Политика перестройки. Возникновение и деятельность политической оппозиции на Беларуси.

Провозглашение и законодательное оформление государственного суверенитета Беларуси (начало 1990-х годов).

Несмотря на политику перестройки отрицательное влияние оказали межнациональные конфликты, которые разгорелись в СССР. В 1988-1990гг. обострились взаимоотношения между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которые скоро вылились в продолжительную войну. Всю страну поразили кровавые события в Ошской области в Киргизии в 1990г. Обострились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991г. в вооруженное столкновение. Тяжелая ситуация сложилась в Молдавии и Прибалтике, где возросла напряженность между коренным и русскоязычным населением.

В условиях жестоких социальных потрясений и межнациональных конфликтов возник вопрос о существовании Советского Союза. В республиках усилились сепаратистские настроения. В октябре 1988г. Эстония приняла Декларацию о государственном суверенитете, которой объявила преобладание законов республики над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средствами производства. Верховный Совет СССР признал этот документ недействительным, но остановить «парад суверенитетов» было уже невозможно. После выборов в республиканские и местные Советы весной 1990г., на которых большинство голосов получили приверженцы самостоятельного развития республик, декларации о государственном суверенитете приняли Верховные Советы Литвы, Латвии, Армении, Грузии и Молдовы. 12 июня 1990г. соответствующий документ появился в России, а 27 июля 1990г. – в Беларуси. Регионы повели с центром борьбу, которая получила название «война законов». В ее основе лежало право самостоятельно распоряжаться своей собственностью и средствами, которые отражались на состоянии народнохозяйственного комплекса. Стремление республик к самостоятельности вынудило руководство СССР искать пути реформирования союза и разработать новый союзный договор.

В январе 1991г. союзные власти попробовали силой остановить сепаратизм в прибалтийских республиках, наладив в Вильнюсе и Риге попытки вооруженного переворота, но это вызвало негативную реакцию российского руководство и привело к усилению конфронтации между Ельциным и Горбачевым. Чтобы исправить ситуацию Верховный Совет СССР решил провести Всесоюзный референдум 17 марта 1991г. по вопросу о необходимости сохранения СССР. За сохранение СССР высказались 76,4% участников. Центр сделал вывод о необходимости разработки нового союзного договора. 23 апреля 1991г. в резиденции Горбачева прошла встреча руководителей 9 республик (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и президента СССР, получившая название «9+1». Было решено подготовить текста нового союзного договора. На 20 августа 1991г. была назначена дата подписания договора. Однако августовский путч остановил этот процесс, что ускорило процесс распада СССР.

27 июля 1990г. Верховный Совет БССР минимальным большинством голосов объявил Декларацию о государственном суверенитете БСССР в составе советской федерации. Это решение явилось результатом реакции на внешнюю ситуацию, принятие 12 июня 1990г. первым съездом депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Принятое решение не вытекало из решения и воли большинства белорусского народа. Между тем оно открыло путь настоящей независимости республики.

В 20-й статье Декларации утверждалось, что любые действия против национальной государственности БСССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону. Согласно 2-й статье выступать от имени народа разрешалось исключительно Верховному Совету. Правительство республики получало право создавать национальную армию, милицию и службу безопасности. Депутаты-коммунисты проголосовали за 11-ю статью о необходимости нового союзного договора между республиками. Депутаты из БФ не участвовали в этой части заседания.

Провал августовского путча создал благоприятные условия для реализации государственного суверенитета. Созванная 24 августа пятая внеочередная сессия Верховного Совета БССР отозвала с должности Председателя Верховного Совета Дементея. 25 августа был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР» и постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Этими актами объявлялась политическая и экономическая независимость республики. В собственность БССР переходили предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. Исключение составляли те предприятия и организации, руководство которыми оставалось, согласно с законодательством БССР, за соответствующими органами Союза ССР.

Было изменено название республики (19 сентября, Республика Беларусь), а также произошла замена государственной символики (19 сентября, законы «О государственном гербе Республики Беларусь» и «О государственном флаге Республики Беларусь»). Государственный флаг с этого времени представлял собой прямоугольное полотнище бело-красного цвета. Государственным гербом стал древний герб «Погоня». Председателем Верховного Совета был избран Шушкевич.

