Парламентское расследование

Парламентское расследование связано с общественными отношениями, возникающими в связи с осуществлением палатами парламента деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. Федеральным законом[35] устанавливаются основания для проведения парламентского расследования Федерального Собрания РФ, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры парламентского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.

Целями парламентского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение палатами Федерального Собрания РФ контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

Парламентское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности. Парламентское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.

Предмет парламентского расследования законодатель определяет следующим образом: парламентскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Парламентскому расследованию не подлежат:

1) деятельность Президента Российской Федерации;

2) деятельность суда по осуществлению правосудия;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления. Парламентское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии. Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ соответствующего созыва.

Основаниями для возбуждения парламентского расследования являются события, ставшие известными членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ или депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона.[36]

Инициатива возбуждения парламентского расследования принадлежит парламентариям. Группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет председателю соответствующей палаты Федерального Собрания РФ письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения.

Обратимся к порядку принятия решения о возбуждении парламентского расследования:

1. Вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования или предложения о создании комиссии рассматривается на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, а о поддержке предложения о создании комиссии – на заседании Государственной Думы не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

2. Палата Федерального Собрания РФ, принявшая постановление о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе соответствующей части комиссии, незамедлительно направляет данное постановление в другую палату Федерального Собрания РФ, которая в течение 15 дней со дня принятия указанного постановления рассматривает вопрос о возбуждении парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии.

3. Если действия не могут быть совершены в указанный срок в связи с тем, что инициатива возбуждения парламентского расследования, постановление Государственной Думы о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии внесены в Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период между сессиями Совета Федерации, а равно в связи с тем, что инициатива возбуждения парламентского расследования, предложение о создании комиссии, постановление Совета Федерации о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии внесены в Государственную Думу в период между сессиями Государственной Думы или в предоставленное для работы депутатов Государственной Думы с избирателями время, то данные действия подлежат совершению в течение семи дней со дня начала очередной сессии или после дня окончания работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями палат Федерального Собрания РФ и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.

Датой создания комиссии считается день вступления в силу постановления палаты Федерального Собрания РФ о возбуждении парламентского расследования. Парламентское расследование не проводится, если одна из палат Федерального Собрания РФ не приняла решение о возбуждении парламентского расследования, инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой Федерального Собрания РФ, а также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

Предусмотрен порядок формирования парламентской комиссии, когда при поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания РФ на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. В состав комиссии от Государственной Думы должно входить равное число представителей всех депутатских объединений в Государственной Думе. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания. В случае отказа депутатского объединения в Государственной Думе от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями, направившими своих представителей в состав комиссии и представителями этих депутатских объединений.

Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения распускается. Инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних шести месяцев полномочий Президента РФ или Государственной Думы, а также в период избирательной кампании по выборам Президента РФ или по выборам депутатов Государственной Думы.

Членом комиссии не может быть член Совета Федерации, депутат Государственной Думы:

1) являющийся участником расследуемого комиссией события;

2) лишенный неприкосновенности;

3) в отношении которого соответствующей палатой парламента рассматривается вопрос о лишении его неприкосновенности;

4) состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Полномочия члена комиссии прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Член комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию. Полномочия члена комиссии также могут быть досрочно прекращены по решению соответствующей палаты ФС РФ. Решение о прекращении полномочий члена комиссии оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, вакантное место замещается другим представителем соответствующей палаты ФС РФ.

Сопредседатели комиссии, обладая равными правами, осуществляют следующее:

1) организуют работу комиссии, по согласованию между собой созывают и поочередно ведут ее заседания;

2) выступают на заседаниях палат Федерального Собрания РФ с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяют обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивают защиту используемой при проведении парламентского расследования информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывают протоколы проводимых ими заседаний комиссии;

6) решают иные вопросы в соответствии с федеральным законом и регламентом парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.

Секретарь комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа ее членов. Круг его обязаностей:

1) отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии;

2) руководит деятельностью аппарата комиссии;

3) обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений;

4) организует ведение делопроизводства комиссии.

Аппарат комиссии формируется для обеспечения деятельности комиссии на паритетных началах и состоит из штатных работников аппаратов палат Федерального Собрания РФ.

Регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимается комиссией самостоятельно. Комиссия вправе в принимаемом регламенте парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, устанавливать правила проведения парламентского расследования, которые не должны противоречить федеральным законам. В регламенте комиссии определяются:

1) порядок проведения заседаний комиссии;

2) порядок ведения делопроизводства комиссии и оформления ее документов;

3) порядок подготовки итогового доклада комиссии;

4) порядок формирования и деятельности рабочих групп;

5) порядок исполнения членами комиссии своих обязанностей;

6) иные вопросы организации деятельности комиссии.

