Анализ документа
Один из вариантов сравнительной таблицы
Один из вариантов таблицы, раскрывающей эволюцию
народничества второй половины 19 века
Начало деятельности | Название организации | Лидеры | Главная цель, движущая сила революции | Тактика | Итоги деятельности |
«Земля и воля» | Н.Черны шевский, А.Герцен | Радикальное переустройство общества, движущая сила революции – крестьяне | Путем пропаганды поднять разные слои общества на защиту крестьян, а самих крестьян просвещать | Распалось в 1863 г. после ареста Н.Чернышев ского | |
1876 г. | 2-я «Земля и воля» | С.Перовская, Г.Плеханов, М.Натансон | Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне | Хождение в народ. Пропаганда | В 1879 г. после судебных процессов организация раскололась на 2 течения |
1879 г. | «Народая воля» | С.Перовская, А.Михайлов, А.Желябов, В.Фигнер, Н.Морозов | Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне | Террор как способ агитации, месть за убитых товарищей, протест против отсутствия прав, предъявление ультиматумов властям | В 1881 г. после казни руководителей организация была ослаблена, на ее основе в 80-90-е гг. возникло либеральное народничество, в 1901 г. – партия социалистов-революционеров |
1879 г. | «Черный передел» | Г.Плеханов, П.Аксельрод, Л.Дейч, В.Засулич | Социалистическая революция, движущая сила - рабочие | Пропаганда социалистических идей среди рабочих | За границей в результате деятельности в 1883 г. возникает группа «Освобождение труда» - первая социал-демократическая организация России |
Сравнить кризис 1920-начала 1921 гг. и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Что было в них общим, а что различным.
Общее | |
1. В руководстве Коммунистической партии и государства шли острые споры о причинах кризиса и путях его преодоления. 2. Результатом обоих кризисов стало коренное изменение экономической политики (отказ от политики «военного коммунизма и переход к нэпу в 1921 г., отказ от нэпа и переход к политике форсированной индустриализации в ходе второго кризиса). | |
Различия | |
Кризис 1920-1921 гг. | Кризис 1927-1928 гг. |
1. Кризис возник в условиях перехода от первой мировой и гражданской войны к миру | 1. Кризис возник в условиях мира и не был связан с войной. |
2. Основное проявление кризиса – массовые выступления крестьян, широкое общественное недовольство | 2. Основное проявление кризиса – отказ крестьян после уплаты налога поставлять зерно и продовольствие по установленным государством низким ценам («хлебная стачка») |
3. Кризис происходил в условиях резкого падения показателей промышленного, сельскохозяйственного производства | 3. Кризис происходил в условиях завершения восстановительного периода, экономического роста |
4. Преодоление кризиса было связано с переходом к нэпу (введение свободы торговли, частичная денационализация промышленности, разрешение аренды земли, найма рабочей силы, усиление экономических методов управления) | 4. Преодоление кризиса было связано с отказом от нэпа, усилением командно-административных методов управления, частичным возрождением политики «военного коммунизма» |
Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой:
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнесся над притихшей площадью. Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно. Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от столицы. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня, слезы радости текли из глаз.
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях надежда разгромить врага. В этом была первая надежда на возможность победы, бесконочная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов. В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев… Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».
Вопросы к документу:
1. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин победы в указанной битве.
3. Как автор определяет значение этой победы? Что вы можете добавить, используя знания курса?
Ответы:
1.Великая Отечественная война, Московская битва, воспоминания относятся к декабрю 1941 г.
2. массовый героизм советских солдат и офицеров при защите столицы, активная помощь фронту со стороны гражданского населения, партизанская борьба на оккупированных территориях, переброска дивизий с Дальнего Востока, грамотные действия Г.К. Жукова и других военачальников по обороне столицы.
3. Эта была первая крупная победа Красной Армии в войне и первое поражение вермахта в годы Второй мировой войны; враг был отброшен от столицы, освобождены от оккупации первые населенные пункты; враг понес крупные потери; укрепилась вера в победу; ускорилось создание антигитлеровской коалиции.
Контрольные задания
Для выполнения работы необходимо использовать основную учебно-методическую литературу, дополнительную литературу к темам курса по хронологическому периоду конкретного задания