Визуальное управление группой
Методические приемы обучения и управления группой Оперативный комментарий и пояснение
При проведении занятия большое значение имеют указания тренера-инструктора, играющие роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут хорошо представить себе собственные действия, ориентирующие их, что и как делать: название движения, основные моменты техники выполнения, направление, подсчет и т.д., — помогающие исправить более или менее грубые ошибки и корректирующие действия занимающихся, тем самым применяя принцип обратной связи и поточный метод выполнения упражнений.
В аэробике необходимо уметь вести не только прямой,но и обратный подсчет.
Используя прямой подсчет, тренер-инструктор может подсчитывать:
— каждый счет музыкального такта. Например, при музыкальном размере 4/4 подсчет следующий: «Раз — два — три - четыре» или «и - раз — и — два — и — три — и — четыре».
Данный вид подсчета особенно актуален при освоении нового движения и необходим для формирования умения согласовывать свои действия с музыкой. При этом следует помнить, что одни элементы в аэробике выполняются на 2 счета, а другие — на 4. Метод применяется при освоении соединений, например при указании типа: 4 Step Touch, 2 V-Step. Можно использовать следующий вид подсчета, который сохраняет «квадратность»: 4 Step Touch - «раз - два — три — четыре», или 2 V-Step — «раз — два», что соответствует 8 счетам музыкального размера.
Обычно в аэробике применяется музыка с ритмической структурой 4/4. Таким образом, 4 счета музыкального размера определяют подсчет «раз», «два» и т.д., особенно удобный при разучивании композиций. Он позволяет делать замечания, указания по передвижению, технике выполнения элемента и т.п.
Для выполнения «гладкого» перехода с одного элемента на другой при разучивании комбинаций поточным методом применяется обратный подсчет:«Восемь — семь - шесть — пять — четыре — три — два — раз».
Часто подсчитывают последние 4 счета, движения или такта, при этом вместо последнего счета «один» называют следующий элемент, смену направления и т.п.
Рассмотрим, например, соединение из двух шагов: Step Touch (8 шагов) и V-Step (4 шага): «раз — два — три - четыре» — 4 Step Touch. На счет «четыре» дается указание: «Еще четыре», — и осуществляется обратный подсчет: «Четыре — три — два», V-Step (вместо счета «раз»).
Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробикой. Например, тренер показывает направление движения с пояснением, что делать, указывает количество повторений и т.д.:
• «Внимание!» - одна или две руки подняты вверх-наружу.
• «Начало!» — одна рука согнута над головой ладонью вниз.
• «Налево, направо» — рукой, поднятой в сторону, тренер указывает направление движения.
• «Вперед!» - одной или двумя руками, поднятыми вперед, тренер указывает направление движения.
• «Назад!» — обе руки согнуты впереди, большие пальцы направлены назад.
• «Стоп!» — руки скрестно перед грудью.
• «Марш!» - руки скрестно перед грудью. Выполнять поочередные движения кистями к себе и от себя.
• «Добавить» — руки скрестно перед собой, кисти касаются плеч.
• «Соединить» - слегка согнутые руки поднять вверх, кисти перекрещены.
• «Темп» - руки согнуты перед грудью, предплечье одной руки — над предплечьем другой. Круговые движения предплечьями.
• «Отлично!» — руку вытянуть вперед, пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх.
• «Обратный счет» — рука в сторону, предплечье вверх, пальцы показывают счет: «4» - четыре пальца раскрыты, «3» — три, «2» — два. Счет «1» не указывается.
• «Поворот» — круг рукой над головой.
Обычно визуальное управление сопровождается словесными указаниями: например, показывается направление движения с пояснением, что делать.
Комментировать выполнение упражнений, давать пояснения и визуально управлять группой необходимо четко и уверенно. Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых у занимающихся на уровне ощущений закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, особенно при выполнении силовых упражнений в партере и с использованием различного рода амортизаторов, отягощений, предметов.
К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен движениями подчеркивать моменты расслабления, напряжения, характер элементов и т.п. Большое значение имеет мимика. Нельзя проводить занятия с выражением недовольства, раздражительности и усталости на лице.