БИЛЕТ 22 КРЕЩЕНИЕ РУСИ

БИЛЕТ 21 ЯЗЫЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИЕВЕ В Х ВЕКЕ

БИЛЕТ 20 ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НА РУСИ

БИЛЕТ 19 ДАНЬ И ПОЛЮДЬЕ В Х ВЕКЕ. ВОПРОС О РЕФОРМЕ ОЛЬГИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В 988 г произошло важнейшее для истории России событие – КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Русь перестала быть языческой страной и стала православной. Но история русского христианства начинается значительно раньше: 1 – В. Ф. ГРЕКОВ считает, что в середине 1 тысячелетия. Однако подтверждений его гипотезы нет. 2 точка зрения – в начале IX века. Это суждение подтверждает ЖИТИЕ СТЕФАНА СУЛОЖСКОГО – в нем говорится о походе новгородского князя на Византию. Русские воины проникли в церковь и начали ее грабить. Русский князь начал биться в конвульсиях, пока всё награбленное не сложили на место. Затем князь пришел в чувство, после этого князь и его бояре крестились. Но этому тексту также нельзя слепо доверять – возможно, это всего лишь линия удревления христианства. Также имеется восточный источник – Ибн Хардагпих говорит, что руссы приходят на верблюдах и выдают себя за христиан.

ВСЁ ЭТО НЕПРОВЕРЕННО. Однако во 2 пол IX века в послании Константинопольского патриарха говорится, что русское племя приняло христианство. В договоре Олега все руссы клялись и заверяли договор по языческим традициям. В договоре Игоря 944 г – одни приносили клятву по-христиански, другие – по-язычески. После этого о руссах-христианах заговорили и арабские источники. Из всего вышесказанного можно сделать ВЫВОД, что христианство на Руси появилось сравнительно поздно, не ранее договора Игоря с греками 944 года. Первыми это коснулось торговцев с Византией (им так легче было торговать). Также оно коснулось воинов и иностранцев. Никаких других побуждений, кроме торговли с Византией и службы в ней НЕ БЫЛО. К христианам относились насмешливо, но не враждебно (такая обстановка была и при Владимире) Это говорит о СЛАБОЙ ПОЧВЕ.

Сдвиги в восточнославянском обществе привели к языческим реформам. Археологические находки свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна первоначально располагалось в пределах городских укреплений, а затем оно перешло в место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, стал и РЕЛИГИОЗНЫМ центром.

У славян отсутствовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию выполняли разные божества. До появления государства – СВАРОГ, после 980 г – ПЕРУН. Тогда же сооружается языческий пантеон из известных ранее божеств, так называемое «постановление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и с принятием христианства в 988 г являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и в последующее время, некоторые продолжают соблюдаться и сейчас.

Начало этого процесса приходится на правление князя Владимира. Владимир стремился остановить расползание суперсоюза. С этой целью проводили ряд мер идеологического характера, в том числе языческая реформа 980 г (рассказать о чем). Эти меры должны были символизировать единство суперсоюза. Однако остановить распад было уже невозможно. Именно тогда князь Владимир обратил взор к христианству – религии, в которой момент централизации и монотеизма является главенствующим. Также среди причин крещения можно отметить потребность в росте международного авторитета Руси, потребность в укреплении связей с Византией и в росте авторитета кн власти.

Этапы Крещения – легендарный и исторический. 1 – крещение Руси Андреем Первозванным, 2 – 988г – крещение Киева, 991 г – крещение Новгорода Добрыней Никитичем и Путятой. В Киеве христианство вводилось безболезненно, с согласия веча, но в других землях навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца киевского периода нашей истории можно говорить о том, что христианство скользило на поверхности, не затрагивая основ жизни.

Значение Крещения Руси огромно – это и рост авторитета Руси, и расширение связей с Византией, и рост княжеской власти, и развитие культуры, и смягчение нравов в др-р обществе. Крещение привело к противопоставлению язычников и православных, способствовало дальнейшему развитию экономики и институтов частной собственности.

