История и как ее изучают

Содержание

История: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань, 2012. – 189 с.

Неисторических специальностей

Учебно-методическое пособие для студентов

ЯПОНИЯ

МОНГОЛИЯ

КИТАЙ

ИНДИЯ

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Особенности социально-экономического развития стран Азии в средние века.
Китай в III-V вв. Реформа Сыма Яня и варварские завоевания.
Китай в VI в. Империя Суй.
Социально экономические отношения а Танском Китае
Крестьянская война IX в. в Китае.
Социально экономические отношения в сунском Китае X-XII вв.
Внешняя политика империи Сун. Кидане, тангуты, чжурчжени и монголы
Монгольское завоевание Китая Империя Юань.
Крестьянская война и реформы Чжу Юань-чжана.
Внешняя политика Минского Китая.
Социально экономические отношения в Китае XV-XVI вв.
Крестьянская война и маньчжурское завоевание Китая.

 

Япония в III-VI вв.
Переворот Тайка и образование государства Ямато.
Социально экономические отношения в Японии эпохи Нара.
Социально экономические отношения в Японии эпохи Хэйян Кё. 2. Япония в XII- й половине XIV вв. Сегунат Минамото-Хёдзё.
Япония во 2 половине XIV-XV вв. Сегунат Асикага.
Объединение Японии в XVI в. Внутренняя политика сегуната Токугава.
2.Социально-экономические отношения в Японии конца XVI-1 половины XVII вв.
Монголия в X-XII вв. Образование государства Чингис хана.

Войско при Чингис-хане: формирование, обеспечение и роль в обществе.
Монгольские завоевания 1207-1227 гг.
Внешняя политика монгольской державы.1227-1258 гг. Восточный и западный походы
Внутренняя политика Удегея.


Этно-политическая история Индии III-X вв.
Социально экономические отношения в Индии III-XI вв.
Индия в ХII-XIII вв. Формирование Делийского султаната.
Социально экономические отношения в Делийском султанате.Реформы Ала уд дина.
Индия в 1 половине XVI в. Государство Великих Моголов.
Индия по 2 половине XVI в. Реформы Акбара.


Литература:

Васильев Л. С. История Востока. – Т. 1. – М., 1993.

История Востока в 6 тт. – М., 1999 (тт. 2-3).

Конрад И.И. Запад и Восток. – М., 1966.

Алаев Л. Б. Сельская община в Северной Индии: Основные этапы эволюции. – М., 1981.

Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М. и др. История Индии. – М., 1979.

Ашрафян K. З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. – М., 1977.

Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.

История Индии в средние века. – М., 1968.

Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века. – М., 1990.

Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М., 1991.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. – М., СПб., 1997

Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. Спб,. 1998


Малявин В.В.Сумерки Дао.Культура Китая на пороге Нового времени. М.,2000

Малявин В.В.Китай в XVI-XVII вв. М., 1995

Бартольд В.В.Образование империи Чингис хана//Бартольд В.В. Собр.соч., Т.5. М., 1968

Владимиров Б.Я.Чингис хан. М., 1998

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М. 1988

Далай Ч. Монголия в XIII-XIV вв. М.,1983

Татаро-монголы в Азии и в Европе. М., 1977

Буддизм в Японии. М. 1993.

Воробьев М.В.Япония в III-VII вв. М.,1980

Горегляд В.Н. Японская литература VIII-XVI вв. Спб.,1997

Гришелева. Л.Д.Формирование японской национальной культуры. Конец XVI-

начало XX века. М.,1986.

Долин А.А, Попов Г.В. Кэмпо-традиции воинских искусств. М.,1991

Иофан. Н.А.Культура Древней Японии. М.,1974.

История культуры Японии. Обзор. Изд. министерства иностранных дел Японии.1992

Книга японских обыкновений. Сост. А.Н.Мещеряков//Восточные арабески. М.,1999.

Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М.,1980.

Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972.

Сэнсом Дж. Япония.Краткая история культуры. СПб., 1999.

Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М.,1990

Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины.М.,1988

Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и Синтоизм.М.,1987

Пасков С.С. Япония в раннее средневековье VII-XII века. М.,1987

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы.М.,1985

Светлов. Путь богов. Синто в истории Японии. М.,1985

Сила-Новицкая Т.Г.Культ императора в Японии. М.,1990

 

 

 

Казань

 

УДК 372.8.94 (47)

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Протокол № 1 от 26 сентября 2012 г.

 

Заседания кафедры политической истории

Протокол № 1 от 31 августа 2012 г.

Рецензенты:

д.и.н., проф. Литвин А.А. (ФГАУВПО КФУ)

д.и.н., проф. Сабирова Д.К. (КНИТУ-КАИ)

 

Редактор:

Р.А. Набиев

 

Авторский коллектив:

Л.Н. Бродовская (Методические указания, тема 13), В.В. Буравлева (тема 10, 11), В.М. Бухараев (История как наука, тема 9), М.А. Галева (тема 2, 3), А.А. Гафаров (тема 4, 5), Р.Р. Ибрагимов (тема 6), Д.И. Люкшин (тема 1, 9), Р.А. Набиев (История как наука, тема 12, 15), И.З. Нафиков (тема 12), А.А. Садыков (тема 13), А.М. Фазлиев (тема 15), Р.А. Циунчук (тема 7, 8), Н.Ф. Шакуров (тема 14).

 

 

Пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, рекомендательные методические материалы по курсу «История», вопросы для самоконтроля, примерные тесты и вопросы для экзамена, а также темы рефератов и творческих заданий. Пособие рассчитано на использование балльно - рейтинговой системы текущего контроля.

Методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания истории студентам неисторических специальностей в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Коллектив авторов кафедры политической истории К(П)ФУ.

