По выполнению контрольных работ

Методические рекомендации

Высшего профессионального образования

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра Социальных и гуманитарных дисциплин

 

 

 

Наименование дисциплины История

 

Рекомендуется для направлений подготовки

 

100700.62 Торговое дело

080200.62 Менеджмент

260800.62 «Технология продукции общественного питания»

100800.62 «Товароведение»

080100.62 «Экономика»

Квалификации выпускника Бакалавр

 

Рекомендовано кафедрой:

 

Протокол № 3 от « 3 » октября 2012г.

 

Зав. кафедрой

(Ф.И.О.)

Пермь, 2012

Методические рекомендации

по выполнению контрольной работы

 

Дисциплина «История» связана с изучением развития человеческого общества в прошлом и настоящем в его конкретности и многообразии. Исторический процесс, являясь результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов, насыщен множеством событий, действующих лиц, датами и т.д.

Чтобы избежать механического запоминания материала, уяснить логику событий, причинно-следственные связи, социальный аспект предмета, студенту-заочнику предлагается контрольная работа, связанная с творческим осмыслением прочитанного. В контрольной работе излагаются основные результаты размышлений студента в виде таблицы (простой и сравнительной), тезисов, исторической биографии и результатов анализа документов.

Для выполнения контрольного задания необходимо прочитать и осмыслить весь учебный материал, чтобы представлять общий ход российской истории. Наиболее внимательно следует познакомиться с материалом предыдущей темы. При изучении своего периода найти причины, понять сущность происходивших событий и явлений, при чтении последующей темы определить значение произошедших перемен. Только при таком подходе вы сможете полностью понять материалы своей темы и выполнить заданную работу.

Необходимо также изучение терминов, встречающихся в учебных пособиях. Они помогают осознать процессы, происходившие в обществе, сориентироваться во времени. Некоторые понятия являются общепринятыми. Например, секуляризация – обращение государством церковной собственности, особенно земли, в светскую. Другие термины отражают только определенный период развития. Например, полюдье – в Древней Руси объезд князем земель для сбора дани. Сама дань была неопределенного размера. Вид этой дани был в середине Х века заменен уроками. Урок – фиксированная дань с определенного района. С развитием общества некоторые термины меняют свой первоначальный смысл. Например, погост – центр сельской общины с торгом, куда приезжали гости-купцы; с Х века – центр административно-податного округа, позднее – селение с церковью и кладбищем; с ХУ1-ХУП вв. – название отдельно стоящей церкви с кладбищем, с ХУШ в. – сельское кладбище.

 

Студент в рамках контрольной работы должен выполнить шесть заданий:

 

1. – ответить на вопрос;

2. - составить таблицу (простую или сравнительную);

3. - написать историческую характеристику одного из персонажей российской истории, отметив вклад этого человека в развитие страны.

4-6. – проанализировать три документа.

 

Материал курса разбит на три хронологических модуля (средневековая Русь, императорская Россия, советская и постсоветская Россия). В каждом из них содержатся задания всех трех типов. Ориентируясь на свои интересы, на имеющуюся в вашем распоряжении литературу, вы должны выбрать по два вопроса в рамках каждого из модулей, причем один из них – анализ документа, а второй по своему выбору: ответ на вопрос, таблица или историческая биография. Например: модуль 1 – ответ на вопрос и анализ документа. Модуль два – сравнительная таблица и анализ документа. Модуль 3 - историческая характеристика и анализ документа.

Оформление работы: работа должна быть написана аккуратно, разборчиво или текст может быть набран на компьютере. В работе должны присутствовать титульный лист (см. Приложение 1), ссылки на использованную литературу по каждому вопросу, в конце работы – общий библиографический список.

 

Примеры оформления библиографических данных:

 

На книги: Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. – М., 1995.

На журналы: Вовина В.Г. Патриарх Филарет // Вопросы истории, 1991, № 7-8, с.23-25.

На газеты: Российская газета, 2005, 15 ноября, с. 5.

Электронные ресурсы: Сайт Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края:http://mintorg.permkrai.ru/article/ Режим доступа 15.10.2011.

 

Объем контрольной работы не должен превышать стандартной ученической тетради (12 листов), в компьютерном варианте – не более20 листов формата А4, размер шрифта 14.

 

 

Примеры выполнения контрольных заданий

 

Реформы Петра Великого (ответ на вопрос).

Цель: модернизация – вывести страну на путь европейского развития.

В политической сфере:

- Центральное место в реформах Петра 1 занимали реформы государственного управления, способствующие окончательному утверждению абсолютизма.