БИЛЕТ 23 КРИЗИС РОДОПЛ СТРОЯ НА РУСИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (КОНЕЦ Х – НАЧАЛО XI ВВ)

В княжение Владимира Святославича создался мощный племенной союз во главе с Киевом. Это объединение шло с установлением даннических отношений (прообраз налоговой системы). Но едва союз был сформирован, начался процесс его распада. На смену РОДОПЛ отношениям приходит НАРОДНОСТЬ – этническое единство, основанное на территориальном принципе. ПРИЗНАКИ НАРОДНОСТИ – 1 – ЯЗЫКОВАЯ ОБЩНОСТЬ. Она проявлялась в: 1 – ПОЛНОГЛАСИЕ (глава – голова), 2 – смена начальных звуков (езеро – озеро), 3 – смена к/л на ц/з (квезда - звезда), 4 появление новых слов, среди которых есть слова ирано-тюркск и финно-угорск происхождения. Выделилось 3 языковых группы – северная, средняя и южная. 1 – смычное «Г» (как у нас), цоканье (печка – пецка), дзеканье, смена «Ш» на «С» (наши – наси). 2 – аканье (безуд о=а, смена предлога «В» на «У»), 3 – оканье, фрикативная г. НО ВСЁ БЫЛО НЕСУЩЕСТВЕННО.

Х-XI вв – разбитие литературного языка. Также среди признаков народности необходимо отметить ЕДИНСТВО ТЕРРИТОРИИ, ЕДИНСТВО МАТ. КУЛЬТУРЫ, ЕДИНСТВО ДУХ. КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГ ЕДИНСТВО, ЕДИНСТВО ПСИХОЛОГИЧ СКЛАДА (свободолюбие, соц мобильность, воинственность, мужество, выносливость, гостеприимство).

БИЛЕТ 24 ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО НА РУСИ В НАЧАЛЕ XI ВЕКА (ПРАВОТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА)

Устав Владимира – 4 раздела. I – правило о десятине церкви. 1/10 часть отдается церкви от: доходов князя (торговых, земель, вотчин, скота, рыбы). !! Др-Р церковь была слаба -> она содержалась за счет князя. Князь был заинтересован в церкви, большинство верующих – язычники.

II – церковный суд. Должен присутствовать представитель князя. ЦС подлежат ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ. В основе – византийские правила. Наказывали – ведьмы, принявшие хр-во, но осущ языч обряды, оскорблявшие хр веру (церк воры, гробокопатели, еретики)

III – церковные люди, находящиеся в ведомстве РПЦ: духовенство с семьями, паломники, рабы, отпущенные на волю на помин души, престарелые, вдовы, сироты, калеки, больницы, врачи.

IIII - ????

РУССКАЯ ПРАВДА – 1й свод законов Др. Руси. Сохранилось более 100 списков. Их делят на группы. Сергиевич (XIX век) выделил 5 групп. Сейчас – либо 2, либо 3 группы (группа = редакция). 1 группа – КРАТКАЯ/ПРОСТРАННАЯ. Она имеет 2 списка – АКАДЕМИЧЕСКИЙ И АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ. * + РОСТОВСКИЙ (о нем говорил Татищев, сгорел в 812 году).

Первые 18 статей – правда Ярослава (Древнейшая). ~1016 год (большинство так и считают). Тихомиров – 1036г. Вопрос короче открыт. Большинство считают, что их сделали только для Новгорода. НО например Фроянов -> и для Киева тоже. Статьи весьма логичны.

! В РП нет смертной казни (тк не сложился карательный аппарат). Но есть ВИРА (40 грн – куда идет вира – неясно). КРАЖА – 1 – можно обратиться к князю, 2 – если ты заметил украденную вещь у другого, то чтобы забрать надо ДОКАЗАТЬ. Созывается СВОД и на нем обвиняемый клянется. Надо либо вернуть, либо купить новую.

Ярослав Мудрый в РП ограничил кровную месть, ввел ВИРУ, ГОЛОВНИЧЕСТВО (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления.