БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

История России для технических вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп.–/под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2009. –С.249-262.

Новейшая история Отечества. ХХ век. В 2 т. /под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина –М.: Владос, 1998. –Т.1. – С.85-98, 116-126.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина П.А.. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1997. – С.321-326.

Дополнительная литература

Боханов А.Н. Николай II. Российские самодержцы. 1801-1917 гг. – М.: Международные отношения, 1993. – С.307-375.

Витте С.Ю. Воспоминания. –М.: Изд-во социально-политической литературы, 1960. –Т.1,2.

Кавторин В.Л. Первый шаг к катастрофе 9 января 1905 г. Свободное размышление строго по документам. –Л.: Лениздат. 1990.

Милюков П.Н. Воспоминания. –М.: Современник, 1990. –Т.1,2.

Тема 3. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

(И.Э. Сангаева)

3.1. Аграрно-крестьянский вопрос в России в начале ХХ в.

3.2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

3.3. Результаты и значение реформы.

 

Первый вопрос (3.1).При рассмотрении данного вопроса важно выяснить, почему в начале ХХ в. аграрный вопрос занимает центральное место в социально-экономической и политической жизни России. Широкое участие крестьянства в революции 1905-1907 гг., поджоги и разорение помещичьих усадеб свидетельствовали о глубоком кризисе русской деревни. Экономическое положение крестьян было очень тяжелым. Главная причина этого крылась в низкой урожайности крестьянских полей, примерно 30-35 пудов с десятины (для сравнения, в преуспевающих хозяйствах десятина давала урожай в 100-120 пудов). Поземельно-передельная община с ее дроблением наделов на мелкие

полосы тормозила технический прогресс сельского хозяйства, сковывала

хозяйственную инициативу крестьян. Так как крестьянское население быстро возрастало, то размеры земельных наделов «на душу» непрерывно уменьшались, обострялась проблема малоземелья крестьян, положение ухудшалось. Крестьянский вопрос все более привлекал к себе тревожное внимание и общественных кругов, и правительства. В ходе революции рухнули иллюзии власти относительно крестьянства как опоры самодержавия. Правительство принимало меры, стремилось улучшить положение. (Указами 12 и 27 августа 1906 г. разрешалась продажа малоземельным крестьянам через Крестьянский банк по льготной цене удельных и казенных земель; в январе 1907 г. отменены выкупные платежи). Но этого было недостаточно.

Аграрный вопрос стал предметом для обсуждения различными политическими партиями, которые делали ставку на крестьянство в своей политической борьбе. Левые партии (социал-демократы, эсеры) выдвигали самые радикальные проекты решения аграрного вопроса. Большевики требовали полной конфискации всех помещичьих земель, государственных, удельных, церковных и монастырских земель и их национализации, то есть передачи в собственность государства. Меньшевики выдвинули лозунг муниципализации земли, то есть конфискации земли и передачи в руки органов самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли бы ее между крестьянами. Эсеры (социалисты-революционеры), выступая от имени крестьян, требовали не национализации земли, а ее «социализации», то есть передачи земли не государству, а в общенародное достояние. По мнению эсеров, землей должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по трудовой норме среди крестьян.

Либеральная партия кадетов предусматривала частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян за выкуп, введение частной земельной собственности и была решительным противником обобществления земли. Партия октябристов, представляющая интересы крупного капитала, выступала за разрушение общины и создание крепких крестьянских хозяйств фермерского типа. Проанализируйте позиции различных политических сил по аграрному вопросу. К каким последствиям они могли привести ?

Политический курс самодержавия в 1907-1914 гг., в годы третьеиюньской монархии, характеризовался сочетанием репрессивных мер с проведением реформ, лавированием между консервативными дворянскими кругами и либеральной буржуазией. Проводником этого курса стал премьер-министр (с 1906 г. по 1911 г.) Петр Аркадьевич Столыпин. Крупный землевладелец из старинного дворянского рода, губернский предводитель дворянства в г. Ковно, гродненский губернатор, в 1903-1906 гг. – саратовский губернатор, с апреля 1906 г. – министр внутренних дел, с июля 1906 г. – премьер-министр. Террористические левые организации в 1905 г. приговорили его к

смертной казни. Всего на него было совершено 11 покушений. Убит в сентябре 1911 г. в Киеве террористом Д. Богровым).