8 декабря 1991г. в резиденции белорусского правительства Вискули Шушкевич, Ельцин и Кравчук подписали соглашение о формальной ликвидации СССР и создании СНГ.

Создание суверенного государства потребовало формирования органов управления, создания собственного войска. Согласно закону от 25 августа 1991г. «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Белорусской ССР» союзно-республиканское Министерство внутренних дел БССР было преобразовано в республиканское МВД. Ему были подчинены внутренние войска и учебные учреждения МВД СССР, размещенные на территории республики. Союзно-республиканский Комитет государственной безопасности БССР был преобразован в республиканский КГБ, который подчинялся Верховному Совету РБ. Были пересмотрены функциональные направления деятельности комитета, отменена служба политического розыска, создано новое для силовых ведомств подразделение общественных связей.

Совету Министров Беларуси подчинялись пограничные войска КГБ. В начале 192г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров. На службу в республику было возвращено 1400 белорусов-пограничников. Была также проведена работа белорусско-литовской и белорусско-латвийской смешанными комиссиями по установлению границы РБ с Литвой и Латвией, созданы новые погранотряды.

В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности республики в сентябре 1991г. Верховный Совет (ВС) принял постановление «О таможенной службе РБ». Белорусское управление государственного мытного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет РБ.

Важным шагом на пути укрепления суверенности РБ явилось создание собственного войска. В марте 192г. начало действовать Министерство обороны РБ. Постановление от 6 мая 1992г. положило начало непосредственному созданию собственных вооруженных сил. Белорусский военный округ был ликвидирован.

Были приняты меры по усилению контролирующих функций государства. В соответствии с принятым в марте 1992г. ВС законом «О Контрольной палате РБ» главными функциями созданной палаты являлись контроль за исполнением законов РБ, постановлений ВС и соответствующих им актов.

 

В середине 80-х годов Беларусь вступила в период радикальных социально-экономических преобразований. Кризисные явления в жизни советского общества быстро нарастали. Перед высшим партийным и государственным руководством встала задача прекратить распад системы социализма.

В марте 1985г. после смерти Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев. В своем выступлении на апрельском (1985г.) Пленуме он объявил о планах реформ всестороннего обновления общества. В горбачевской администрации отсутствовала разработанная концепция того, что нужно сделать. Поэтому принимаемые решения не направляли процессы, а в большинстве случаев шли за ними. Это объясняется запоздалостью реформ, глубиной кризиса, который охватил всю систему.

Основная идея ускорения социально-экономического развития страны сначала была рассчитана на быстрый подъем экономики за счет перераспределения финансовых средств и новой структурной политики. Это был не какой-то новый метод, а своеобразное соединение приемов, которые неоднократно использовались в предыдущее время. Результаты 1985г. показали, что административные методы не могут решить проблемы. Поэтому на 27 съезде КПСС (февраль 1986г.) пришли к выводу, что концепцию ускорения нужно направить и на общественные отношения. Съезд утвердил программу, в которой вместо положения о строительстве коммунизма был объявлен курс на усовершенствование социализма. Была утверждена стратегическая цель – до 2000г. удвоить экономический потенциал, а также каждой семье дать отдельную квартиру. Для решения этих задач планировалось преодолеть причины, которые сдерживали динамическое развитие экономики, вести решительную борьбу с бюрократизмом и другими негативными явлениями. На январском Пленуме была высказана мысль о необходимости усовершенствования социализма с помощью широких рабочих масс, интенсификации экономики на основе достижений науки и техники. Стержнем преобразований являлась демократизация всех сфер жизни, реформирование политических институтов. Первоначально значительную роль сыграла объявленная в 1987г. гласность. В стране возникают неформальные клубы и объединения, где ведутся дискуссии по всем вопросам политической и общественной жизни, была существенно ограничена роль цензуры.

На волне публичности возрос интерес к проблемам национальной культуры и ее истоков. Это нашло отражение в создании многочисленных неформальных объединений по изучению литературного и исторического наследия, клубов по краеведению («Талака», «Паходня» и др.).