Порядок работы комиссии. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно. В случае если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. Заметим, что Уполномоченный по правам человека в РФ вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня создания комиссии.

Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии – члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:

1) основные направления парламентского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении парламентского расследования;

3) сроки завершения основных этапов парламентского расследования (сбор информации, оценка и систематизация информации, подготовка итогового доклада комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения;

6) иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение по итоговому докладу комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.

Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства РФ, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету парламентского расследования, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;

3) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию;

4) опрашивать приглашенных лиц и заносить их объяснения в соответствующий протокол;

5) предлагать должностным лицам и гражданам представлять объяснения и излагать ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направлять в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать парламентскому расследованию.

Объяснения, ответы и информация рассматриваются на заседаниях комиссии. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией или рабочей группой в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.

Рабочие группы в соответствии с поручениями комиссии имеют
право[37]:

1) выезжать на место расследуемого комиссией события в порядке, установленном регламентом комиссии, для сбора информации, касающейся предмета парламентского расследования;

2) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных государственных органов, не являющихся органами государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету парламентского расследования, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

3) при выезде на место расследуемого комиссией события опрашивать должностных лиц и граждан по расследуемым ею фактам и обстоятельствам и заносить их объяснения в протокол. При опросе должностных лиц и граждан должно присутствовать не менее трех членов рабочей группы.

По результатам деятельности рабочей группы составляется доклад, который рассматривается на заседаниях комиссии. К докладу прилагаются копии документов, протоколы опросов должностных лиц и граждан, а также иные материалы, полученные рабочими группами.

Члены комиссии обязаны:

1) в соответствии с регламентом комиссии лично участвовать в заседаниях комиссии и деятельности образованных комиссией рабочих групп;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе парламентского расследования.

Члены комиссии имеют право:

1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;

2) в порядке, установленном регламентом комиссии, задавать вопросы лицам, приглашенным на ее заседания.

Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании:

1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии или рабочей группы в течение 15 дней представить необходимую для проведения парламентского расследования информацию (документы, материалы). Представление комиссии или рабочей группе сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.

2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны:

1) прибыть на заседание комиссии;

2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой.

За отказ от представления комиссии или рабочей группе необходимой для проведения парламентского расследования информации (документы, материалы), за уклонение от её передачи, либо за представление комиссии или рабочей группе заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений, за дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, либо за неявку на заседание комиссии или рабочей группы без уважительных причин должностные лица несут административную или уголовную ответственность.

Комиссия вправе направить в орган или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, требование об освобождении от замещаемой должности должностного лица, за исключением лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ или муниципальные должности, в случае отказа от представления комиссии или рабочей группе необходимой для проведения парламентского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого представления, либо в случае представления комиссии или рабочей группе заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также в случае отказа от дачи объяснений и дачи заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, либо в случае неявки на заседание комиссии или рабочей группы без уважительных причин.

Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в парламентском расследовании, вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);

2) пользоваться услугами адвоката;

3) вести необходимые записи;

4) знакомиться с протоколом опроса;

5) ходатайствовать о внесении изменений в протокол опроса;

6) ходатайствовать о привлечении к участию в парламентском расследовании других лиц.

Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать парламентскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания РФ. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. В итоговом докладе могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. В итоговом докладе могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, или действия (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, носили неудовлетворительный характер, а также предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Палаты Федерального Собрания РФ в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад. В заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада вправе участвовать Уполномоченный по правам человека в РФ. Палаты Федерального Собрания РФ при рассмотрении итогового доклада вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения.

Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. В случае если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат Федерального Собрания РФ, то деятельность комиссии прекращается. Утвержденный палатами Федерального Собрания РФ итоговый доклад направляется палатой, последней принявшей решение о его утверждении, Президенту РФ, в Правительство РФ, публикуется в установленном порядке, а также размещается в международной компьютерной сети Интернет. Итоговый доклад может направляться в иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, Генеральному прокурору РФ и в соответствующие органы местного самоуправления.

После направления итогового доклада Президенту РФ и в Правительство РФ парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается. Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению на заседании Правительства РФ в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении палаты Федерального Собрания РФ уведомляются незамедлительно.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания РФ. Гражданам, приглашенным на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, в порядке и размерах, установленных Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета возмещаются:

1) расходы на проезд и проживание в связи с прибытием на заседание комиссии;

2) почтовые расходы;

3) компенсация за фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании.

 

§ 6. Статус депутата Государственной Думы
и члена Совета Федерации

Конституция РФ учреждает состав Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – 450 депутатов. Развитие конституционного установления о статусе депутата получает в законе.[38] Под статусом традиционно понимается закрепление юридическими нормами положения органа власти или должностного лица для осуществления ими своих полномочий.