П.А. Столыпин понимал, что без стабилизации обстановки в стране, без успокоения «народных масс любыми мерами, вплоть до жесточайших», всякие преобразования обречены на провал. Убежденный монархист, сторонник твердой власти, Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на модернизацию России, развитие ее экономики и культуры, что позволило бы ей занять достойное место в мировом сообществе. После покушения на Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г., в результате которого погибло 27 человек и 32 ( в том числе дочь и сын премьер-министра) были ранены, последовал указ о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В 1907-1908 гг. были осуждены и приговорены к смертной казни тысячи зачинщиков беспорядков. «Сначала успокоение, а затем реформы», - говорил Столыпин. Его программа преобразований включала в себя решение следующих задач:

-заменить общинное землепользование индивидуальным землевладением;

-осуществить всеобщее обучение грамоте в обязательной для всех

четырехлетней начальной школе;

-добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

В центре внимания правительства было проведение аграрной реформы.

Второй вопрос (3.2). Раскрывая содержание данного вопроса, следует выяснить цели, хронологические рамки, правовую основу реформы и ее суть. Какие трудности стали на пути реформирования? Цели реформы состояли в том, чтобы ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, повысить его эффективность, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору власти в лице сельской буржуазии. В конечном счете, реформа должна была создать предпосылки для эволюционного развития страны, предотвратить потрясения в будущем.

Правовым обоснованием реформы стал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (имелись в виду статьи Положений 19 февраля 1861 г.). Этот указ был рассчитан на уничтожение общинной формы землевладения и замену ее частной собственностью на землю. Осуществление новой аграрной политики, ее историю можно подразделить на несколько этапов:

- 1906-1907 гг.- начало реформы: власти заняты созданием землеустроительных комиссий и куплей-продажей земель через Крестьянский поземельный банк;

- 1908-1909 гг. - реформа захватила надельное землевладение

и получила значительный размах;

- 1910-1913 гг. – начался спад в проведении реформы;

- 1914-1915 гг. – реформа была окончательно свернута.

В соответствии с Указом от 9 ноября 1906 г. крестьяне получали право свободного выхода из общины с укреплением в собственность своего надела. Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб (выделенный крестьянину в одном месте полевой надел без переноса на него усадьбы) или выделиться в отдельный хутор (перенесение на участок двора с жилыми и хозяйственными постройками). Создавался специальный земельный фонд из казенных и императорских земель. Крестьяне могли покупать эти земли, взяв ссуду из Крестьянского банка. Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал.

На первом этапе реформы, в 1906-1907 гг., усилия властей были направлены, с одной стороны, на создание аппарата, подбор и подготовку кадров землеустроителей и, с другой, на разбивку имений Крестьянского поземельного банка на участки, распродажу их крестьянам и превращение этих владений в образцовые хозяйства. Эту работу возглавлял специальный Комитет по землеустроительным делам, который создавал землеустроительные комиссии в губерниях и уездах и контролировал их деятельность. Было подготовлено большое количество специалистов: землемеров, почвоведов, агрономов и др. Вторым весьма важным участком работы в 1906-1907 гг. стала деятельность Крестьянского поземельного банка. (Учрежден в 1883 г. и вначале выполнял функции посредника по предоставлению ссуды крестьянам, покупавшим земли у помещиков. Затем, по мере оскудения и разорения дворян, получил право самостоятельно скупать земли у помещиков и распродавать их крестьянам).

Используя финансовые и экономические рычаги, Крестьянский поземельный банк насаждал хуторское и отрубное землевладение, т.е. решал задачу, выдвинутую П.А. Столыпиным. Все это делалось с учетом двух главных факторов: во-первых, банк стремился расширить опору самодержавия в деревне за счет состоятельной части крестьян; во-вторых, хутора и отруба, созданные на землях Крестьянского поземельного банка, расценивались как образец для подражания, с помощью которых власть хотела завлечь крестьян на путь преобразования.

Банк имел свои отделения в губерниях и практически охватил всю территорию страны. Сразу же после Указа 9 ноября 1906 г. правительство развернуло бурную деятельность по пропаганде новых начал в сельской жизни. Этим занимались центральные и местные органы государственной власти, политические и общественные организации, газеты и журналы. Главным пунктом агитационно-пропагандистской кампании являлся призыв к общинникам укреплять свои наделы в частную собственность, а затем сводить чересполосные участки в один массив и «выходить» на хутора и отруба. Правительство расходовало на рекламу хуторов и отрубов сотни тысяч рублей, издавались брошюры и плакаты, устраивались выставки. К 1906 г. из общины уже вышло 0,8 млн. дворов, расплатившихся выкупными платежами. 2,8 млн. дворов (в западных губерниях – в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине) находились на подворном землевладении. Указом 9 ноября 1906 г. наделы всех этих 3,6 млн. дворов сразу переходили в личную собственность домохозяев. Основная работа проводилась среди остальных 9,2 млн. общинных дворов.

