Психологическая характеристика личности ученика
Целесообразно составить характеристику на слабоуспевающего, недисциплинированного или испытывающего трудности в общении ученика. Кандидатуру ученика определить в начальный период практики и сразу же начинать сбор материала в различных ситуациях деятельности и общения.
Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент, тестирование.
Для проведения тестирования предлагаются задания по психологии, содержащиеся в разделах 2, 3, 6 данного “Методического пособия».
Необходимо обратить особое внимание на следующее:
· Выявление психолого-педагогических причин обозначенной проблемы школьника;
· Составление рекомендаций, направленных на устранение трудностей в обучении, поведении, развитии.
· Психолого-педагогические выводы и рекомендации должны быть конкретными и применимы в дальнейшей работе с учеником.
· Рекомендуется повторить темы из курсов психологии (общей, возрастной, педагогической), соответствующие разделам характеристики.
· При составлении характеристики следовать представленной ниже схеме характеристики, ее разделам и структуре.
· Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами поведения и деятельности ученика.
Психолого-педагогическая характеристика должна представлять собой связный текст, в котором с наибольшей полнотой даны ответы на все пункты предлагаемой схемы составления характеристики.
Схема психологической характеристики личности ученика
I. Данные по истории развития личности (анамнез):
1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве (было ли оно нормальным или имелись какие-то отклонения от нормы).
2. Материальный и культурный уровень семьи.
3. Жилищные условия.
4. Отношение родителей к ученику (стиль родительского воспитания) ‑ заботливое, дружеское, слепое обожание, мелочная опека, отчужденное, бесконтрольность со стороны родителей и т.д.
5. Отношение ученика к родителям.
6. Имели ли место события, которые оказали сильное влияние на психику ученика.
7. Успеваемость, дисциплина, характер отношений в предшествующих классах.
8. Основная проблема на настоящий момент.