 

© ФГАУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2012

 


История и как ее изучают
Методические указания преподавателям
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины «История»
Методические указания студентам
Основные учебники и учебные пособия
Тема 1. История как наука
Тема 2. Славяне и другие народы Восточной Европы IX-XIII вв.
Тема 3. Русские земли в XIII - XIV вв.: развитие феодализма и преодоление раздробленности
Тема 4. Формирование и развитие единого централизованного российского государства XV–XVII вв.
Тема 5. Россия в ХVIII веке: начало модернизации и европеизации
Тема 6. Россия в первой половине ХIХ в.: проблемы поиска путей модернизации
Тема 7. Развитие мировой индустриальной цивилизации и ускорение модернизации российского общества во второй половине XIX века
Тема 8. Pоссия и мир на рубеже XIX -XX веков: неравномерность и противоречивость развития
Тема 9. Россия в 1914-1920 гг.: эпоха войн и революций.
Тема 10. Советская Россия в 1920-е гг.
Тема 11. Складывание тоталитарной системы в СССР (конец 1920-х – 30-е годы)
Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны.
Тема 13. Советский Союз в 1950-х – начале 1960-х годов.
Тема: 14. Советско - коммунистическая система в 1960-х –1980-х годах: проблемы развития и мировой опыт.
Тема 15. СССР в период перестройки и новые взгляды на мировое развитие
Тема 16. Современная Россия: проблемы модернизации
Тесты по темам семинарских занятий
Вопросы к экзамену и дифференцированному зачету
Фильмы по курсу “История”
Приложение

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Являясь социально памятью человечества, история передает его от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.

Само понятие «история» возникло в Древней Греции и означает повествование о прошедшем, об узнанном. Перевод этого слова помогает понять и содержание предмета – науки истории. Ныне история предстает в качестве науки, системы наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности. Примечательная особенность исторической науки – ее пристальное внимание к подробности, конкретному событию, в которых являют себя человек, его природа и активизм.

История как наука оперирует удостоверенными данными, как правило, точно установленными фактами. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – все остатки, следы прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре группы (класса) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические.

Основой историознания являются биографии и хронология, поэтому данное пособие содержит персоналии и хронологический минимум. Они составляют первоначальное ядро фактов, которые требуют своего истолкования и объяснения. Так в исторической науке вырабатываются концепции, теории, под углом зрения которых строится историческое описание. Суть любой концепции заключается в отыскании движущих сил и обстоятельств, в которых эти движущие силы действовали. Таким образом, с одной стороны, необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмысливать совокупность фактов с целью выявления устойчивых причинно-следственных связей, или закономерностей, в развитии общества.

В современных условиях историки всё более исходят из того, что при всей специфике исторического развития, индивидуальном характере каждой эпохи, в истории просматриваются определенные закономерности. Но не в смысле фатального движения к какой-либо цели, а как пробивающие себе дорогу тенденции, импульсы, взаимосвязи. В новейшей исторической науке, как и в мировой историографии в целом, нарастает активное взаимодействие истории и других гуманитарных наук, прежде всего, лингвистики, филологии, психологии; методы этих наук в конкретных исследованиях нередко дополняют друг друга.

Историки склонны сегодня рассматривать историю на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды с той или иной силой действуют «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. История видится в качестве взаимодействия больших культурно-исторических сообществ, объединенных понятием «цивилизация». Исторический путь России, являющейся цивилизационно-неоднородным обществом, нередко анализируется с точки зрения воздействия на него культурно-формирующих центров – Запада и Востока.

Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические типы цивилизации, их характерные особенности, место отдельных культурно-исторических эпох во всемирно-историческом процессе.

Для цивилизационного и других новых подходов в историческом познании характерным является понимание общественного развития как «многослойной» социально-культурной и интеллектуальной истории. В конце ХХ – ХХI вв. в русле исторического познания сформировалось несколько направлений, которые расширяют представление об историческом процессе за счет анализа повседневной жизни людей, истории идей, внутреннего мира человека, учета факторов, культуры в ее разнообразных проявлениях – «новая социальная история», «новая историческая наука», «новая интеллектуальная история», «культурно-интеллектуальная история», «психоистория».

Историческое сознание общества имеет сложносоставной характер. Оно не сводится к тем образам истории, которые формирует историческая наука – официальная история, главенствующая в официальных учреждениях и системе образования. В историческом знании представлены также другие компоненты: критика официальной истории (контристория), которая может при определенных обстоятельствах заменять официальную историю (например, в бывших колониях; после революционных переворотов, приводящих к фундаментальной переоценке ценностей); память поколений, которая закрепляется в различных формах (праздники, семейные предания, анекдоты и байки на «исторические темы» и проч.); эмпирическая история, опирающаяся на данные демографии, статистики, литература и кино.

Нужно помнить, что опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие социальные и политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия, потому в истолковании тех или иных исторических событий прослеживается непрекращающаяся борьба политических идей и мнений. Между тем отношение к истории как к науке требует разделять и различать, насколько это вообще возможно, факты и оценки, объективную истину и «историческую правду».

В основу выделения тем в данном плане семинарских занятий положен принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти на Руси, в России, СССР, наконец, в Российской Федерации, играющий роль индикатора перемен в общественном обустройстве. Подобная периодизация – в силу особой роли государственно-политического начала в истории Руси/России – отвечает социально-культурной интерпретации исторического развития российского сообщества. Согласно этому подходу история осмысливается как смена эпох, крупных полос развития, отмеченных присущими ей системами культуры, ментальностями, стилем – своего рода духовным и идейным камертоном общества, его «властителей дум».

Методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе семинарских занятий.

Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинарские занятия по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т. д.

Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все формы работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса «Истории» является экзамен (зачет). Пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов (см. Приложение).