В 1908-1909 гг. наблюдался наиболее значительный выход из общины. За 1908-1909 гг. вышло из общины более 1 млн. домохозяев или 9 % от 12 млн. дворов, которые находились в губерниях, вовлеченных в орбиту земельного переустройства.[1] В первую очередь, укрепляли землю в частную собственность две полярно противоположные группы общинников: состоятельных хозяев и самых бедных, из которых многие постоянно жили вне сел и деревень. При этом беднота, как правило, покидала деревню, а зажиточные, закрепляя за собой личные наделы и скупая землю у бедняков, становились экономически еще более сильными. Особый успех реформа имела в Новороссии (в губерниях Таврической, Екатеринославской и Херсонской) и в нижнем Поволжье (в губерниях Самарской и Саратовской). Столыпин нашел энергичного сотрудника в лице главноуправляющего землеустройством и земледелием

А.В. Кривошеина, при котором ведомство земледелия всячески содействовало повышению сельскохозяйственной культуры: расширением агрономического образования, ссудами и пособиями на мелиорацию, устройством образцовых хозяйств и опытных полей. Ежегодно возрастали расходы правительства на эти цели В 1906 г. они составляли 46,6 млн. руб., в 1914 г.-146,3 млн. руб.[2]



Правительство пыталось предотвратить массовое разорение крестьянства и поэтому содействовало переселению малоземельных крестьян на свободные земли. Такая политика проводилась еще в XIX в., но в период столыпинской реформы осуществлялась масштабная программа переселения. С 1906 г. по 1914 г. в Сибирь переселилось 3,3 млн. человек, из которых 2/3 составляли малоземельные и безземельные крестьяне, получившие от правительства ссуду на обзаведение. Около 500 тыс. переселенцев не смогли приспособиться к новым условиям и вернулись обратно в Европейскую Россию. Реформа осуществлялась в сложных условиях. Реформатор подвергался критике и давлению «сверху» и «снизу», «справа» и «слева». Законодательная база, необходимая для правового обоснования преобразований, создавалась непросто. Указ 9 ноября, чтобы стать законом, должен был пройти через Думу. II Государственная Дума, большинство которой составляли левые фракции, отвергла его. III Государственная Дума в лице правооктябристского большинства поддержала указ (кадеты и представители левых фракций голосовали против). 14 июня 1910 г. Указ 9 ноября получил силу закона. Возникновение слоя хуторян-фермеров и их поддержка со стороны правительства вызвало сопротивление со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота и посевов, поджогах и хищениях их имущества. Угроза провала реформы принуждала чиновников принимать энергичные меры, подталкивая крестьян к выходу из общины, что вызывало недовольство на местах. В 1910 г. П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин предприняли инспекционную поездку по Западной Сибири и Поволжью.

По инициативе П.А. Столыпина в районах интенсивного выхода крестьян из общины расширялось обустройство отрубов и хуторов, выделялись дополнительные средства и материалы для возведения жилья и хозяйственных построек, впервые был налажен ввоз тракторов из-за границы, улучшилась постановка агрономического и ветеринарного дела.

Реформатора часто обвиняли в том, что, будучи сам крупным землевладельцем, он проводит реформу в интересах помещиков. Он категорически выступал против конфискации (отчуждения) помещичьих земель. На этот счет П.А. Столыпин выдвигал веские аргументы: во-первых, нельзя разрушать старые формы (помещичьи хозяйства были главными поставщиками товарного хлеба), пока не будут созданы новые, и, во-вторых, нельзя посягать на институт частной собственности. «Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены», - говорил реформатор. Обвиняли П.А. Столыпина и в том, что он насильно разрушает общину, то есть вековую, традиционную форму жизни и деятельности народа. Это не совсем так. Выступая на заседании Государственной Думы, П.А. Столыпин говорил: « Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая. Пусть будет наследственная». Помещик-реформатор хотел видеть крестьянина собственником, богатым, достаточным, просвещенным и свободным.

