Развитие науки на Беларуси (1990-2004гг.).

Развитие образования на Беларуси (1990-2004гг.).

Экономический кризис, который сопровождал переходный период, отразился на соц.-культ. сфере. Так, бюджетные расходы Министерства культуры составляли всего 0,6-1% расходной части гос. бюджета, вместо 3%, зафиксированных в Законе о культуре, а Министерство образования – 5,5-6,5% (согласно Закона об образовании – 10%). Руководство страны делало попытки, чтобы поддержать учреждения образования и культуры, но средств на это хватало не всегда. На низком уровне находилась оплата труда творческой интеллигенции, что привело к выезду за границу страны деятелей культуры и науки.

Однако, несмотря на это, в сфере образования и культуры произошло много положительных изменений. Удалось в основном восстановить бывший уровень обеспеченности детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями. Если в 1994г. детские сады и ясли посещали 58% детей, то уже в 2000г. – 71%.

На протяжении 90-х гг. были сделаны попытки по усовершенствованию национальной системы образования. С 1998г. началась реформа 4,5 тыс. общеобразовательных школ. Ее основными чертами стали: демократизация системы образования, ориентация ее на общечеловеческие ценности, создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества и эффективности образования. Начата работа по оптимизации сроков обучения и объема полученных знаний. Начался переход на 12-лет-е обучение, в т.ч. на 10-летнее базовое. Возникли новые формы образовательных учреждений, появилось более 120 гос. гимназий, лицеев, колледжей. Все это позволяет обеспечить индивидуальную работу с учениками, создает новые возможности для более ранней специализации и раскрытия талантов. Значительное внимание придается обучению иностранным языкам.

В стране развивается система среднего специального и профессионально-технического образования. В 156 колледжах, техникумах и др. учреждениях среднего специального образования обучается 150 тыс. юношей и девушек. В 249 учреждениях профтехобразования учится более 135 тыс. человек.

В 90-е гг. расширилась сеть ВУЗов. Система гос. высшего образования Б. объединила 44 университета, академии. Наряду с ними возникло 20 негосударственных учебных учреждений, обучение в которых платное. Испытание временем из них выдержали только 12, однако альтернативность форм ВУЗов стала фактом. За десятилетие кол-во студентов возросла со 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001г. стал каждый 2-й выпускник средней школы. Кол-во специальностей позволяет почти полностью удовлетворить эконом. нужды РБ в кадрах. С 1995г. кол-во аспирантов увеличилось на 55%.

С целью дальнейшего повышения качества высшего образования в стране, необходимостью присоединения Беларуси к образовательному пространству СНГ, Еврпоы и мира, в ВУЗах РБ по инициативе Белгосуниверситета начат переход к двухстепенной системе подготовки специалистов с высшим образованием.

В Б. сформировалась нац. система учебного книгоиздания. Вышли в свет около 3 тыс. учебников, в том числе 1350 для средних школ, 760 – для ВУЗов, 155 – для техникумов, 80 – для системы профтехобразования, 192 учебные пособия – для обучения детей с особенностями развития. В 1997г. возобновлена разработка и производство картографической продукции для общеобразовательных школ. В 2000г. прошел переход на 10-балльную систему оценку знаний.

 

В 90-е гг. сложные процессы происходили в научной сфере. Темпы развития научного потенциала снизились. Кол-во сотрудников, занятых в науке, уменьшилось до 43,7 тыс., а финансирование из бюджета в 4 раза. Однако возникли новые научные учреждения6 Институт проблем использования природных ресурсов и экономики, радиобиологии, социологии, прикладной математики… (в структуре Национальной академии наук Б.). В системе других министерств и ведомств создан Институт радиационной безопасности, Бел. институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, Институт соц-полит. исследований при Администрации президента РБ… С 1991г. действует Фонд фундаментальных исследований, кот. финансово поддерживает творческие коллективы и отдельных учёных в решении актуальных научных проблем. В 1993г. был принят закон «Об основах гос. научно-технической политики», кот. возложил на Академию наук ответственность за развитие в стране фундаментальных научных исследований. Расширены функции Гос. комитета по науке и технологиям, усовершенствована нормативно-правовая база развития науки и техники, утверждён перечень и последовательность формирования и выполнение гос. научно-технических программ. Для преодоления старения приборного парка научных учреждений, активизации процесса его пополнения современным оборудованием, Гос. комитетом по науке и технологиям совместно с др. органами гос. управления разработана и начата выполняться с 1997г. программа развития материально-технической базы науки и организации центров коллективного использования научным оборудованием. Создан межведомственный экспертный совет по развитию науки из числа авторитетных учёных и организаторов науки. Разработана система гос. финансовой поддержки научных исследований, кот. проводятся молодыми учёными. Усовершенствуется система моральных и материальных стимулов. В 1996-2000гг. на Б. разрабатывалось 48 гос. программ фундаментальных исследований, в кот. участвовало 141 учреждение. В 1993г. Академия наук Б. принята в качестве национального члена в Международный совет научных союзов – неправительственную организацию для развития науки и защиты прав и свобод учёных. Совет объединяет академии наук 95 стран, 25 международных союзов практически по всем отраслям науки. В 1998г. подписано соглашение между ЮНЕСКО и НАН Б., где в качестве приоритетов определены физика и математика, информатики, коммуникация, инженерные науки, химия, биология, проблемы соц. наук и культурного наследия. Расширены международные связи ВУЗов Б. В 1999г. действовало 27 договоров и соглашений на межакадемическом уровне, выполнялось 265 проектов с зарубежными научными учреждениями.