- Вместо Боярской Думы учреждался Сенат (1711 г.), которому принадлежали судебные, законосовещательные, исполнительные функции. Сенаторы назначались царем по принципу личной преданности. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор, наделен особыми полномочиями и подчинен только монарху.

- Приказы заменялись коллегиями (с 1717 г.), каждая из которых ведала определенной отраслью управления.

- Генеральный регламент содержал общие принципы работы бюрократического аппарата (установил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штат, место, обязанности чиновников, унифицировал их положение, деятельность).

- Создана регулярная армия с единым принципом комплектования (рекрутская повинность, нормы представительства на пожизненную службу, за годы правления Петра Алексеевича было проведено 53 набора, к 1725 г. армия состояла из 200 тысяч солдат и офицеров, на ее содержание уходило 62% бюджета страны, был создан Балтийский флот ), с единообразным вооружением и обмундированием, вводились новые уставы, были открыты военные училища по подготовке специалистов.

- Табель о рангах – 1722 г. (в отличие от местничества) устанавливал порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе по способностям и заслугам, расширяя состав дворянства за счет способных, преданных государству лиц из разных слоев населения.

- Церковь подчинена государству путем учреждения Духовной коллегии – Синода (1721 г.), во главе которой стоял светский чиновник – обер-прокурор, назначаемый царем, патриаршество упразднялось.

- Россия разделена на административные округа (губернии) – 1708 г., губернии разделялись на провинции, провинции – на уезды.

- В городах вместо Земских изб учреждены магистраты (1720 г.) как выборные органы купечества. Магистраты занимались городским хозяйством, а также казенными сборами, следили за исполнением государственных повинностей.

 

В экономической сфере:

- В экономической политике прослеживаются два этапа:

1 этап – с 1700 г. по 1717 г. На этом этапе реформы подиктованы экстремальным положением страны после поражения под Нарвой. Отсюда – приоритетное развитие «нужных» государству отраслей экономики, связанных с оснащением армии. Основатель мануфактур – казна. Воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов.

2 этап – с 1717 г. – этап после ликвидации военной угрозы. От открытого принуждения государство перешло к регулированию экономики через созданные Берг, Мануфактур, Коммерц-коллегии и Главный магистрат.

- Регулирование осуществлялось с помощью привилегий, уставов, регламентов, отчетов, проверок, передаче убыточных для казны предприятий частным владельцам или созданным для этой цели компаниям, объединения городских ремесленников в цеха по воле государства и др. Проводилась политика протекционизма и меркантилизма.

- В торговле проводились аналогичные меры: принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург, круговая порука в купеческой среде, определение государством, где и чем торговать и др.

- Денежная реформа предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Чеканка монет была монополией государства.

- На мануфактурах использовался вольнонаемный труд, принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. С 1721 г. купцам было разрешено покупать крестьян для мануфактур, они стали называться посессионными.

 

В социальной сфере:

- Введение подушного налога, новый принцип обложения (ревизская душа с 1718 г.) закрепило социальные структуры и власть помещика над крестьянами, распространило налоги на новые группы населения (уничтожен институт холопства).

- Усиление налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. С 1724 г. крестьянам было запрещено уходить от помещика на заработки без письменного разрешения, т.е. в России было положено начало паспортной системе.

- Указ о майорате (1714 г.) предусматривал передачу земель по наследству одному старшему сыну или дочери. Он препятствовал дроблению имений, уравнивал в правах дворянское поместье с боярской вотчиной, знаменовал слияние двух групп в одно сословие.

- Образование, направленное на удовлетворение потребностей государства, становится светским, доступным разным сословиям (школа навигационных и математических наук, медицинских наук, морская академия, инженерная академия, цифирные школы в губерниях, гарнизонные школы для солдатских детей и др.). Создаются учебники, открывается первый музей (1714 г.), первая государственная библиотека (1714 г.).

- Развиваются науки, издательское дело, разрушается домострой, европеизируется быт.

 

Заключение: по своему масштабу и стремительности проведенные реформы вывели страну на новый уровень, но одновременно они не затрагивали господствующий тип феодальных отношений, породили недовольство старой аристократии, еще более закрепостили крестьян, не создали благоприятных условий для развития капитализма. Нарождавшаяся буржуазия была несамостоятельна, рабочие не были заинтересованы в результатах своего труда, рынок вольнонаемного труда был крайне мал. Противоречивость результатов реформ была заложена в объективной действительности того времени.