БИЛЕТ 66 НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ.

БИЛЕТ 65 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ СИСТЕМЫ. ОТЛИЧИЕ ВОТЧИНЫ ОТ ПОМЕСТЬЯ

БИЛЕТ 64 СУДЕБНИК 1497 ГОДА

БИЛЕТ 62 ПРИСОЕДИНЕНИЕ НОВГОРОДА К МОСКВЕ

В 1471 году Московская рать, а вместе с ней Тверь и Псков, а также отряд касимовских татар пошли на Новгород. Решающее сражение произошло на р. Шелонь.

Новгород был сдан из-за разных настроений (были сторонники бороться, уйти под Литву, сдаться). Иван III взял 15000 руб + обещание, чтобы Новгород «не отставал от Москвы». Город был взят, но Новгород не был до конца включен в состав Московского государства – сохранялись вечевые традиции. С целью полного присоединения к Москве в 1478 году Иван III совершает карательный поход на Новгород. Город был полностью окружен, 5 марта 1478 года И III вернулся в Москву, колокол был увезен, вече больше не созывалось.

Так ГВН стал холопом Москвы. После присоединение Новгорода Тверь оказалась окруженной.

Судебный кодекс Ивана III является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие правовые нормы и вместе с тем отразившим новое в общественной жизни Руси XIV – XV вв.

Основной вопрос Судебника – организация судебно-административной системы, как в центре, так и на местах. Вводились 3 типа суда: СУД ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, НАМЕСТНИКОВ И ВОЛОСТНОЙ. В ряде случаев судопроизводство предусматривало участие «добрых христиан» - представителей крестьян и горожан. Также проводится регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.

Другая сфера Судебника – социальные отношения. Впервые упоминается такая форма крупного землевладения, как ПОМЕСТНОЕ. Оно вместе с черными землями становится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими землями. Так иск о вотчинной земле можно было предъявлять до трех лет, иск о государственной (помещичьей и черной) – до шести. Допускался иск черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от частного захвата.

Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. ЗА НЕДЕЛЮ ДО И ПОСЛЕ ЮРЬЕВА ДНЯ – 26 ноября – связан с окончанием с/х работ. В случае ухода крестьянин платил ПОЖИЛОЕ.

Ряд статей посвящено институту холопства, в частности, ограничении источников пополнения холопов.

С присоединением во второй половине XV века новгородских и псковских земель у великого князя оказался громадный земельный фонд. Он воспользовался им для наделения землей переселенных землевладельцев. Этих переселенцев стали называть помещиками, а их владения – поместьями.

В отличие от вотчины, поместья запрещалось продавать и дарить (устранялась угроза превращения этих земель в церковные), а затем и наследовать. Помещики оказывались в зависимости от государства. Их обязанностью стала ВОЕННАЯ СЛУЖБА. Важно отметить, что развитие поместной системы привело к сокращению черных земель в центральных районах, но не на Севере, который по-прежнему оставался черносошным.

В 1497 году был издан СУДЕБНИК Ивана III – по всей Руси был выработан ЕДИНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ. Начинают строиться ПРИКАЗЫ - разрядный (военный), посольский, разбойный (преступления). Реформ требовала и армия -> начала интенсивно складываться ПОМЕСТНАЯ система (ДВОРЯНСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ). Особенно сильной оказалась земельная перетряска в Новгороде. Каждый дворянин, получивший землю, должен был являться в армию «конно, людно и оружно».

Образование такого мощного государства встревожило Запад. Русь оказалась прямой преемницей Византии (Москва стала третьим Римом). Можно сказать, встал вопрос: быть или не быть такой России, которая сложилась в конце XV века? В 1470 году в Новгороде зародились семена ереси, также ересь распространилась и в Москве.

ЕРЕТИКИ: отрицали христианство, требовали радикальной перестройки (которая в любом случае привела бы к хаосу), еретики были близки к этому, среди них были влиятельные люди. Еретиком чувствовал себя и великий князь (Новгородский архиепископ докладывал о ереси в Москву, но не было никакой реакции). Они имели политические цели – продвигали на престол сына Ивана III Дмитрия. Важную роль в борьбе с еретиками сыграли ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ и архиепископ ГЕННАДИЙ (по значению как Минин и Пожарский).

Великий князь в старости отступил от еретиков. Был созван церковный собор – еретиков наказали. Во времена Василия III ересь снова подняла голову. И тогда ересь была побеждена («придавлена, но не раздавлена»). ИТОГ: в правление И IV в ближайшем окружении царя оказались еретики или им сочувствующие. Возникло 3 угрозы – самодержавию, церкви и вере.

2 пути – изменить вектор внутренней политики или «встать за себя» (Иван Грозный). Грозный выбрал второй путь, и поэтому была начата опричнина.