БИЛЕТ 3 ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС, ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОМЕРОВСКИХ ПОЭМ

БИЛЕТ 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГОМЕРОВСКОГО ВРЕМЕНИ. ПОНЯТИЕ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ??

ГОМЕРОВСКАЯ ЭПОХА

БИЛЕТ 1 ЭКОНОМИКА, СОЦ-ПОЛИТ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ

Гомеровская эпоха не была оторванной от культуры Крито-Микенского периода. Древняя Греция, вступив в Гомеровскую эпоху, в целом оказалась в состоянии регресса. НО ремесло уже начало отделяться, ремесленников мало, нередко они делали товары НА ЗАКАЗ.

ТОРГОВЛЯ была не развита, мерило торговли – скотина. Торговля неразрывно связана с пиратством и разбоем. Профессиональные торговцы – финикийцы (Гомер относится к ним с недоверием). Появилось ЖЕЛЕЗО, которое наряду с развивающейся частной собственностью позволило развиваться экономике. Но общественное и культурное развитие Гомеровской эпохи сказались не сразу, и в целом уровень развития этой эпохи ниже, чем у Крито-Микенской. Именно в Гомеровскую эпоху произошло зарождение ГОРОДОВ (ПОЛИСОВ) – Смирна, Эмпорио. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ Греции и всего Эгейского бассейна (очень незначительная торговля).

ОБЩЕСТВО. Были РАБЫ, но рабство еще не было сильно развито. Гомер нередко описывает рядовых людей, трудящихся на себя. Каждый свободный общинник мог получить земельный надел – клер. Среди них выделяется беднота – ФЕТЫ. Во главе общества – ЗНАТЬ, владеющая богатствами, рабами, властью – БАСИЛЕИ. Во время войн знать выступала впереди.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.

Подводя итог, можно сказать, что, признавая некоторые черты регресса, нельзя не отрицать множество черт развития.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ- термин, введенный Л. Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Вопрос в том, можно ли применять этот термин. Уже в СССР стало понятно, что НЕТ, ничего подобного там не было. РАЗВЕ ЧТО ПОЛНЫЙ НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЙ ГУЛ МОГ ЦАРЯ ЗАВТАВИТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЙНЫ, И ТО НЕ ВСЕГДА.

***Что же мы наблюдали в гомеровской Греции? Аристократы представляли себя перед рядовыми членами общины как «богоподобных», и этим они оправдывали свое богатство. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командную позицию во всех делах общины как во время войны, так и во время мира. Только богатый мог купить себе полный комплект военного обмундирования, только у богатых было время на атлетику. Именно воины из знати начинали бой. В гомеровской Греции место, занимаемое человеком в строю, определяло его положение в обществе. На народных собраниях выступали цари и герои благородного происхождения. Народ лишь мог криком выражать свое мнение. НАПРИМЕР: В Троянской войне против Агамемнона выступил обычный ратник Терсит, а Одиссей его дико убил.

Таким образом, народное собрание здесь оказывается орудием в руках небольшой кучки царей – басилеев.

Основными источниками по изучению Темных веков являются две поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». Эти произведения – героический эпос, их отличает литературное своеобразие. «ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС» - это вопрос о происхождении поэм, кто их автор, какую РЕАЛИЮ они отражают.

«Илиада» - о 10м годе Троянской войны, «Одиссея» - о 10м годе царствования Одиссея. В конце XVIII века Вольф написал «ВВЕДЕНИЕ К ГОМЕРУ»: по Вольфу поэмы имеют коллективное происхождение, оформлены они были в VI веке. Сторонники Вольфа получили название «аналитики» (или «плюралисты»).

О том, как именно сформировались поэмы Гомера, аналитики высказывали различные предположения. 1 – ТЕОРИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЯДРА – в основе – мелкая поэма, которая устно передавалась и дико обросла. 2 – ТЕОРИЯ МАЛЫХ ПЕСЕН – небольшие песни были слиты в единое целое. ТЕОРИЯ ИНТЕРПОЛЯЦИИ в небольшие поэмы делались вставки.

Аналитики отмечали следующие особенности. Поэмы Гомера весьма противоречивы, в поэме имеются искусственные сюжетные отклонения. Греческая письменность возникла в VII – VI вв, и один человек не мог все запомнить, все не могло передаваться из поколения в поколение.

Оппонентами аналитиков были УНИТАРИИ (например, Соколов) – поэмы имеют художественное, стилевое и композиционное единство и являются плодом КОНКРЕТНОГО поэта. Унитарии доказывают стилист единство: ОиИ реально похожи, автор МОГ запомнить все без проблем (аналогия - «Парцефаль»). Противоречия (напр двойное убийство) находят во множестве произведений. Считают, что письменность появляется в Греции раньше.

В 1930-е появилась УСТНАЯ ТЕОРИЯ, по которой текст ОиИ приобрел фиксированную форму при жизни великого автора, то есть Гомера (видимо, он записывал под диктовку устных сказителей). НЕОАНАЛИТИКИ – не противоречат УСТНОЙ ТЕОРИИ, считают, что ОиИ дошли в пересказах и фрагментах.

СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: 1 – гомеровские поэмы действительно возникают на основе народного творчества. ЕДИНСТВО поэм – несомненно, они были написаны в VIII веке, причем Илиада – раньше. Формирование поэм происходило в Малой Азии – там после крушения микенской цивилизации сохранялись микенские традиции. Повествуют о XIII веке, но реально отразили МИКЕНСКИЙ И ГОМЕРОВСКИЙ слои, +богатейший ист. материал, есть противоречия.