БИЛЕТ 7 РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
БИЛЕТ 6 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
БИЛЕТ 5 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН VIII – IX вв
БИЛЕТ 4 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IX вв
В VIII-IX вв. восточные славяне жили в полуземлянках. Об этом говорят исторические и археологические источники. Размер – 10 – 20 м2 . Неотъемлемая часть – печь (топилась по-черному, дым выходил в жилище и тока потом через окно). ЛАВКИ – то ли столы, то ли лежанки. Также были хоз. постройки, тоже полуземлянки.
Отношения с соседями – негладкие. АВАРЫ – кочевники, ХАЗАРЫ (кочевники, подчинили, обложили данью), ПЕЧЕНЕГИ (юг), ВАРЯГИ (С-З). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более констр роль: кривичи – синтез РУС и ЛИТ), ФИННО-УГРЫ – приняли участие в складывании гос-ва.
+ гнать про экономику из 5 билета
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В Южных областях земледелие было ПАШЕННЫМ. Орудия изготавливались из железа. Тягловой силой была лошадь. Пшеница, ячмень, просо – яровые, рожь – озимые. Переложная система земледелия, постепенно уступала двуполью и трехполью. Зерно хранили в ямах, были каменные жернова (до XX в). На Севере – ПОДСЕЧНОЕ земледелие. Деревья засушивали, сжигали, затем сеяли. Такая земля плодоносила 3-4 года. Орудия подсеки – топор, большой нож, серп, мотыга, заступ, борона-суховатка (ель с обр. на половину ветками). В Центре – ЗАЛЕЖЬ.
СКОТОВОДСТВО 1 – крупный рогатый скот, 2 – хрюшки, 3 мелкий рогатый скот, 4 – лошадь.
ПРОМЫСЛЫ. ОХОТА – мочили кабанов, лосей, медведей… Кости крупных животных раздроблены -> их мочили для мяса. Мелких животных – для пушнины. Цалкин, Мавродин – доказали важность охоты (не тока для пушнины, но и для мяса). РЫБНАЯ ЛОВЛЯ. Орудия – железные крючки, сети, неводы… Был и свежак, и заготовки. БОРТНИЧЕСТВО – медом часто торговали. + +ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
РЕМЕСЛО – железоделание, кузнечное дело, гончарное производство, ювелирное дело (чужое сырье). Произошло отделение ремесла от с\х, но ремесло носило общинный характер.
ТОРГОВЛЯ – имела зачаточный характер, изначально была ВНУТРИ общины, но часто торговали и с соседями. ВВОЗ – цветмет, вино, раст масло, украшения. ВЫВОЗ – пушнина, кожа, мед, воск, рабы. Велась по нескольким торговым путям – ИЗ ВАРЯГ В АРАБЫ (ПЕРСЫ) - Каспий, ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ – Черное море, ИЗ ВАРЯГ В БАЛТЫ
Древнейшей формой семьи была «парная семья». У вост. славян наиболее типичной была БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ (т. к. было полное единообразие всего инвентаря в жилищах). Общество делилось на 2 типа: 1 – ЗНАТЬ – вожди, князья (в отл от вождя, князь был постоянным, а не временным руководителем), старейшины, 2 – РЯДОВАЯ МАССА. ДРУЖИННИКИ – помощники князя. Занимаются только военными делами. Дружину и князя НЕЛЬЗЯ противопоставлять обществу. Власть племенного союза была сконцентрирована в городах.
Имело место РАБСТВО. Но ТОЛЬКО чужеземцы – ЧЕЛЯДЬ. Рабов часто продавали, у рядовой массы могли входить с семью, у знати служили при доме. РАБСТВО НЕ ИМЕЛО ПРОИЗВ. ПОЛЬЗЫ
В этот период произошел переход от родовой общины к СОСЕДСКОЙ. Родовая община – ГОЙ (члены – гои, только кровн родственники, все принадлежит роду). Соседская община – ВЕРВЬ (члены – ЛЮДИ, родственники или соседи, произошел раздел собственности – к семье отошли дом, орудия труда, скот(?), урожай, утварь, в собственности общины остались – земля, выпасы, лес, реки).
Общины объединяются в племенные союзы (их было 15). Они упоминаются у Нестора. Каждый союз имел свой центр. Таким образом, КНЯЗЬ – руководитель племенного союза, БОЯРЕ – старшие дружинники, ОТРОКИ ДЕТСКИЕ – младшие дружинники, НАРОЧИТЫЕ МУЖИ – племенная знать, ЛЮДИ – свободные люди, ЧЕЛЯДЬ – рабы.
ВЛАСТЬ делилась между тремя структурами: КНЯЗЬ, «СТАРЦЫ ГОРОДСКИЕ» - совет старейшин, ВЕЧЕ. 2 вида ВОЙСКА – ДРУЖИНА – войско князя, сохраняется ополчение – «ТЫСЯЧА» («ПОЛК»).
Происхождение названия «язычество» связано со словом «языцы» - так называемые народы, не принявшие христианство. (монотеизм, политеизм). У славян не существовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию исполняли разные божества: до появления государства – СВАРОГ (отец СВАРОЖИЧЕЙ), в 980г Владимир провел реформу, главным стал ПЕРУН (появилось выражение – Перун – славянский Зевс).
Среди богов выделяются «солярные» боги: ДАЖДЬ-БОГ, ЯРИЛО, КУПАЛА, ХОРС. Также были богини: ЛАДА – любовь, МАКОШЬ – плодородие, женский труд. Часть божеств пришли от соседних народов: от финно-угров – МАКОШЬ, от иранцев – СЕМАРГОЛ (почва, корни, подземный мир) и ХОРС.
Большая часть божеств – АНТРОПОМОРФНЫ (человекоподобны), а несколько пришедших извне – ЗООМОРФНЫ: СЕМАРГОЛ – пёс, ХОРС – белый конь. Широко был развит КУЛЬТ ПРЕДКОВ, почитание которых являлось обязательным: ДОВОМОЙ – умерший глава рода, ЛЕШИЙ – умерший предок, ответственный за лесные угодья; КИКИМОРА – болота, ВОДЯНОЙ – вода, ПОЛЕВИК – земельные угодья, РУСАЛКА – подземный мир. Часть родственников, погибших насильственной смертью или не похороненных должным образом, стали злыми духами: МАВКИ, УПЫРИ, ВУРДАЛАКИ.
У славян был особый обряд похорон: РИСТАЛИЩЕ – состязание родственников, ТРИЗНА – обед. Использовались особые места, храмов не было: КАПИЩЕ – место для проведение религ. церемоний.
Среди служителей культа – 4 сословия: ВОЛХВ – знаток церемоний, функция судьи, по рангу выше князя, ВЕЩУН – знаток предсказаний, ВЕДУН – знаток религ текстов, КУДЕСНИК – магии. В течение года славяне отмечали несколько языческих праздников – КОЛЯДА, МАСЛЕНИЦА, КУПАЛА.