Почему же крестьяне так противились выходу из общины и боролись с «выделенцами»? Русская крестьянская община возникла и оформилась как стихийная коллективная форма борьбы с суровой природой и работы на скудной земле. Общинники сообща преодолевали стихию, платили налоги, делили пахотную землю «по едокам», следя за тем, чтобы никто не стал ни слишком богатым, ни чересчур бедным. Община защищала и помогала слабым, «сирым», старым и немощным. Это был вековой уклад, и требовалась длительная кропотливая работа, чтобы изменить психологию общинников. П.А. Столыпин хорошо понимал суть проблемы. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию», - говорил он. Но история не отпустила ему времени. В сентябре 1911 г. в Киеве П.А. Столыпин был убит эсером - террористом Д. Богровым.

Реформа продолжалась, но явно шла на убыль. Если в 1908-1909 гг. из общины ежегодно выходило свыше 500 тыс. домохозяев, то в 1914 г. количество выходов составило 98 тыс., в 1915 г. –35 тыс. дворов, а в 1916 г. выходы совсем прекратились. Революция положила конец столыпинским преобразованиям.

Третий вопрос (3.3). Раскрывая содержание третьего вопроса, следует обратить внимание на противоречивые оценки деятельности П.А. Столыпина и его реформы в исторической литературе.

В результате реформы из общины вышло 2,5 млн. домохозяев, примерно 28 % общинных дворов, образовалось около 400 тыс. хуторских хозяйств. 16 % переселенцев вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. К 1915 г. всего лишь 10,3 % всех крестьянских хозяйств стали действительно единоличными, занимая около 9 % надельной земли. Не удалось, как мыслил П.А.Столыпин, посредством реформы предотвратить революционные потрясения. С 1912 г. (Ленские события) начинается новый подъем революционного движения в стране. Факты свидетельствуют, что столыпинская реформа не достигла своих целей.

Вместе с тем, в результате проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства. Посевные площади в среднем выросли на 10 %, в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в 1,5 раза.

Стараниями столыпинских хуторян урожайность в стране с 1906 г. по 1915 г. выросла на 14 %, в Сибири – на 25 %. Содействовала успеху фермеров и аграрная политика властей: ввоз из-за границы и льготная продажа племенного скота и птицы, сельхозтехники, организация сельскохозяйственных курсов для молодежи. К 1914 г. столыпинские фермеры обгоняют общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт: зерновой экспорт России в 1912 г. почти на 30 % превышал экспорт Канады, Аргентины и США вместе взятых и составлял 15,5 млн. т. в год 1. Средний ежегодный сбор всех хлебов вместо обычных 2-2,5 млрд. пудов превысил в пятилетие 1908-1913 гг. 4 млрд. пудов, поэтому потребление хлеба на душу выросло несмотря на прирост населения и рост экспорта Росли и личные вклады в сберегательные кассы столыпинских фермеров – к началу 1916 г. они составляли 2 млрд. золотых рублей. Сибирские хуторяне в 1912 г. сумели вывезти масла на 68 млн. золотых рублей, что в 2 раза превышало стоимость годовой добычи сибирского золота в те времена. Именно столыпинские хуторяне позволили к началу Первой мировой войны иметь в стране запас в 900 млн. пудов хлеба, на который Россия жила в мировую и гражданскую войну 2.

Аграрная реформа Столыпина оказала также существенное влияние на хозяйственное освоение окраин России. Переселение на Восток страны осуществлялось волнами. Одна из них, особенно заметная, поднялась в конце XIX в. П.А. Столыпин усилил тенденцию освоения новых земель и придал ей характер государственной политики. Основной поток направлялся за Урал: в Сибирь, Туркестан, на Дальний Восток. В местах поселений энергично осуществлялось землеустройство, прокладывались грунтовые и железные дороги, на льготных условиях возводились жилища и хозяйственные постройки. Население за Уралом за эти годы возросло на 3,5 млн. чел.

Экономическим и техническим успехам крестьянского хозяйства в годы реформы помогали быстрое развитие сельской кредитной кооперации и значительный рост использования сельскохозяйственных машин и орудий: в 1908 г. их было продано на сумму 54 млн. руб., в 1914 г. – на сумму 311 млн. руб., удвоилось количество применяемых минеральных удобрений. П.А. Столыпин понимал, что его аграрные преобразования требовали и развития самоуправления, и расширения гражданских прав крестьян, а также повышения образовательного уровня. Но осуществить эти преобразования ему не удалось, так как он встретил резкое противодействие при Дворе, в Государственном Совете и Государственной Думе.


В целом, можно сказать, что П.А. Столыпину не хватило времени. Он глубоко верил в правоту своего дела, много и усердно работал на

благо страны. Его слова, обращенные к левым радикалам, оказались пророческими: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия !».