Изучите иллюстрацию, прочитайте текст и ответьте на вопросы 21 и 22.

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

6. Укажите обязательные признаки государства:

1) законы 3) единобожие 5) монархия
2) медицина 4) налоги 6) армия

 

7. Выберите из перечня правителей Вавилона:

1) Кир 3) Ашока 5) Валтасар
2) Навуходоносор 4) Соломон 6) Авраам

 

8. Выберите изображения, относящиеся к истории древнего Египта:

 

9. Укажите слова, относящиеся к истории Древнего Междуречья:

1) папирус 3) шадуф 5) Иштар
2) висячие сады 4) Урук 6) сфинкс

 

10. Выберите из перечня достижения древних китайцев:

1) цветное стекло 3) шелковые ткани 5) ткани из хлопка
2) поэма о Гильгамеше 4) производство бумаги 6) изобретение компаса

 

В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

 

11. Сопоставьте занятия жителей с территорией, для которой они характерны.

Основные занятия населения Территория
1) Мореплавание: торговое и пиратство. Развитые ремесла: резьба по кости, ювелирное дело, окрашивание тканей, стеклодувное мастерство. A) Греция
2) Земледелие. Возделывали пшеницу, ячмень, рис. Выращивали хлопчатник. Добывали сахар из сахарного тростника. B) Финикия
3) Орошаемое земледелие. Основная культура – рис, просо, пшеница. Выращивание тутовых деревьев и разведение тутового шелкопряда. C) Индия
4) Ирригационное земледелие. Создана сложная система каналов и колодцев для полива полей. Выращивают пшеницу и ячмень. В садах собирают финики, инжир, гранаты. Есть виноградники. D) Междуречье
5) Прибрежное мореплавание: торговое и рыболовное. Земледелие: ячмень, оливки, виноград. Скотоводство: козы, овцы, свиньи. E) Египет
F) Китай
G) Палестина

 

12. Соотнесите древние государства и верования их населения.

Верования Государство
1) Природой управляют могущественные боги. Главный бог – бог солнца. Правитель страны – его сын. Есть боги неба, земли, реки. Почитают священных животных. Богам строят храмы и приносят жертвы. После смерти человек попадает в царство мертвых, где его ждет суд. Для загробной жизни ему нужен дом и тело, поэтому тело умершего особым образом сохраняют в гробнице. A) Греция
2) Есть единый Бог, сотворивший мир и человека. Он дал людям заповеди, по которым те должны жить. Бог избрал свой народ и обещал им землю, которая станет их родиной. Богу поклоняются в едином храме, построенном в столице. B) Израиль
3) Создателем мира является бог добра и света. Он изображается в виде крылатого солнечного диска. Его враг – дух зла и тьмы. Они борются друг с другом и человек должен поддерживать бога света. Храмов и статуй нет. Сооружаются алтари на возвышении и на них совершаются жертвоприношения. C) Египет
4) Поклоняются многим богам. Не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа вечна и после смерти переселяется в другое тело. За дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Есть священные животные. Самое почитаемое – священная корова. D) Индия
5) Поклоняются духам предков, почитают их как семейных покровителей. В их честь совершают жертвоприношения. Высшее существо – Небо. Правитель – сын Неба. E) Китай
F) Персия
G) Ассирия

 

13. Соотнесите письменный источник и описываемые события.

События Исторический источник
1) десятый год Троянской войны A) Одиссея
2) история и законы жизни богоизбранного народа B) Приключения Синухета
3) странствования царя Урука и его друга, поиски цветка бессмертия C) Илиада
4) поиски царевны Ситы, битва войска обезьян со злым чудовищем D) Рамаяна
5) двадцатилетнее возвращение героя домой с чужбины E) Песнь о Гильгамеше
F) Ветхий Завет
G) Веды

 

14. Сопоставьте описание первобытных верований и их научные названия.

Верования Ранние формы религии
1) особый человек в племени или роде обладает сверхъестественными способностями A) анимизм
2) существование души и духов B) магия
3) определенный предмет обладает сверхъестественной силой C) тотемизм
4) человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в специальных обрядах D) фетишизм
5) фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и животным E) шаманизм
F) генотеизм
G) культ предков

 

15. Сопоставьте образец древней архитектуры и государство:

 

 

Образец архитектуры Государство
1) изображение 1 A) Вавилонское царство
2) изображение 2 B) Китай
3) изображение 3 C) Израиль
4) изображение 4 D) Критское царство
5) изображение 5 E) Финикия
F) Египет
G) Индия

 

16. Расположите археологические периоды в хронологическом порядке:

1) бронзовый век 2) палеолит 3) неолит 4) медный век 5) мезолит

17. Установите хронологическую последовательность событий:

1) появление законов Хаммурапи 4) объединение Индии
2) завоевание Киром Вавилона 5) постройка пирамиды Хеопса
3) царствование Давида и Соломона

 

18. Расположите древние архитектурные памятники по месту их территориального расположения в направлении от востока к западу:

1) Великая Китайская стена 4) Кносский дворец
2) Мохенджо Даро 5) Большой Сфинкс
3) Ворота Иштар

 

19. Расположите индийские варны от наиболее к наименее привилегированной:

1) брахманы 2) вайшьи 3) шудры 4) кшатрии 5) неприкасаемые

 

20. Расположите имена известных людей древнего мира в хронологической последовательности:

1) Эхнатон 2) Ашока 3) Будда Гаутама 4) Давид 5) Хаммурапи

 

В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы не используются. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в именительном падеже, единственном числе, в алфавитном порядке.

 

«… археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы. Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно – это один из самых великих городов древности. Идеальная планировка, широкие улицы, общественные туалеты и городская канализация… И один из самых загадочных. Он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Почему жители покинули город, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? Почему и как погибли те, кто остался? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа».

 

21. Укажите страну, в которой находился этот город. Ответ запишите в именительном падеже.

 

22. Посчитайте, в каком году до нашей эры произошло событие, приведшее к гибели города?

Ответ округлите до сотен лет и запишите только получившееся число.

 

23. О ком идет речь?

«Французский историк, лингвист, почётный член Петербургской Императорской академии наук. Благодаря этому человеку была раскрыта тайна египетских иероглифов».

Запишите его фамилию без инициалов в именительном падеже.

 

24. Вставьте пропущенное слово:

«В первой трети I тысячелетия до н. э. ассирийская армия была сильнейшей в мире. Военным успехам Ассирии способствовали многочисленные нововведения, такие, как конница, осадные машины и <…> оружие».

Пропущенное прилагательное запишите в той форме, в какой предполагается его использование в предложении.

 

25. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова:

«Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны… Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили мне в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя… И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов... Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь?»

Запишите его имя без инициалов в именительном падеже единственного числа.