Визуальное управление группой

Методические приемы обучения и управления группой Оперативный комментарий и пояснение

При проведении занятия большое значение имеют указания тренера-инструктора, играющие роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут хорошо предста­вить себе собственные действия, ориентирующие их, что и как делать: название движения, основ­ные моменты техники выполнения, направление, подсчет и т.д., — помогающие исправить более или менее грубые ошибки и корректирующие действия занимающихся, тем самым применяя принцип обратной связи и поточный метод выполнения упражнений.

В аэробике необходимо уметь вести не только прямой,но и обратный подсчет.

Используя прямой подсчет, тренер-инструктор может подсчитывать:

каждый счет музыкального такта. Например, при музыкальном размере 4/4 подсчет следующий: «Раз — два — три - четыре» или «и - раз — и — два — и — три — и — четыре».

Данный вид подсчета особенно актуален при освоении нового движения и необходим для фор­мирования умения согласовывать свои действия с музыкой. При этом следует помнить, что одни эле­менты в аэробике выполняются на 2 счета, а дру­гие — на 4. Метод применяется при освоении соеди­нений, например при указании типа: 4 Step Touch, 2 V-Step. Можно использовать следующий вид под­счета, который сохраняет «квадратность»: 4 Step Touch - «раз - два — три — четыре», или 2 V-Step — «раз — два», что соответствует 8 счетам музыкально­го размера.

Обычно в аэробике применяется музыка с рит­мической структурой 4/4. Таким образом, 4 счета музыкального размера определяют подсчет «раз», «два» и т.д., особенно удобный при разучивании композиций. Он позволяет делать замечания, ука­зания по передвижению, технике выполнения эле­мента и т.п.

Для выполнения «гладкого» перехода с одного элемента на другой при разучивании комбинаций поточным методом применяется обратный подсчет:«Восемь — семь - шесть — пять — четыре — три — два — раз».

Часто подсчитывают последние 4 счета, движе­ния или такта, при этом вместо последнего счета «один» называют следующий элемент, смену на­правления и т.п.

Рассмотрим, например, соединение из двух ша­гов: Step Touch (8 шагов) и V-Step (4 шага): «раз — два — три - четыре» — 4 Step Touch. На счет «четыре» дается указание: «Еще четыре», — и осуществляется обратный подсчет: «Четыре — три — два», V-Step (вместо счета «раз»).

Разработанная в США условная знаковая систе­ма управления группой значительно облегчает про­ведение занятий оздоровительной аэробикой. На­пример, тренер показывает направление движения с пояснением, что делать, указывает количество по­вторений и т.д.:

• «Внимание!» - одна или две руки подняты вверх-наружу.

• «Начало!» — одна рука согнута над головой ла­донью вниз.

• «Налево, направо» — рукой, поднятой в сторо­ну, тренер указывает направление движения.

• «Вперед!» - одной или двумя руками, подня­тыми вперед, тренер указывает направление движения.

• «Назад!» — обе руки согнуты впереди, большие пальцы направлены назад.

• «Стоп!» — руки скрестно перед грудью.

• «Марш!» - руки скрестно перед грудью. Вы­полнять поочередные движения кистями к себе и от себя.

• «Добавить» — руки скрестно перед собой, ки­сти касаются плеч.

• «Соединить» - слегка согнутые руки поднять вверх, кисти перекрещены.

• «Темп» - руки согнуты перед грудью, предпле­чье одной руки — над предплечьем другой. Круго­вые движения предплечьями.

• «Отлично!» — руку вытянуть вперед, пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх.

• «Обратный счет» — рука в сторону, предплечье вверх, пальцы показывают счет: «4» - четыре паль­ца раскрыты, «3» — три, «2» — два. Счет «1» не ука­зывается.

• «Поворот» — круг рукой над головой.

Обычно визуальное управление сопровожда­ется словесными указаниями: например, показы­вается направление движения с пояснением, что делать.

Комментировать выполнение упражнений, да­вать пояснения и визуально управлять группой не­обходимо четко и уверенно. Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых у занимающихся на уровне ощущений закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, особенно при выпол­нении силовых упражнений в партере и с исполь­зованием различного рода амортизаторов, отягоще­ний, предметов.

К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен движениями подчеркивать моменты расслабления, напряжения, характер элементов и т.п. Большое значение имеет мимика. Нельзя про­водить занятия с выражением недовольства, раз­дражительности и усталости на лице.