строились новейшие эскадренные миноносцы, большие противолодочные корабли и просто противолодочные корабли. В стремлении "догнать и перегнать Америку", СССР рвался вперед - и это ему удавалось, но какой ценой?! Миллиарды рублей уходили на строительство мощнейшего флота, а народ, создававший этот флот, с воодушевлением работал, кое-как жил, и ему казалось (и до сих пор кажется), что жил хорошо.
Город постепенно стал "обряжаться" памятниками. В 1957 г. на Советской площади был воздвигнут новый монумент вождю (скульптор Шота Микотадзе), как раз на том месте, где было разрушено здание первого магистрата. Нельзя сказать, что памятник блещет достоинствами и отражает талант скульптора, и уж вряд ли он заменил в художественном восприятии старовский Магистрат. Через два года на Спасском холме, где со времен Грейга был разбит парк, поставили памятник пионерам-разведчикам Шуре Коберу и Вите Хоменко.
Но флот подавлял все: заводы работали в две смены, создавая корабли. В 1960 г. на заводе имени И. Носенко началось строительство океанских траулеров, а потом и первых авианесущих крейсеров -"Москва" и "Ленинград".
Город рос, разрастаясь вместе с развитием судостроения. Власти, желая поскорей получить для Николаева новый статус, пытались довести его население до 500 тысяч, но все это никак не удавалось: уже включили в черту города и село Октябрьское (бывший Богоявленск) под видом Корабельного района, и Широкую Балку и прочие оказавшиеся "под рукой" села и посады - но все было мало!
С ростом города требовалось развитие и "очагов культуры". Началось строительство разных домов культуры. В 1963 г. из простоявшего много лет недостроенного "Красного дома"*, пережившего две мировые войны, сделали новый кинотеатр "Родина" на 1000 мест с двумя залами. Там же разместилась и областная библиотека имени Алексея Гмырева. В этом же году закончилось строительство газопровода Кривой Рог - Николаев, и жители получили бесценное топливо - природный газ. В августе 1963 г. Николаев посетил летчик-космонавт Г. С. Титов.
Под занавес хрущовской "оттепели", в 1955 г. Николаев "обогатился" еще одним "очагом культуры" - в районе Песков, на месте бывших песчаных карьеров соорудили новый стадион "Судостроитель" на 25 тысяч мест. А поскольку любителей его посещать столько не набиралось, и стадион не окупался, то руководство города приняло мудрое решение - заставить "посещать" его принудительно, то есть, просто говоря, "побуждать" покупать билеты работников всех государственных учреждений. Я помню прекрасно, как много лет отбивался от назойливых "распространителей" билетов, А отбиться было непросто - непокупка билетов считалась "непатриотичным" поступком, и за этим следовали всякие возможные неприятности.
Через два года, в 1967 г. на месте старого базара построили Дворец культуры и техники Черноморского судостроительного завода в стиле современного конструктивизма. Как представляется, этот "очаг культуры" был намного важней и ценней стадиона, и Дворец украсил Советскую улицу, правда, превратив её здесь в тупик. А может быть уже тогда это было символичным?

*Этот дом строился перед первой мировом войной в качестве драматического театра со вторым оперным залом, но "компания", строившая театр во главе с Властелицей, проворовалась и разорилась. Недостроенное кирпичное здание, прибежище уголовников, простояло с тех пор в виде мрачного памятника проходимцам.

