БИЛЕТ 14 ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДУЮЩАЯ РОЛЬ ОСТРАКИЗМА
БИЛЕТ 13 МЕСТО ТИРАНИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АФИНСКОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИСА
Большую роль в политическом развитии, оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управлении (например, аристократический совет старейшин).
Тираны проводили политику, в целом направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие старые роды, но и конфисковывали их имущество, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.
В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для выдвижения торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.
Как утверждает Аристотель, остракизм был введен Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть примерно в 508 году, как профилактическая мера против возможных тиранов. Но фактически остракизм начал действовать после Марафонской битвы (490 г). Первым изгнанником в 487 годустал тезка бывшего тирана Гиппарх,сын Харма, которого главным образом, как утверждает Аристотель, и имел в виду Клисфен, вводя остракизм. По гипотезе, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку (именно поэтому остракизм не применялся первые 20 лет).
Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров. Его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц. В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других, менее видных, деятелей были найдены при археологических раскопках в Афинах. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке свое собственное имя.
ПРОЦЕДУРА. В январе председатели Совета 500 на Народном собрании ставили вопрос о необходимости остракизма. Если решение было положительным, то в марте-апреле проводилось голосование. Тока ГРАЖДАНЕ, класть черепок, держа его надписью вниз. Если <6000, то не считается. Если >6000, то победитель в 10-дневный срок (личные дела) должен уйти в изгнание на 10 лет.
Остракизм утратил смысл, когда представители влиятельных аристократических родов потеряли свою монополию на влась. После смерти Перикла вес приобрели незнатные политики («демагоги»), и без остракизма зависевшие от милости народа.
Он перестал производиться после 417 г. до н. э.по следующему поводу. В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол недостоин такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.
Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал:
Хоть поделом он принял наказание, С его клеймом никак не совместить его Суд черепков не для таких был выдуман. |
Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от греч. πέταλον, «лист») — имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет.