Участие БССР в создании ООН.

Вторая мировая война коренным образом изменила политическую карту Европы. На Тегеранской конференции (ноябрь-декабрь 1943г.) руководители стран антигитлеровской коалиции принимают решение о создании международной организации, которая была бы способна квалифицировано и авторитетно решать глобальные проблемы всемирной жизни, быть гарантом сохранения мира и безопасности. Каждая из этих стран была озабочена тем, чтобы как можно обоснованней защитить свои интересы, что можно было бы достигнуть в будущей организации определенного количества голосов. Очевидно, именно по этому случаю СССР поднимает перед союзниками вопрос о том, чтобы в комиссии Объединенных Наций по военным злодействам индивидуальное членство получили семь советских республик. Великобритания и США к этой инициативе отнеслись отрицательно и свою позицию аргументировали тем, что республики-члены СССР не имеют конституционных причин для занятий международной деятельностью.

Руководство СССР хорошо понимало необходимость независимого представительства на международной арене и решает срочно исправить положение. Проблема рассматривается на январском (1944г.) Пленуме ЦК ВКП(б), решения которого законодательно оформляет в феврале 1944г. Х сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва. Конституция СССР корректируется, в нее вносится положение о том, что союзные республики имеют право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями.

В марте 1944г. VI сессия Верховного Совета БССР 1-го созыва принимает закон о создании Народного комиссариата иностранных дел БССР. Конституционно были закреплены внешнеполитические прерогативы высших должностных инстанций республики. Летом 1944г. БССР проводит непосредственные переговоры с Польшей, связанные с изменением государственной границы между странами-соседями. Тем не менее это не решило проблему признания БССР в качестве субъекта международного права. 28 августа 1944г. руководитель делегации СССР на конференции в Думбортон-Оксе (США) Громыко внес предложение о включении всех 16 советских республик в число первоначальных членов будущей ООН. Инициатива СССР вызвала отрицательную реакцию как со стороны делегаций Великобритании и США, так и руководства этих стран.

Президент США Рузвельт в послании Сталину отметил, что советские предложения ставит угрозу созданию международной организации, и выдвинул предложение вернуться к этой проблеме после создания ООН. Советская сторона не принял американские предложения и подчеркнул, что ряд советских республик, в первую очередь УССР и БССР, значительно превосходят размером, количеством населения отдельные страны, чье членство в ООН не вызывает никаких сомнений.

Проблема была перенесена на Крымскую конференцию (Ялта, февраль 1945г.) руководителей Великобритании, США и СССР. Результатом напряженных переговоров и взаимных компромиссов стало решение о том, что СССР отказывается от членства 16 республик и предлагает 2-3 республики, среди которых БССР и УССР. Именно эти государства стали первыми жертвами германской агрессии, понесли исключительные потери и внесли большой вклад в борьбу с фашистским блоком. Договоренность о БССР и УССР была внесена в секретный протокол конференции.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что эти инициативы руководство СССР предлагались без ведома руководства белорусского и украинского народов.

Наконец начали действовать и сами республики. В марте 1945г. власти БССР и УССР, которые не были приглашены на установочную конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско, объявили, что направят туда свои делегации. Это вызвало всплеск дипломатических переговоров, которые окончились согласием Великобритании, США и Китая поддержать инициативу СССР об официальном приглашении представителей БССР и УССР на конференцию.

27 апреля 1945г., через два дня после начала работы, конференция принимает решение о включении УССР и БССР в число первоначальных членов организации. 30 апреля принимается решение о приглашении делегаций БССР и УССР на установочную конференцию ООН.

В скором времени делегация БССР – Киселев, нарком иностранных дел БССР (руководитель), Жебрак, Перцев, Байдуков и др. – участвовала в работе установочной сессии ООН. 26 июня 1945г. делегация БССР подписала Статут Всеобщей международной организации для поддержки мира и безопасности; его ратификация Верховным Советом БССР произошла 30 августа этого же года. БССР становилась полномочным субъектом международного права.

