ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Долгое время в историко-культурологической лите­ратуре господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Но история культуры западноевро­пейского Общества была не столь однозначна. Одно несомненно - вся культурная жизнь европейского об­щества этого периода в значительной степени опреде­лялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Все­ленских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божест­венную Троицу.

Бог был поистине вездесущ, никакое событие или явление не могли произойти иначе, чем по воле Божьей. Голод, моровые болезни, нападение врага были такими же проявлениями Бога, как богатое пожертвование в монастырь от анонимного благодетеля в голодный год, или клад, найденный в стенах обветшалой церкви, давно нуждавшейся в перестройке. Неизвестный хронист IX века, описывая события почти полутысячелетней давности, связанные с вторжением гуннов в Европу, называл вождя кочевников Аттилу «бичом Божьим». Тогда же в парижском соборе впервые прозвучала знаменитая молитва «И от жестокости норманнов избави нас, Господи». Совершенно очевидно, что и Аттила, и норманны были для любого христианина в Раннее Средневековье испытаниями или наказаниями, которые Бог насылает на свою паству.[1]

К раннему средневековью относят 2 выдающиеся культуры — культуру Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам: православной и католической. Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527— 565), Константине и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Гол­ландии, Испании, Германии — великих культурных ев­ропейских держав, отмечался при королях Карле I Ве­ликом (747—814) и Оттоне I (912—973).

В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности вре­мени, а не о развитии его от начала до конца, как в ро­манской и готической сакральной архитектуре. В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в ко­ролевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в ос­новном на территории Франции и Германии). Он выра­зился в организации школ, привлечении к королев­скому двору образованных деятелей, в развитии лите­ратуры, изобразительного искусства, архитектуры.

В раннее средневековье произошло организацион­ное преобразование христианской церкви. Основной характеристикой новой структуры церкви было появле­ние в ней монастырей.[2]

Господствующим направлением средневековой фи­лософии стала схоластика («школьное богословие»).

В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном ев­ропейского средневековья.

Основным жизненным принципом для первой половины Средневековья стала евангельская заповедь: «Заботься о дне насущном, не думай о дне завтрашнем». Пожалуй, вплоть до 1000-го года, когда начался постепенный экономический подъем западнохристианского мира, такое отношение к жизни преобладало и у богатых сеньоров, и у беднейших из их сервов. Да и позднее, в эпоху Высокого Средневековья, в эпоху Возрождения, Европа долгое время жила одним днем.

Презрение средневекового человека к жизни как к чему-то временному, быстро преходящему, проявлялось очень разнообразно. В экономической деятельности средневековой Европы оно выражалось в первую очередь в неумении делать длительные запасы продовольствия. Дело было не в том, что зерна и других продуктов постоянно не хватало. Даже после урожайных лет собранное зерно, как правило, гнило в амбарах, его уничтожали грызуны, плесень — словом, до следующего года мало что оставалось от богатого урожая. Свидетельство тому — множество записей в хозяйственных книгах различных монастырей по всей Западной Европе. Привыкнув жить одним днем, средневековый человек не особенно заботился о том, чтобы сохранить продовольственный запас на год-два. Даже запасов в замках местных сеньоров или правителей крупных областей хватало чаще всего лишь на то, чтобы не дать умереть с голоду местному населению в течение одного голодного сезона или длительной осады в случае военных действий. Поэтому норманны-язычники, не «испорченные» христианством, и стали главными купцами Раннего Средневековья, завоевав ведущие позиции в первую очередь в торговле продовольствием.

Готика символизирует смещение культурного цен­тра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура соборов. Если романская скульптура сосредоточилась на во­площении идеи неизбежности Страшного Суда, то го­тическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.

С начала XI века в средневековом обществе наметился поворот к «дню завтрашнему». Самым явным признаком того, что общество оживало, стало бурное строительство по всей Европе. Строили церкви и монастыри, подновляли старые сооружения, перестраивали совсем обветшавшие и возводили новые. Очень многие настоятели монастырей и епископы особой заслугой полагали принять храм или монастырь деревянным и передать его преемнику каменным. Романская архитектура, расцвет которой приходится на рубеж тысячелетий — шедевр основательности, прочности, несокрушимости.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Но ход их был далеко не гладким. В XIV - XV вв. Зап. Европа неоднократно переживала ве­ликий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы, а также Столетняя война сильно замед­лили развитие культуры Европы. Но, в конце концов, го­рода возрождались, налаживалось ремесло и торговля. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли ус­ловия для нового подъема духовной жизни, науки, фи­лософии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью привел к т.н. Возрож­дению или Ренессансу. [3]