Второй этап. Высшая лига
X Международная Олимпиада по основам наук
Дом Учителя Уральского федерального округа
Вопросык документу.
СИМОН УШАКОВ. «СЛОВО К ЛЮБОТЩАТЕЛЕМ ИКОННОГО ПИСАНИЯ». 1667 Г.
ФЕДОРА СКИБИНА В ПРИКАЗНОЙ ИЗБЕ 0 ХОЗЯЙСТВЕ КАЗАХОВ. 1697 Г.
РАССПРОСНЫЙ ЛИСТ ТОБОЛЬСКОГО КАЗАКА
...А крепости-де в Туркестане и в городах валены, валы земляные и по валу кладены стены кирпича необожженного, а вышиною и с валом стена сажени в полтретьи, а шириною местами в сажень, а в иных местах больше и меньше,
а к верху аршина по полутора и по два; а болыпе-де у них в городах валенье одни земляные валы без кирпичу, а земля плотна и не сыпуча, а рвов-де копаных нет. И во всех тех городах живут бухарцы, а казахов мало, а казахи-де все живут для пашенных земель по кочевьям, а пахоты-де их скудны, коней и овец много, а коров мало; кормятся мясом и молоком. А к бою-де удачливы, волшебству-де учены от донских беглецов, а по смете-де всех их казаков будет тысяч с 20 и больше.
А рек-де больших в земле их нет, а три-де реки из-под камени пали, и те средние, а Сырт-де река течет из-под камени, от городов их не в близости, а рыбы-де в ней мало, да и не ловят, а пала-де устьем в море Хивинское или Аральское. А городов-де особых нет, а к воинскому-де делу с казаками одного ученья и кормятся воровством (т. е. промышляют набегами, сопровождающимися угоном скота. — Е. С).
Вопросы и заданияк документу.
- Опишите хозяйство казахов.
- Чем оно отличалось от хозяйства других народов, вошедших в состав России?
- Как различия в географических условиях проживания, в экономических и культурных традициях народов могли повлиять на развитие Российского государства?
Премудрый художник всех умных тварей и вещей, сотворивший человека по образу и подобию своему, дал ему душевную способность начертать образы всех этих тварей, что называется фантазией, и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым.
...Не только сам господь Бог является художником иконописания, но и все существующее благодаря чувству зрения может получить эту силу вследствие тайной и удивительной хитрости; всякая вещь, представшая перед зеркалом, в нем свой образ напишет по дивной Божьей премудрости. Разве не чудо этот удивительный образ? Если человек движется, и он движется; перед стоящим стоит, перед смеющимся смеется, перед плачущим плачет, или иное что человек делает, и он делает, является всегда живым, хотя ни тела, ни души не имеет человеческих. Также в воде, на мраморе и на иных вещах, хорошо выглаженных мы видим, без всякого труда, одновременно написанные образы всяких предметов...
Имея от господа Бога талант иконописательства, врученный моему ничтожеству, не хотел я его скрыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался в своем старании перед Богом выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем художестве, и решил их вырезать на медных досках, чтобы искусно напечатанные образцы пошли на пользу всем любителям этого достойного искусства; я надеюсь, что все с благодарностью воспользуются этим залогом моей любви, когда увидят, как может много это помочь им в том, чтобы хорошо писать честные иконы...
- В чем видит художник свое предназначение?
- Какую роль в этом он отводит Богу?
- Удалось ли С. Ушакову «хорошо писать честные иконы»?
- Какое значение имели взгляды Ушакова на развитие иконописи XVII в.?
Научный руководитель проекта по истории: Мосин Алексей Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России исторического факультета УрФУ,
г. Екатеринбург, Свердловская область
Автор заданий: Молодцова Мария Анатольевна, учитель истории, 1 квалификационная категория, МБОУ СОШ № 80, г. Екатеринбург, Свердловская область
Рецензент: Огоновская Изабелла Станиславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования СУНЦ (лицея) УрФУ,
г. Екатеринбург, Свердловская область