Объективно путь БССР в ООН был отражением ее вклада в борьбу Объединенных Наций с гитлеровской коалицией. Это произошло не из-за осмысления странами мира этого факта, а объясняется сложными геополитическими расчетами больших стран.

БССР активно участвовало в решении насущных и сложных проблем международного сотрудничества. Белорусская делегация стала инициатором принятия на I сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1946) резолюции о выдаче и наказании военных преступников.

 

35. Основные противоречия в общественно-политической жизни БССР (середина 50-х – середине 80-х гг.).

В истории страны промежуток времени после смерти Сталина (5 марта 1953г.) и до отставки Хрущева в октябре 1964г. называют десятилетием политической «оттепели». Жизнь поставила необходимость решения комплекса вопросов: ликвидация тоталитарного режима и переход к коллективному руководству, прекращение массовых репрессий и реабилитация жертв сталинского террора, изменение экономической политики, изменение внешнеполитической доктрины и многое другое.

Решения ХХ съезда КПСС (фев. 1956г.) подтвердили изменение политического курса, разрыв со многими сталинскими постулатами и традициями. После ХХ съезда КПСС на Беларуси начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1955 по 1963г. было реабилитировано 5619 человек. Среди них партийные, гос-е, военные и общественные деятели Кнорин, Голодед, Криницкий и др. Была реабилитирована группа работников науки, культуры, рабочих и крестьян. Однако реабилитация проходила сложно, выборочно. До 1988г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Жилуновича. В первую волну реабилитации целиком не была восстановлена справедливость в отношении Ластовского, Лесика, Игнатовского и др. С приходом к власти Брежнева реабилитация была почти остановлена. С 1972г. по 1988г. было реабилитировано только 169 человек.

Общественно-политическая жизнь того времени было сложным и противоречивым, отражала борьбу двух тенденций: демократической, которая стремилась к освобождению всех сфер жизни от искажений сталинской эпохи, и консервативной, которая стремилась сберечь и приспособить старые рычаги к новым реалиям. Начался сложный, для многих людей и трагический, процесс разрушения стереотипов и взглядов, которые сложились.

Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался в первую очередь с демократизации деятельности партии. Был налажен регулярный созыв партийных съездов и пленумов ЦК КПСС и союзных республик. Стало широко практиковаться обсуждение партийных и государственных документов в печати и на собраниях трудовых коллективов. По важнейшим вопросам развития разных отраслей народного хозяйства начали созываться совещания с привлечением широкого круга специалистов.

В то время партийную организацию Беларуси возглавляли Мазуров, Машеров, Совет Министров – Киселев, Верховный Совет – Притыцкий, Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения жизни населения, имели свои взгляды на решение тех или других проблем развития Беларуси, пользовались уважением народа.

В деятельности компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность и делались определенные попытки по расширению участия населения в их работе. В 1957-1958гг. Верховный Совет БССР утвердил положение о сельском, поселковом, районном, городском Советах депутатов рабочих. Оно было направлено на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции. Однако по-прежнему Советы не владели реальной властью.

Курс на демократизацию общества должен был найти соответствующее продолжение и в экономике. Экономические перестройки были направлены на расширение хозяйственных прав союзных республик путем передачи им вопросов, которые раньше решались в центре. Только в 1956г. в распоряжение правительства БССР было передано 356 предприятий, а в 1957 – более 500 предприятий. 11 марта 1957г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому республики сами могли решать вопросы областного и краевого административно-территориального строительства. Расширялись законодательные права союзных республик. В их компетенцию вошло понятие общественного, криминального и процессуального кодексов.

В 1962г. была проведена реорганизация руководящих органов компартии Беларуси. Они делились на промышленные и сельские. Были созданы Президиум ЦК КПБ, Бюро ЦК по руководству промышленностью и строительством, Бюро ЦК по руководству сельским хозяйством, а также единый контрольный орган – Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПБ и СМ БССР. Были организованы 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 – по производственных колхозно-совхозных управлениям. По такому принципу были поделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964г. была ликвидирована.