Для сравнения приведем легальные определения депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

 

Членом Совета Федерации Феде­рального Собрания РФ является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осу­ществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ зако­но­дательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом Депутатом Государственной Думы является избранный в соот­ветст­вии с Федеральным законом «О вы­борах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ» представитель народа, упол­­но­мо­ченный осуществлять в Госу­дарственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмот­рен­ные Конституцией РФ и Федераль­ным законом

 

По сути, статус парламентария един и одинаков. Различия будем видеть только в круге полномочий, поскольку участие палат парламента в законодательном процессе принципиально различное.

Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может бытьгражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты – к Председателю Правительства РФ, Заместителю Председателя Правительства РФ соответственно. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения[39];

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;[40]

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральным законом. Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Срок полномочий члена Совета Федерации и срок полномочий депутата Государственной Думы[41] различны. Так, срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Порядок подтверждения начала, а равно прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации ФС РФ. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Законодательство РФ предусматривает досрочное прекращение срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы предусмотрено в ряде случаев, а именно:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ;[42]

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям закона;[43]

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;[44]

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

По представлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание членом Совета Федерации.[45] Орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит;

в) несоблюдения требования части второй, четвертой, шестой или седьмой статьи 7.1 Федерального закона.[46]

Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения полномочий члена Совета Федерации.[47] Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы также оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий.

Удостоверения (мандат) и нагрудные знаки члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выступают символами принадлежности их к законотворческому органу РФ. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удостоверениями и нагрудными знаками они пользуются в течение срока своих полномочий. Удостоверения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе:

а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ;[48]

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная, иная творческая деятельность не может финансироваться за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ;[49]

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации;

д) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;[50]

е) получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы по акту соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу. Член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;[51]

ж) выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;[52]

з) использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;[53]

и) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением соответствующих полномочий.[54]

В случае если владение членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы приносящими доход ценными бумагами, акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.[55]

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.[56]

Срок приостановления службы в органах и учреждениях, указанных в части третьей настоящей статьи, засчитывается в выслугу лет служащих или работников указанных органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного содержания и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязаны предоставлять члену Совета Федерации, являющемуся соответственно представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, для осуществления им своих полномочий на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом.

Депутату Государственной Думы для осуществления своих депутатских полномочий на территории орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ обязан предоставлять транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий.

Глава органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления несет ответственность за создание предусмотренных Федеральным законом условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.

Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания РФ; в совместных заседаниях палат ФС РФ;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания РФ; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в работе парламентских комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой[57];

в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

ж) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Формой деятельности депутата Государственной Думы также является работа с избирателями, а депутата Государственной Думы, входящего во фракцию в Государственной Думе, – помимо этого, участие в работе соответствующей фракции.[58]Деятельность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.[59]

Депутату Государственной Думы предоставляются право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Государственной Думой, право на выступление в Государственной Думе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственной Думы. Если в составе данного федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, то указанные права обеспечиваются одному из депутатов. Порядок реализации указанных прав устанавливается Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.[60]

Регламент регулирует взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов, то есть с избирателями в соответствующем субъекте РФ или в группе субъектов РФ. Фракция вправе дополнительно определить депутату Государственной Думы из состава фракции, входившему в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов, для поддержания связи с избирателями субъект РФ, не охваченный региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты. В данном субъекте РФ связь с избирателями может поддерживать не более чем один депутат Государственной Думы из состава фракции, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов. При этом число субъектов РФ, в которых депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями, не может быть более трех.

Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации; кроме того, депутату ежемесячно предоставляются дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом ГД ФС РФ.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат ФС РФ.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами РФ, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания РФ.

 

§ 7. Виды деятельности парламентария – депутата
Государственной Думы и члена Совета Федерации

Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции Российской Федерации и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Перечисленные выше законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой.

Порядок осуществления права законодательной инициативы членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания РФ.

Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты ФС РФ, согласительной и специальной комиссии

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой ФС РФ, а также комитетом, комепутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой ФС РФ, а также комитетом, комиссией данной палаты ФС РФ, согласительной и специальной комиссией, членами которых они являются.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы реализуют на заседаниях соответствующей палаты ФС РФ, комитета, комиссии данной палаты, согласительной и специальной комиссии предоставленные им права.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании соответствующей палаты ФС РФ, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат ФС РФ. В случае невозможности присутствовать на заседании соответствующей палаты ФС РФ, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине член Совета Федерации, депутат Государственной Думы заблаговременно информируют об этом соответственно Председателя Совета Федерации ФС РФ, Председателя Государственной Думы ФС РФ, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат ФС РФ.