Алексей Самуилович Грейг

Между войнами

 

2 марта 1816 года вице-адмирал А. С. Грейг (1775-1845 гг.) назначается главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева и Севастополя.
По происхождению родителей Грейг был шотландцем. Службу на море он начал с 10 лет адъютантом на корабле своего отца С.К.Грейга, знаменитого русского адмирала, победителя турок при Чесме и шведов при Гогланде. При рождении Алексей был пожалован своей крестницей Екатериной Великой в чин мичмана, но в зачет ему шел стаж только с 18 лет* .В 1785 г. по распоряжению Екатерины десятилетний Грейг направляется в Англию волонтером во флот. После этого Грейга еще дважды посылали служить в английский флот, где он совершил плавание в Китай и Индию, участвовал в сражениях с французскими и голландскими судами. В двадцать три года в чине капитана 2-го ранга Алексей назначен командиром корабля "Ретвизан".
В 1799 г. в составе английского флота Грейг участвовал во взятии голландской крепости Гельдер и голландского флота, стоявшего там, за что получил орден Св. Георгия 4-го класса.
В 1804 г. во главе эскадры А. С. Грейг совершил плавание вокруг Европы в Средиземное море, где вступил под флаг адмирала Д. Н. Сенявина, командовавшего русским флотом в войне с Турцией. 1807 год принес Грейгу много боевых дел, в которых отличился молодой контр-адмирал. Он участвует в блокаде Дарданелл, высаживает десант на остров Тенедос, лично ведет первую колонну и овладевает крепостью и островом; в составе эскадры Сенявина, будучи вторым флагманом, Грейг участвует в Дарданельском сражении, затем штурмом овладевает островом Лемнос, вместе с Сенявиным громит турецкие корабли в Афонском сражении.
В 1809-1812 гг., в связи с примирением с Наполеоном и ухудшением отношений России с Англией, Грейга направляют в Москву, где он провел четыре года, вплоть до наполеоновского нашествия. Затем Грейг был послан за границу с дипломатическим поручением, и в 1813 г. через Англию вернулся в Россию. В этом же году он командовал эскадрой гребных судов при осаде Данцига и за отличие произведен в вице-адмиралы. Выбор Грейга на должность главного командира Черноморского флота и портов не был случайным. Грейг был хорошо известен не только на флоте, но и лично императору Александру, который высоко ценил этого храброго, знающего и образованного моряка.
И действительно, Алексей Самуилович Грейг удивлял и поражал современников своими профессиональными знаниями моряка и широким научным кругозором. Его научные интересы, помимо мореплавания, кораблестроения и морской артиллерии, охватывали математику, особенно прикладную, физику, астрономию, медицину, юриспруденцию, экономику и химию. Грейг увлекался также музыкой (играл на четырех инструментах), рисованием, педагогикой, ботаникой и историей. Он свободно владел четырьмя языками. Это был, по свидетельству современников, человек энциклопедической эрудиции, с глубокими познаниями и государственным подходом ко всем делам.
Формально не получив специального образования, А.С.Грейг достиг, однако, больших высот во многих областях благодаря удивительным способностям к самообразованию, глубокому, проницательному, аналитическому уму, высокой личной дисциплине. Где бы Грейг ни работал, какой бы области ни касался, всюду он вводил что-либо новое, более совершенное, передовое.
За заслуги в развитии астрономии, кораблестроения, гидрографии и экономики Грейг удостоился высоких научных званий и наград, он был избран почетным членом Императорской академии наук, почетным членом и вице-президентом Вольного экономического общества, членом Московского общества испытателей природы, членом Копенгагенского астрономического общества и других иностранных обществ.
Прибыв в Николаев и осмотрев Адмиралтейство и флот, Грейг принялся энергично их возрождать. Он ввел в мастерских новые механизмы, применил паровые машины для обработки лесоматериалов и железа, предписал употреблять вместо дров донецкий каменный уголь и предложил еще ряд технологических улучшений.
В области кораблестроения А.С. Грейг разработал и широко использовал на практике математический метод проектирования обводов судов, совершенствовал конструкции кораблей, лично спроектировал несколько судов нового типа, построил первый в России военный пароход, развивал паровое судостроение, усовершенствовал корабельную артиллерию и т.д.
Беспокоясь об увеличении боевой силы флота, адмирал стремился довести количество судов до штатного числа и увеличить мощь каждого нового судна. По его приказу построен первый на Черном море 120-пушечный корабль "Варшава", первые 60-пушечные фрегаты типа "Тенедос" и первые 3-орудийные канонерские лодки типа "Дерзкая".
Под руководством А.С. Грейга энергично развивалась практическая гидрография на Черном море, устанавливались первые маяки и навигационные знаки, углублялись фарватеры, создавались первые описи и карты берегов.
Адмирал Грейг руководил созданием ряда обсерваторий в России, в том числе основал первую на Черном море обсерваторию в собственном адмиральском доме, построил Морскую астрономическую обсерваторию в Николаеве; он известен своими астрономическими наблюдениями (совместно с К. Кнорре и К. Далем), вошедшими в атласы; впоследствии А.С. Грейг был председателем Комитета по строительству Пулковской обсерватории - главной обсерватории России.
А.С. Грейг улучшил морскую систему сигнализации и связи, разработал новый ночной сигнальный аппарат, изобрел новый оптический телеграф и установил первую на Черном море линию оптической связи Николаев-Севастополь и Николаев-Измаил.
Значительный вклад А.С. Грейга также в экономику судостроения. Основывая хозяйственную деятельность Черноморского флота на строгих экономических расчетах, он сумел сэкономить стране миллионы рублей. Из полученной экономии по флоту адмирал уделял часть денег на развитие города.
Предвидя приближающуюся войну с Турцией, Грейг поставил перед правительством вопрос об ассигновании экстраординарных сумм на срочное строительство линейного флота. На эти деньги им было основано новое Спасское адмиралтейство в Николаеве, где с подряда строились корабли и фрегаты.
Служа более семнадцати лет главным командиром Черноморского флота, А.С.Грейг был инициатором научного подхода к руководству флотом: он реорганизовал структуру и управление флотом, впервые в России создал морской штаб, упростил документацию, ввел стандартные бланки отчетности и т.д.
Через два года после начала правления Грейга император Александр I совершил первую свою инспекционную поездку на юг. В мае 1818 г. царь прибыл в Николаев. Вот как об этом вспоминает сопровождавший его Михайловский-Данилевский: "6 мая 1818 г. приехали часу в седьмом в Николаев, где были встречены командиром Черноморского флота адмиралом Грейгом. Государь остановился в его прекрасном доме... 7-го мая. К утру мы были в Адмиралтействе, где спускали фрегат "Флору", потом в разных казенных заведениях и между прочим в штурманском училище".
Любуясь великолепным видом разлива Бугского лимана, открывшимся с косогора Дикого Сада, восхищенный император предложил соорудить здесь беседку, чтобы наслаждаться видом морского простора. Грейг выполнил это требование императора: вначале была сооружена временная беседка, а в 1827 г. возвели красивый каменный павильон под названием "Храм Весты"", проект которого выполнил пансионер Черноморского флота ученик Академии художеств Р.Кузьмин.
17 мая Грейг представил императору Черноморский флот в Севастополе, который "показался в блестящем виде".

*Средний возраст кадетов, выпускавшихся из Морского корпуса в мичманы.