Основание верфи на Ингуле

Отцы-основатели и первые поселенцы

 

Франц Фабре не долго потрудился на своей даче - Николаевском полуострове; его мечтам так и не удалось осуществиться.
Наступил 1787 год. Князь Г.А.Потемкин, спустя почти десять лет после основания Херсона, понял, что место для города и верфи было выбрано неудачно. Во-первых, далеко от моря - чтобы дойти до Лимана, надо было преодолеть тридцать верст довольно узкого Днепра; во-вторых, место гнилое - вокруг города масса островов и плавней, покрытых сплошь камышом, этакий рассадник вредных испарений и болезней, среди которых болотная лихорадка была неизменной спутницей жизни; в-третьих, мелководные песчаные бары в устье Днепра, которые невозможно было "прочистить" - они каждый год наносились заново мощным течением Днепра; поэтому корабли приходилось проводить из Херсона в Лиман на камелях*, что было дорого и канительно. Только в Глубокой Пристани, что у Станислава, корабли можно было спускать с камелей и довооружать до полного комплекта. И в-четвертых, весной часть города и Адмиралтейства затапливались мощным паводком.
Григорий Александрович решил, что надо искать новое место для верфи. Это он поручил своему ближайшему помощнику Михаилу Леонтьевичу Фалееву. И вскоре место было найдено - помог несчастный случай.
Летом 1787 года турки (по-видимому, жившие в Каранье-Кире, нынешней Коренихе) переправились через Бугский лиман, бывший границей, и напали на часть Фабровой дачи, что на Виноградной косе у источника (нынешний яхт-клуб). Они разорили имение и убили бывшую там служанку. Франц Фабре обратился с протестом к русским властям, и Потемкин послал М.Л. Фалеева на Фаброву дачу, чтобы оценить убыток и утрясти этот инцидент с турецкой стороной. Пока М.Л. Фалеев улаживал с турками это приграничное происшествие, он успел выполнить поручение Потемкина по обследованию устья Ингула. Вернувшись, Фалеев доложил, что в устье Ингула есть хорошее место для корабельной верфи, на что последовало немедленное распоряжение князя об основании новой верфи. Но тут выяснилось непредвиденное препятствие: земля эта оказалась частной, так как несколько лет назад Потемкин распорядился продать ее Францу Фабре.
Князь не счел это достойным внимания, он тут же велел аннулировать купчие Фабре и выкупить земли назад в казну. Вследствие такого распоряжения Екатеринославское наместничество 2 сентября 1787 года определило исключить из владений Фабре отведенную ранее землю и передать ее в казну.
С этого времени начинаются постоянные заходы русских судов в Бугский лиман и в устье Ингула для ремонта, килевания** и зимнего отстоя. А 27 июня 1788 года князь своим ордером поручил штурману Никите Михайловичу Гурьеву измерить глубину Ингула "от устья его до того места доколе оный судоходен", а также заметить "где эллинги быть с удобством могут"***. Вслед за этим распоряжения - ордера князя Потемкина следуют одно за другим.
Ордер полковнику М.Л.Фалееву от 21 июля 1788 года из лагеря под Очаковом:
"Предписано вам заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробированному рисунку двух кораблей пятидесятипушечных".
Уже к осени в устье Ингула потянулись обозы с лесом и другими строительными материалами, руководителем работ по строительству верфи Потемкин назначил инженер-подпоручика И.В.Соколова, который составлял планы построек и эллингов и возводил их. Одновременно по распоряжению Г.А. Потемкина в небольшом селе на берегу Бугского лимана, в двенадцати верстах от центра Николаевского полуострова, был организован военный госпиталь, получивший название Витовский, по имени самого села Витовка****. Здесь же, в Витовке, Потемкину так понравилось место, что он отмежевал себе и графине Александре Васильевне Браницкой земли и велел построить загородные усадьбы для себя и для своей любимой племянницы.
Осенью 1788 года подрядчик Постоев возвел на Усть-Ингуле кузницу, началось строительство землянок для мастеровых. Но Потемкин уже видит будущую верфь и спешит, опережая события, всеподданнейше донести, что заложено два корабля "на новой верфи при устье Ингула".
Мощная фантазия князя уже видит могучую кораблестроительную верфь; в рапорте генерал-адмиралу великому князю Павлу Петровичу Потемкин с пафосом сообщает:
"На устье Ингула готовятся для строения кораблей пять еленгов".
Но для этих кораблей не было еще и чертежей, и место для эллингов еще не выбрано, и нет еще чертежа самого эллинга. Только весной следующего года начинают проявляться более реальные контуры верфи и кораблей.
В ордере графу Марку Войновичу о программе кораблестроения Потемкин указывает:
"На Ингуле особливо под моим присмотром 44-х пушечный (корабль)".
И это в то время, когда шла новая война с Турцией, и все мысли Потемкина были обращены на Очаков.
Ордером от 25 мая 1789 года корабельному мастеру Семену Ивановичу Афонасьеву князь предписывает: "К прибытию моему изготовьте проект корабля сорокашестипушечного...". Генералу Меллеру: "Заводится верфь на устье Ингула, нужно там сделать еленги. Определите для сего искусного из инженерных офицеров и прикажите ему явиться у статского советника и кавалера Фалеева" (6 июня 1789 г.). Из журнала армии от 21 июля 1789 г.: "Статскому советнику Фалееву дан ордер... о запасении всего нужного для заводимой там о верфи."
Но как бы ни торопил события Г.А.Потемкин, а жизнь вносила свои коррективы - к середине 1789 г. к постройке эллингов еще не приступили. Однако желая поставить правительство перед фактом существования Новой Верфи и придать ей государственную важность, Потемкин начинает именовать еще несуществующую верфь Адмиралтейством, а постройки вокруг нее (большей частью землянки, крытые камышом) - городом.

*Плавучий док.
**Наклонение судна на мелководье для ремонта.
***Наклонные дорожки для спуска и постройки судов.
****Название дано в память о литовском великом князе Витовте , разгромившем здесь татар и основавшим крепость и поселок (1399 г.).