БИЛЕТ 42 ЦЕНТРЫ ЛЕТОПИСАНИЯ НА РУСИ

БИЛЕТ 41 ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

БИЛЕТ 40 НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ

Летописи принадлежат к числу памятников, содержащих ист. сведения -> с летописью связывают возникновение ист. мысли. Когда же возникли летописи? Вопрос по-прежнему открыт. 1 – Шахматов, Лихачев – XI век, Тихомиров, Черепнин – X век, Рыбаков – конец X века. Но в любом случае в XI веке летописи уже существовали. Рос летописцы сначала подражали византийским, однако потом выработали особенный подход, который стал достоянием не только Русской, но и мировой культуры. Летописи велись духовными чинами при церкви, а также при князьях. Старые летописи были материалом для новых. Собрание летописей – СВОД. КИЕВСКИЙ СВОД – 30-40е XI в. НОВГОРОДСКИЙ – 50-60е, НАЧАЛЬНЫЙ СВОД – 90е. На их основе была составлена ПВЛ.

? Кем был летописец – беспристрастным историком или глашатаем идеи? Шахматов – летописец писал предвзято, Ерёмин – эксклюзивное мнение – летописец был в стороне от княжеских распрей, занимал независимую позицию. ФРОЯНОВ – истина где-то посередине. Отбор фактов и событий характеризовал позицию летописца (год… ничего не бысть).

ПВЛ, иначе называемая ПОВЕСТЬ НЕСТОРА. До нас дошла в поздних летописных сводах (особенно полно в лаврентьевской и ипатьевской летописях). Лаврентьевская – 1377 г – известия о Ю и С-В Руси. До 1305 г. Ипатьевская – кон XIV – нач XV в. По названию монастыря. Сначала повествует о Преднестровье, затем о Галицким и Волынском княжествах.

Автор ПВЛ: В Лавр летописи не указан, в Ипат – Нестор – киево-печерский монах. Также Поликарп – инок в послании Симону указывает его имя как летописца. Нестор был автором еще 2х произведений – «О Борисе и Глебе» и «О Феодосии». При их сопоставлении находят противоречия (нек историки оправдывает это, что он часть заимствовал). Учитывая это противоречие, некоторые историки сомневаются в авторстве Нестора. !! То есть мы называем его как Автора УСЛОВНО. Нестор не выдает себя до момента, пока рыбаки не вытащили из воды ребенка, а Нестор с товарищами его рассматривал до вечера, но он был уродцем и они его выкинули. Также Нестор говорит о себе в 1106 г – умер старик Ян, который много говорил Нестору, а тот записывал. По всем этим данным можно составить жизнь Нестора. В детстве он жил в Киеве, а затем в монастыре писал летопись. Довел до 1110 г. Затем – текст 1116 г – приписка Сильвестра, что эту летопись надо дико читать. Дело в том, что В. Мономах, придя к власти, отнял летопись и приказал Сильвестру «исправить ее под себя». Летопись, вышедшая из-под пера Нестора, не сохранилась, сохранилась только от Сильвестра.

Перед взором летописца – происхождение и становление РУССКОЙ ЗЕМЛИ. Автор за единство. Вначале – сведения о разделе земли на страны. Сначала все говорили на 1 языке – решили построить «столб до бога». Бог сделал 72 страны с разными языками. !! Начиная с повествования мировых событий, автор вводит Русь в МИРОВУЮ ИСТОРИЮ, устанавливает причастность славян к мировой истории. Далее автор повествует о славянах. «Они распались, но язык славянский един». Такой взгляд должен был способствовать подъему авторитета Руси. Хронологические указатели – только с 852 года – начало правления Византийского императора Михаила III. Много уделено возвеличению мощи Руси. Клич к объединению. Летопись сосредоточена на СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ событиях. В этом специфика всех летописей. Идея борьбы ДОБРА и ЗЛА. Позиция автора – это позиция моралиста, расценивающего жизнь человека как борьбу добра и зла.

ИСТОЧНИКИ НЕСТОРА: 1 – 3 свода, 2 – записки, предания (об основании Киева, о мести Ольги), 3 – византийские хроники, 4 – Библия, 5 – жития, 6 – договоры с Византией, 7 – сообщения информаторов летописца.

В XI – XII вв на Руси активно формировались города-государства. С ними развивается и ЛЕТОПИСНОЕ ДЕЛО. Можно отметить 3 основных центра летописания на Руси. 1 – ВЛАДИМИР (или Владимиро-Суздальское летописание). Об этом центре мы можем судить по лаврентьевской летописи. Летопись писалась под контролем Боголюбского и ВБГ à прокняжеская линия. Летопись не лишена церковности (составлялась при непосредственном участии духовенства). Но и религиозные темы были оружием в руках княжеской и церковной власти. XIII век – во Владимире составлен «лицевой свод» - он до нас не дошел, по нему мы судим по РАДЗИВИЛОВСКОЙ (КЕННИНСГБЕРГСКОЙ) летописи. В своде были миниатюры.

2 – ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. Сохранилась в Ипатьевском своде. Отсутствие церковного элемента. Весьма странная хронология – «даты шли задним числом» - события были то отстающими, то опережающими. Также прославляет князей, «против льстивых бояр». Пронизана идеей воинской доблести – напр речь Даниила.

3 – Новгород. Летописанием в Новгороде занимались – духовенство, ремесленники, торговцы. Другие стиль, тематика, язык. В сфере внимания – новгородские будни – выборы князей, пожары, рыночная конъюнктура. Сближение живой устной речи с письменной. Мысль о самобытности, независимости Новгорода (мысль о выборности князей). Много внимания народным движениям. Летопись стремится сохранить объективность, иногда осуждает соц верхушку. В целом – носит деловой, документальный характер.

!! Совместными усилиями древнерусских летописцев был создан целый корпус памятников, которые являются не только нашей гордостью, но и общемировым достоянием.