Демосфен.

Исократ.

БИЛЕТ 29 ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ В ДРЕВНИХ АФИНАХ. ПУБЛИУИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ИСОКРАТА, ОРАТОРСКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕМОСФЕНА И ЭСХИНА

Ораторское искусство вообще. Значимость устного слова в древнем мире. Прямая демократия и риторика. Непрофессиональность суда. Занесена из Сицилии Горгием. После битвы при Херонее (338) Эллада теряет самостоятельность => связь теории риторики с ее практикой теряется. Общеобразовательное значение риторики начиная с Исократа. Постоянное совершенствование теории красноречия начиная с ее сложения в IV в. до н.э. АЗИАНИЗМ (созвучия, близкие к рифме) и АТТИКИЗМ (соблюдение норм аттических прозаиков)

Основная тема. После Филократова мира 346 стало ясно, что скоро Филипп завоюет Грецию. Как к этому относиться? Раскол эллинского, и прежде всего - афинского общества на 2 лагеря.

  • 436-338. Софист. Открыл одну из первых школ риторики (отец общего образования), считал красноречие основой всего. Был застенчив, поэтому сам никогда не выступал, а лабал речи другим и писал телеги. 21 речь и 9 писем. Образец для Цицерона. Речи логичны и строги, но не хватает азианизьму. Преимущественно эпидейктические речи.
  • Поддерживал Филиппа Македонского, т.к. считал что спасение Эллады – в ее консолидации против Персии. Сначала хотел, чтобы этот поход возглавили Афины, но было ясно, что они уже слишком слабы. На его стороне – Эвбул, Эсхин, Фокион и др.
  • 384-322. Оратор и политик. Рано лишился родителей и, повзрослев, засудил своих опекунов, которые лишили его наследства. Приписывают 61 речь, на самом деле – половина. Несмотря на физический недостаток, умел. Образец для Цицерона. Уже в античности его речи издаются и комментируются.
  • Боролся с Филиппом Македонским (филиппики (351, 344, 341) и олинфские речи (349-348)). Победил промакедонски настроенного Эсхина. Его сторонники – Гиперид и Ликург. За объединение всех полисов против Ф. Добился передачи «зрелищных» денег в казну для обеспечения войны. Создаются симмории (симмория – группа, которая должна оснастить 1 корабь; коллективная литургия). 324 Д. бежал из Афин, т.к. оказался замешан в каком-то темном дельце. Потом вернулся назад. 323 умер Александр Македонский, и это стало сигналом к новому подъему антимакедонских настроений. Победил промакедонски настроенного Эсхина. Демосфен и Гиперид вдохновили Леосфена на войну с Македонией. Тот разбил сначала беотян, а затем и самого Антипатра. Но затем Антипатр получил подкрепление и разбил греков, 322 в Афинах установилась олигархия. Демосфен принял яд будучи приперт македонцами к стенке храма.

Эсхин (Aischines) (около 390—314 до н. э.), афинский политический деятель и оратор. Лидер сторонников Македонии. В 346 вместе с Демосфеном участвовал в заключении т. н. Филократова мира с Македонией, крайне тяжелого и невыгодного для Афин. Обнаружившиеся тогда различия во взглядах на задачи мира переросли у Эсхина и Демосфена в глубокую вражду. В 345 и 343 Эсхин защищался от обвинений Демосфена в измене (первая и вторая речи Эсхина из сохранившихся трех). После установления македонской гегемонии над греческими городами Эсхин, в свою очередь, выдвинул против Демосфена ряд тяжелых обвинений (третья речь). Но Демосфену удалось оправдаться, и тогда, чтобы избежать уплаты большого штрафа, Эсхин удалился в изгнание и жил главным образом на Родосе, занимаясь преподаванием ораторского искусства.