Большую заинтересованность вызывали процессы десталинизации общества и избавления его от рецидивов застойного времени. В прессе и артикулах печатались материалы, в которых содержались негативные оценки не только Сталина и его эпохи, но и роли Ленина, революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. 14 июня 1988г. решением Совета Министров БССР была создана комиссия, которая пришла к выводу об уничтожении в лесном массиве Куропаты под Минском не менее 30 тыс. граждан. Были выявлены места массовых расстрелов в Мозыре, Борисове, Гомеле и др. местах Беларуси. В конце 1987г. республиканская прокуратура остановила криминальное дело Жилуновича за отсутствием состава преступления, было принято решение о его реабилитации. Всего в 1988г. на Беларуси было реабилитировано 832 человека, а к началу 1993г. – до 130 тыс.

Расширение демократизации было невозможно без реформы политической системы. В декабре 1988г. в соответствии с решениями 19 партконференции был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», согласно с которым было решено созывать съезд народных депутатов и создать постоянно действующий Верховный Совет СССР (2/3 депутатов должны были избираться населением по территориальным округам, 1/3 – от общественных организаций).

Первые свободные выборы проводились в 1989г. Всего от Беларуси было избрано 60 депутатов. На первом съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума был избран Горбачев, было принято решение о разработке новой конституции, созданы парламентские комиссии. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, найти выход из конфликта в Нагорном Карабахе, предлагали ввести должность президента страны при прямом его избрании и по наиболее важным вопросам проводить референдумы. Съезд закончился созданием двух направлений: либерального во главе с Горбачевым и радикального – в виде официально оформленной в конце июня 1989г. Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Собчак, Попов, Ельцин, лидер – Сахаров. Межрегиональная группа заявила о необходимости демонатажа системы и стала в оппозицию к власти, они потребовали отмены 6-й статьи Конституции о ведущей роли КПСС. После смерти Сахарова новый лидер – Ельцин, предложил свою концепцию реформ.

Горбачев вынужден был маневрировать и прислушиваться к голосам оппонентов. В начале 1990г. он согласился с отменой 6-й статьи, чему содействовал кризис, который охватил КПСС. Уже в январе 1990г. в партии возникает Демократическая платформа, организаторами которой стали Шестоковский и Лысенко. В ее руководство сначала вошли и некоторые члены Межрегиональной депутатской группы – Ельцин, Попов. Параллельно в партии возникают центристское и ортодоксальное течение, что свидетельствовало об углублении кризиса. Начинается массовый выход из ее рядов. В середине 1990г. III съезд депутатов отменил 6-ю статью Конституции. На съезде было принято решение об избрании Президента, которые произошло сразу же на съезде. Был избран Горбачев.

Важную роль в политической реформе сыграло восстановление выборной системы в союзных и автономных республиках. В октябре 1989г. сессия Верховного Совета БССР приняла Закон о выборах народных депутатов БССР и о выборах народных депутатов местных Советов. По примеру союзного законодательства было сохранено право избрания 50 депутатов от общественных организаций. Выборы в Верховный Совет БССР прошли 4 марта 1990г. После первого тура голосования были избраны 98 народных депутатов, после нескольких повторных выборов в конце 1991г. оставалось вакантными 11 мест. Такая же ситуация наблюдалась и в местных Советах. В мае 1990г. прошла первая сессия Верховного Совета БССР, где председателем был избран Дементей. Верховный Совет развернул законодательную деятельность, направленную на реформирование экономики, политической системы, все уклада жизни. В промышленности важное значение приобрело принятие закона о собственности и переходе к рынку, об аренде, Национальном банке. Разнообразность форм собственности и основанные на них формы хозяйствования были закреплены в Кодексе БССР о земле и Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Значительным в развитии пенсионного законодательства стал Закон о пенсиях (1990г.). В его рамках в 1991г. был принят белорусский Закон о социальной защите инвалидов.

Насущной проблемой для республики стала ликвидация последствий аварии на ЧАЭС (законы по социальной поддержке пострадавших, об их соц. защите и статусе загрязненных территорий).