Беларусь в годы Великой Отечественной войны (историография проблемы).
Центральное место среди исследований по истории Б. периода ВОВ занимает историография воинских операций на тер. республики. Первые работы появились в 40-50-х гг. (Коротков, Шишков «Победа КА в Б.»; Солдатенко «Сов. Армия - освободительницы Б.»…). Военнеы действия рассматривались через призму победных операций КА в Б. в 43-44г. в 60-80-х гг. появились работы, в кот. анализировались причины неудач КА летом 1941г. (Анфилов «Начало ВОВ», Андрущенко «Народное ополчение Б.», «На земле Б. летом 1941г.», Павлов «В суровом сорок первом»…). Наиболее разработанным является история партизанского движения на Б. Первые работы – это брошюры и статьи партийных и гос. руководителей, организаторов партизанского движения – Пономаренко, Горбунова, Зимянина. С к. 40-х появляются научные исследования в виде кандидатских диссертаций Гракова, Кругликова, Терентьева и др. В 1951г. – коллективная работа бел. историков «Всенародная партизанская война в Б. против немецких захватчиков» в 2 томах. Авторство присвоил Цанава – министр Госбезопасности БССР. Здесь освещена деятельность Армии Краевой. Более 40 монографий и 100 книг мемуарного характера, кот. были посвящены вопросам партизанского движения и подпольной борьбы на Б., появились в 50-80е гг. – Сборник документов и материалов в 3 томах «Всенародная борьба в Б. в годы ВОВ (июнь 41 – июль 44)», трёхтомник «Всенародная борьба в Б. против немецко-фашистских захватчиков». Исследования нем. оккупантского режима на Б. в 41-44гг. По этой проблеме издана десятки сборников документов и материалов, монографий (Кравченко, Залесский, Романовский «Немецко-фашистский оккупационный режим»…). 90-е гг. – попытка ликвидации некоторых «белых пятен» истории антифашистского движения на Б. История создания и деятельности польской Армии Краевой в Зап. Б. Появились книги Веселковского «Что привело Армию Краевую на Б.», Ермоловича, Жумара «Огнём и мечом: хроника польского националистического подполья в Б.». Проблеме бел. колоборационизма посвящена книга Соловьёва «Бел. Центральная Рада: создание, деятельность, крах». Система оккупационной пропаганды на Б. в 41-44гг. была проанализирована в монографии Жумара «Оккупационная периодическая печать на тер. Б. в годы ВОВ». В 1992г. была опубликована монография Доморада «Партийное подполье и партизанское движение в Минской обл. в 1941-1944гг.», комплексная работа «Минское антифашистское подполье». Отдельное место занимает «дело Ковалёва». Где идёт речь о возвращении доброго имени одному из рук. сов. подполья в Минске. Армейские операции на тер. Б. – Лемешонок «Освобождение – без грифа «Секретно!». 90-е гг. монографии Снопковского «Внешнеполитическая деятельность Б. 1944-1953гг.», Шаркова «Военнопленные и интернированные на тер. Б. (1944-1951гг)», в кот. освещаются вопросы установления бел-польской границы в 1944г., судьба нем. военнопленных на Б.
Союз Беларуси и России: достижения и перспективы
Гомельский государственный педагогический институт в 1944-1968гг. (основные этапы деятельности)
Гомельский государственный университет в 1969-2005гг. (основные этапы деятельности)
Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 14 марта 1969 года № 93 институт был преобразован в Гомельский государственный университет - второй в Беларуси вуз такого высокого ранга. Советом Министров БССР 29 ноября 1988 года университету было присвоено имя Франциска Скорины.
Сегодня Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - это крупнейший научно-исследовательский и учебный центр, получивший признание мировой научной общественности, ставший настоящим интеллектуально-культурным ядром Белорусского Полесья. Около 30000 выпускников университета успешно работает в средних и высших учебных заведениях, в научных учреждениях, на предприятиях промышленности и сельского хозяйства страны.