БИЛЕТ 30 ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ АФИНСКИХ ДРАМАТУРГОВ – ТРОВЦОВ ТРАГЕДИИ (ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЭВРИПИД)

Эсхил из Элевсина. Он видел греко-персидские войны. 90 трагедий (7 СОХРАНИЛОСЬ, «Персы», «Орестея» - трилогия, «Прикованный Прометей»). Переосмысливает мифические сюжеты, наполняет рассказ идеями своего времени. Отображает в своих произведениях ТОРЖЕСТВО ПОЛИСНОГО ПОРЯДКА. Прославляет мужество и патриотизм греков. «Возвышает людей до мифических высот». ОТЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ.

СОФОКЛ из Афин. Вел активную жизнь, занимал жирные должность. Ходил на интеллигентный кружок Перикла. 120 трагедий. Дошло 7 («Царь Эдип», «Антигона»). ДОЖИЛ ДО СТАРОСТИ, ТАК И НЕ ПЕРЕЖИВ ПОРАЖЕНИЯ НА СЦЕНЕ. Не так резок, как Эсхил. ТЕМА НЕИЗБЕЖНОСТИ СУДЬБЫ, ПОДЧИНЕНИЯ БОГАМ -> переходит в тему «идеального человека».

ЭВРИПИД из Соломин. 90 трагедий, дошло 18 (17 полн). Изображал людей, какие они есть. Человек – раздираемая противоречиями душа. Тенденция к изображению наиб острых проблем, за что Аристотель назвал его «трагичнейшим из поэтов». Также его прозвали «Философ на суше». Хор теряет значение, наибольшую роль играет АКТЕР. «ЦИКЛОП», «ИППОЛИТ»

ВЫВОД: творчество этих людей во многом определило развитие всей Греции, они внесли большой вклад в Гр литературу. *Софокл уделал Эсхила, после чего тот сошел с ума. Также он всегда уделывал Эврипида.

БИЛЕТ 31 ДРЕВНЯЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ В АФИНАХ. ТВОРЧЕСТВО АРИСТОФАНА.

Жанр, доведенный до совершенства Аристофаном и двумя его главными соперниками, Эвполидом и Кратином, по-видимому, возникла из объединения традиционных народных развлечений, таких, как мимы, импровизированные фарсы и деревенские песни, со старинным культом плодородия в честь Диониса. В древней комедии господствуют непристойность, злободневность, чрезвычайно грубые личные и политические выпады. Комедиографы пользовались ничем не ограниченной свободой слова, и даже выдающиеся деятели не были ограждены от поношений. С другой стороны, поэтов все же иногда настигала кара: так, сообщается, что Алкивиад ответил на сатиру тем, что столкнул Эвполида в море. Клеон, в то время одно из первых лиц в государстве, избрал более умеренный способ сведения счетов, подав на Аристофана жалобу в Совет, когда молодой поэт обрушился на него в Вавилонянах. Тем не менее произведения Аристофана не запрещались, и он продолжал нападки на Клеона, не прекратив их и после смерти последнего.

Комедиограф №1 всей греческой части античности. Написал около 40 комедий, до нас дошло 11. Сам играл в своих пьесах. Его характеристика – очень злободневен и почти всегда лезет в современную политику. «Ахарняне» (о том, как Дикеополид заключает мир, а ахарняне хотят продолжать Пелопонесскую войну), «Мир» (Тригей взлетает на небо на навозном жуке, чтобы заключить мир). Большой пацифист. Две социальные утопии: «Птицы» и «Женщины в народном собрании». «Облака» (Стрепсиад хочет не платить долгов, которые он нажил из-за увлечения лошадьми его сына Фидиппида, сначала он, а потом и сынок его идут учится к Сократу). «Лягушки» (путешествие Диониса в подземный мир за Еврипидом, у которого в Аиде происходит спор за первенство с Эсхилом, последний побеждает и отправляется первенствовать обратно на землю, Еврипид остаётся ни с чем). Не любит Еврипида (он не учит уму разуму, а только развращает молодёжь). Еврипид-де и страсть любовную изображает, лохмачей всяких (в «Ахарнянах» Дикеополид просит у него каких-нибудь лохмотьев из реквизита). Его герои – Эсхил и Софокл. Свои комедии он также считает «пристойными». Борец за «старину». Против демагогов и новых веяний. Особо – его язык (разговорный, у героев индивидуализированный).