Во второй графе необходимо отметить различные реакции класса на организуемую педагогом учебную ситуацию. Темп, активность (пассивность), утомление, динамику этих реакций и т.д.

Здесь необходимо зафиксировать деятельность тех учеников, которые иначе, чем класс в целом, отвечают на воздействия учителя. Это могут быть те школьники, которые не успевают выполнять учебные действия, или наоборот, делают задания быстрее, чем другие, те, кто слишком бурно реагируют на действия педагога, или слишком пассивны, проявляют на уроке грубость, слишком «зажаты», или неадекватно ведут себя и т.д.

В четвертой графе фиксируются психолого-педагогические замечания, гипотезы, идеи, которые возникают у Вас, непосредственно на уроке.

На основе записи хода урока необходимо дать его развернутый психологический анализ по следующей программе.

Программа психологического анализа урока

Создание положительной мотивации.

Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчеркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся; вопросы к учителю, активная работа учащихся; высказывание собственных суждений; инициативное обсуждение вопросов учащихся; рабочая обстановка в классе и т.д.

Организация внимания.

Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчеркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО, эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и .т.д.

О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствуют поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.

Организация деятельности мышления.

Создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование раз-личных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности, обобщенности и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с различных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов к учителю и товарищам.