На 49 кафедрах и в научных подразделениях университета трудится почти 600 научно-педагогических работников. Из них - 1 академик, 3 члена-корреспондента НАН Беларуси, 32 доктора наук, 23 профессора, 233 кандидата наук, 164 доцента. За последние два года профессорско-преподавательским составом вуза изданы 54 монографии и 21 учебник и учебное пособие.
На 11 факультетах дневного обучения ведётся подготовка около 5400 студентов по 25 специальностям и 56 специализациям. Более 2500 человек получает высшее образование по 11 специальностям на заочном факультете. Успешно функционируют докторантура и аспирантура по 57 специальностям, действуют 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 8 научным специальностям. За последние годы преподавателями ГГУ защищено 16 докторских и 48 кандидатских диссертаций, получено 12 аттестатов доцента.
В университете имеется опыт совместной работы с другими вузами. Так, в 1995 году в соответствии с Договором о сотрудничестве между Гомельским государственным университетом и французским университетом Овернь-Клермон-1 был создан Франко-Белорусский институт управления (ФБИУ), в который принимаются студенты и выпускники ГГУ им. Ф. Скорины. По завершении обучения они получают белорусский и французский государственные дипломы. Срок обучения в ФБИУ - 5 лет, в том числе 2 года - подготовительные, посвящённые, главным образом, изучению французского языка, после чего все занятия ведутся преподавателями университета Овернь-Клермон-1 и ФБИУ на французском языке. Часть занятий проводится во Франции.
Спецификой современного рынка труда обусловлено открытие при Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины Института повышения квалификации и переподготовки кадров. Институт работает по таким направлениям, как подготовка и переподготовка кадров, стажировка работников и специалистов университетского профиля; совершенствование профессиональных знаний и деловых качеств руководящих работников и специалистов на основе изучения современных методов управления производством; оказание консалтинговых услуг, методической, информационной и другой образовательной помощи ведомствам, предприятиям и физическим лицам.
В 2001 году для координации научных исследований по экологическим проблемам региона (в том числе – предотвращение последствий чернобыльской катастрофы) при ГГУ был открыт Hаучно-исследовательский институт экологии. На базе вуза регулярно проводятся научные и научно-практические международные, республиканские и региональные конференции; университет принимает участие в научно-технических выставках.
Сегодня учебно-лабораторная база университета включает 5 корпусов и учебно-научную структуру "Чёнки"; аудитории и лаборатории оснащены необходимым оборудованием, современными средствами вычислительной техники; имеется вычислительный центр и компьютерные классы. Создана корпоративная локальная сеть, которая используется для нужд управления вузом, а также дает возможность подготовки специалистов в области сетевых технологий. Действуют системы электронной почты и электронных конференций, а также корпоративный веб-сайт вуза, интегрированные в глобальные информационные сети.
Вуз поддерживает взаимовыгодные связи с научными организациями России, Украины, Англии, Германии, Италии, Канады, Мексики, Финляндии, Франции, Швейцарии, Польши, Китая и других стран. Укрепляются связи университета с Объединённым институтом ядерных исследований (Россия), Украинским научно-исследовательским институтом архивного дела и документации, Брянским государственным педагогическим институтом им. И.Г. Петровского. Подписаны договоры о сотрудничестве со Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (г. Москва), Институтом математики Российской Академии наук (г. Новосибирск), рядом отраслевых научно-исследовательских институтов России.
Осуществляется сотрудничество с зарубежными научными и образовательными центрами: с Институтом низких температур и структурных исследований Польской Академии наук - по совместной разработке и внедрению новых материалов и элементов для волоконной оптики и квантовой электроники; с Белостоцким политехническим институтом (Польша) - по развитию совместных теоретических и экспериментальных исследований; с Высшей школой земли Нидерзаксен (Германия) - в области образования на основе безвалютного обмена; с языковым Центром Брассхаус (Великобритания) - по изучению иностранных языков преподавателями и студентами университета; с Янчжоуским университетом (КНР) - по вопросам обмена учащимися.
Основные направления развития нашей страны в 2006-2010гг.