Ночь рождения Господа
Квиринус Кульман
Алчность
Иоганн Михаэль Мошерош
За три дня до блаженной кончины
Марта 28 дня лета 1640 на смертном одре,
Доктора медицины, кою он сочинил сам в Гамбурге
Эпитафия господина Пауля Флеминга,
В искусстве, титулах велик я, путь торя,
Сын счастья, преуспел во всем я пред другими,
Честь рода возвышал, жил средствами своими.
Глас всюду слышен мой. Никто не пел, как я.
Я много странствовал, не тратил силы зря,
Беспечен, чуток, юн. Мое не смолкнет имя,
Пока не пропадет сей мир в огне и дыме.
Уйду, немецких муз за все благодаря.
Бог, мой отец, любимая, друзья, простите!
И доброй ночи всем, свой жребий не сужу.
Я сделал все, что мог, и в черный мрак схожу.
Смерть заберет свое, ее как ни корите.
Я не боюсь, когда дыхание прервется,
Во мне почти что нет, что жизнью здесь зовется.
Иоганн Михаэль Мошерош (1605—1660) родился в Вильштетте, с отличием закончил гимназию и Страсбургский университет, где изучал историю, политику, этику, юриспруденцию. С 1645 г. член веймарского "Плодоносящего общества" и основанного Цезеном "Благорасположенного к немецкому языку содружества". В 1645—1655 гг. — инспектор мест заключения Полицейского суда в Страсбурге; позже служил секретарем городского совета в Страсбурге, председателем Судебной палаты и советником на княжеской службе. Автор сатирического сочинения в прозе "Диковинные и истинные видения Филандера фон Зиттевальда" (1640—1642) и книги "Неусыпная забота родителя" (1643), которую адресовал своим детям.
Ах, банкир купил весь мир.
Как на свое добро, на мир,
На злате сидя, зрит банкир.
Прибрал весь мир
К рукам банкир:
Кто не банкир,
У тех отобран мир.
Когда искусство в дверь стучит,
Весь дом, как вымерший, молчит.
Приходит мудрость на порог —
Дверь запирают на замок.
А коль любовь и верность, то
Не откликается никто.
И не пускают правду в дом,
Пускай, мол, клянчит под окном.
Приходит тихо доброта —
Закрыты на засов врата.
А коль приходит шиллинг, то-то
Все настежь — двери и ворота.
Квиринус Кульман (1651—1689) — уроженец Бреслау и сын ремесленника, изучал право и философию в Йене и Лейдене, после чего стал странствующим проповедником, называл себя "сыном Сына Божьего" и пророчествовал о грядущем "пятом царстве", где на руинах старых государств и церквей возникнет новый, справедливый мир, "как до грехопадения Адама". Кульман посетил Амстердам, Любек, Лондон, Париж, Женеву, Лозанну, Константинополь (где безуспешно пытался обратить в свою веру турецкого султана), Нидерланды, Мальту, Сицилию... 27 апреля 1689 г. он добрался и до Москвы, предварительно послав Петру I письмо, в котором изложил идеи своего мистического сочинения-утопии "О монархии иезуэлитской", где речь шла о государстве, в котором монархом являлся бы сам Христос. Однако своими проповедями Кульман испугал московских церковников и власти. Уже 4 октября 1689 г. он был арестован по доносу одного лютеранского пастора и вскоре сожжен в Москве как еретик.
Кульману принадлежит сборник стихотворений "Поцелуи любви", написанный, по словам самого автора, "не так, как принято", но сегодня стихи эти считаются шедевром немецкой барочной пиетистской поэзии.
О ночь! великая, о ночь! ты дня светлей!
О ночь! ты — свет! ты ярче солнца стала!
О ночь! досель никто красы не видел сей!
О ночь! великим ты днесь чудом воссияла!
О ночь! песнь праотцев звучит до наших дней!
О ночь! все — говорит! не молкнут дол и скалы!
О ночь! объять нельзя безмерности твоей!
О ночь! над чьим дитем даль крылья распластала!
О ночь! как небеса склонились над тобой!
О ночь! когда луна и солнце расцветают!
О ночь! что и луну и солнце восславляет!
О ночь! где звездный хор что херувимов рой!
Богинею Тихе[2] хочу под звезды взвиться:
Со звездным небом сим возжаждал дух мой слиться!