Методы обучения

Фитнес с использованием тренажеров

Фитнес с использованием тренажеров – одно из самых востребованных направлений. Сейчас в оздо­ровительном фитнесе широко применяются различные кардиотренажеры: беговые дорожки (тред-милы), велотренажеры, эллиптические, или кросс-тренажеры, гребные тренажеры, степ-тренажеры. Следует выделить специальные конструкции для развития гибкости, подвижности суставов – стретчинг-машины. Несмотря на бесспорно позитивное влияние кардио- и силовых тренажеров, в них используются довольно ограниченные формы движений. Движения в жизни намного богаче и раз­нообразнее. Поэтому столь популярна в последнее время система Пилатеса, использующая специаль­ные тренажеры для развития силы и гибкости.

 

Музыкальное сопровождение можно рассматри­вать и как фактор воздействия на занимающихся в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Пра­вильная методика применения музыки способству­ет успешному усвоению двигательного навыка.

Важным методическим приемом является и из­менение темпавыполнения хореографических дви­жений: можно замедлять или ускорять темп в зави­симости от стадии усвоения элемента, соединения или целой комбинации. Если в начале изучения нового хореографического материала темп будет слишком быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной ра­боте мышц, неспособности детей и подростков по­нять задание и повторить его, что, в свою очередь, может вызвать раздражение, развить комплекс не­способности к данному роду двигательной актив­ности. Поэтому «поспешать надо медленно». Но и слишком затягивать выполнение движений в за­медленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардио-респираторную систему, а следовательно, и оздо­ровительный эффект на организм занимающихся. Следует помнить о принципе «золотой середины». Нельзя сразу требовать от занимающихся эмоцио­нального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более — комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической сто­роне, правильной последовательности элементов, ориентировке в пространстве, а затем вносите эмо­циональность, выразительность.

Для преподавателя аэробики важно не только красиво двигаться самому, но и уметь четко и ясно, в доступной форме объяснить занимающимся тех­нику выполнения движений. Поэтому проблема правильного обучения в аэробике актуальна при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря уже о танцевальных элементах и соединениях. Сложность задачи возрастает из-за того, что воздоровительной тренировке мы сталкива­емся с дефицитом времени. Обычно занимающие­ся всостоянии посещать занятия не более 2—3 раз в неделю, при этом всегда стоит задача как можно быстрее достичь желаемого эффекта: развить физические качества, улучшить координацию движе­ний, улучшить фигуру, наконец, просто получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому обучение происходит, что называется, «на ходу», сохраняя принцип поточности (Non Stop — нон-стоп)выполнения движений. Это повышает требования к тренеру: он должен быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения и замечания тренер обязан делать в тактичной и доходчивой форме.

Итак, остановимся на основных методах и прин­ципах обучения.

Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться в комбинации из ранее достаточно хорошо усвоен­ных элементов. При этом внимание надо уделять не только тому, что выполнять, но и тому, как. За­нимающиеся должны контролировать не только последовательность движений, но и работу мышц, осознанно выполнять элементы и их соединения. Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию.

Ваэробике линейное программирование реали­зуется в пошаговой структуре, соблюдая которую, можно быстро и успешно освоить хореографиче­ские элементы классической аэробики:

1) несколько раз терминологически правильно назвать движение или элемент и выполнять его в медленном темпе; .

2) выполнять элемент в нужном темпе, повто­рив его не менее 16—32 раз. В случае возникнове­ния ошибок вновь повторить 2—4 раза медленно и перейти к темпу, соответствующему музыке;

3) осваивать движения руками при выполнении ходьбы (марша) или в основной стойке, а затем на марше;

4) осваивать сочетания движения рук и ног;

5) осваивать модификацию, например степ-тач углом, или переход на другой элемент. Обычно пе­дагог дает команду: «Только смотрим». Занимаю­щие продолжают выполнять освоенный элемент и по команде «Со мной!» переходят к выполнению модификации или другого элемента. Тренер может после освоения какого-либо элемента перейти на ходьбу, назвать следующий, одновременно показать его и начинать выполнять вместе с занимающими­ся. При работе с детьми, особенно страдающими различными заболеваниями, имеющими плохую координацию движений, можно отключать музы­кальное сопровождение, медленно, путем много­кратных повторений разучить новый элемент, а за­тем продолжать выполнять его под музыку по вы­шеприведенной схеме.