Веселые годы "застоя"

С правлением Л.И.Брежнева народ связывает "золотую эпоху" в нашей жизни, хотя теперь мы называем её "периодом застоя". Но, действительно, откуда было народу знать, что кипучая жизнь страны была лишь "жизнью в кредит". Внешний долг СССР составлял около 70 миллиардов (!) долларов. Столько же нам были должны и наши "друзья". Но со Страны Советов долг регулярно требовали, а из друзей его пришлось бы "выколачивать", но тогда никто из правителей из-за ложной "стыдливости" не делал этого. Поэтому, реально мы были "в долгу, как в шелку", но, не зная этого, вся страна веселилась, работала, пила, преобразовывала, и снова веселилась. До сих пор народ вспоминает Брежнева "добрыми словами" - по пословице, "сам пил, и нам не мешал".
Крупные города вначале были завалены импортными товарами, но к концу "золотого века" Брежнева появились длинные очереди: провинция, лишенная этого изобилия и обремененная "неотоваренными" деньгами, ринулась в "столицы" штурмовать прилавки. Ещё хуже оказалось в Николаеве: магазины были завалены отечественной рухлядью и ширпотребом, которые никто не покупал, а "импорт" можно было приобрести только по разнарядке или по знакомству через "черный ход".
Зато судостроение развивалось семимильными шагами. Были реконструированы все судостроительные заводы, расширены их стапельные места, выросли мощности. И вот уже у стенки Черноморского завода (его снова переименовали - И. Носенко даже после смерти чем-то не угодил, и переименовали не только завод, но и снесли памятник своему земляку, родному министру) высятся борта авианесущего крейсера "Киев" с красивой надписью славянской вязью, а по сути - первого в стране авианосца. Но, начнем по порядку...
В 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе (бывшем им. И. Носенко, бывшем А. Марти, бывшем "Навале") сдали флоту первое судно для связи и управления спутниками и космическими ракетами - "Академик Сергей Королев". И в том же году радостное событие - город Николаев награжден орденом Трудового Красного Знамени. Спустя два года завод "Океан" построил крупнейший рудовоз "Зоя Космодемьянская". А на заводе им. 61 коммунара начинается строительство ракетных крейсеров.
Первые годы семидесятых были особенно богаты событиями культурной жизни: в 1971 г. начал показ фильмов широкоформатный кинотеатр "Юность" и основан факультет Киевского института культуры; в 1973 сдан Дворец спорта "Заря" с плавательным бассейном, построенный Южнотурбинным заводом, в 1974 г. открыт новый мемориал десантникам (авторы - архитекторы В. П. и О. П. Поповы, скульптор Ю. П. Поммер), на улице Лягина открыт памятник Герою Советского Союза В. А. Лягину, на проспекте Ленина построена новая гостиница "Николаев" на 500 мест. И наконец, у здания музыкальной школы № 1 в 1977 г. создан памятник Н. А. Римскому-Корсакову.
В конце семидесятых (1977 г.) началось строительство огромного Николаевского глиноземного завода, который был рассчитан на потребление гвинейских бокситов. В конце 1980 г. завершено строительство нового, столь долгожданного, моста через Ингул, переброшенного от начала Пушкинской улицы через парк Победы.
В Николаеве вдруг начался "монументальный" бум: памятники появляются один за другим, и, возможно, мы и здесь оказались "впереди планеты всей" - по числу памятников на душу населения: монумент Ленинскому комсомолу (скульптор Ю. А. Макушин, 1978 г.), памятник "Броненосцу "Потемкину" на территории завода им.61 коммунара, памятник "Красным маевщикам" в Лесках, памятник Г. И. Петровскому, памятник А. С. Пушкину у начала улицы и т.д. и т.п.
К числу выдающихся событий этого времени надо отнести создание Музея судостроения и флота - уникального культурно-исторического центра, хорошо "сжившегося" со старинным зданием "Адмиральского дома". А вот сооружение здания спортивной школы "Надежда" (1982 г.) не назовешь архитектурным событием. Убогое по форме и композиции бетонно-стеклянное сооружение, ради выпячивания которого вырубили с фасада десять многолетних акаций, не стало украшением улицы*.
Таковы основные вехи истории города, гда страна жила "от съезда к съезду".

*Автору довелось услышать такой диалог двух отдыхавших из санатория "Коммунар": "- Ты не знаешь, что это за сооружение? - Нет, наверное, какой-то пакгауз." Вот так "показалось" это здание прогуливавшимся по Спортивной улице приезжим.