Многие экономические проблемы тех лет пытались решить чисто политическими приемами и методами. Использовались приемы непосредственного обращения. В 1959г. комсомольская организация Беларуси направила на стройки Сибири, Закавказья 7,5 тыс. юношей и девушек, в следующем году еще 3,9 тыс.

В 1959г. в стране зарождалось движение за коммунистический труд. Он проходил в привычных традициях социалистического соревнования.

Административно-командная система не могла функционировать без ежедневных мобилизаций граждан для достижения самых разных целей. Вот почему в октябре 1961г. на XXII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм. Поставка непродуманных задач приводила к разочарованию в обществе. Отсутствие реального дела сменялось нарастанием ритуальности, достигнувшей во время Брежнева своей кульминации.

Либерализация положительно повлияла на развитие духовной сферы. Проходил процесс расконсервации «закрытого общества». Расширялись международные контакты. В Москве прошел всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957). Общественный подъем вызвал зарождение новых творческих направлений в литературе и искусстве. Вообще в годы «оттепели» наука и культура развивались в границах, которые определялись им партийными органами. Разгромной критике подвергались деятели искусства за произведения, которые не нравились Хрущеву. Т.о., авторитарная система продолжала жестокий контроль над духовной сферой общества.

Политикой Хрущева была недовольно партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачения культа личности Сталина. Воинские верхи были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры – грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться в политикой ликвидации многих деревень, сокращением личных хозяйств. Несмотря на то, что реформы не сняли кардинальных проблем общественного развития, период «оттепели» был мощным ударом по тоталитарной системе сталинизма.

Началом нового этапа советской истории является октябрьский (1964г.) Пленум ЦК КПСС, который освободил Хрущева от занимаемых должностей. Первым секретарем был избран Брежнев. Поскольку система имела иерархический характер, первое лицо в составе высшего эшелона власти имело определяющий характер. На XXIII съезде КПСС (1966г.) Брежнев стал Генеральным секретарем партии. Постепенно он сосредоточил всю полноту власти: становится Председателем Совета обороны, в 1977г. занял должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Повышение руководящей роли партии объявлялось средством решения всех экономических и социальных проблем. XXIV съезд (1971) внес в статут положение о праве контроля партийными организациями деятельности администрации. Партийные органы дублировали органы хозяйственного управления. Завершало эту политику закрепление в 6-й статье Конституции СССР (1977) положения о руководящей роли партии в обществе. В политический лексикон вошло понятие «развитой социализм», официальное определение которому сделал Брежнев в докладе к 50-летию Октябрьской революции. Новая концепция призвана была решить противоречие между декларацией о близкой победе коммунизма и нереализованным его внедрением в жизнь. Началась подгонка живых процессов под новую схему. В обществе складывался контраст между лозунгами и реальными делами. Все более усиливались призывы мобилизовать средства, повысить активность, возродить стахановское движение, начали раздаваться угрозы в адрес виновных. Все эти утверждения по сути открыто призывали вернутся к прошлому. В рамках новых установок начала гаснуть и постепенно затихла критика Сталина.

 

36. Общественно-политическая жизнь в середине 60-х – середине 80-хгг.

Между тем в стране зрело недовольство, сформировалась оппозиция. Часть интеллигенции начала выступать с критикой системы. Высшее политическое руководство страны все делало для того, чтобы покончить с политической «оттепелью». Резко усилилась цензура. Любые отклонения от официальных установок подлежали осуждению. Под борьбу с инакомыслием была подведена правовая основа (введена статья 67 в Криминальный кодекс БССР – наказание за агитацию или пропаганду в целях подрыва или ослабления Советской власти). Людей, которые выступали против несправедливости, нарушений прав человека, стали называть «диссидентами». Одним из идеологов демократического движения был академик Сахаров, который осудил ввод советских войск в Афганистан, за что был сослан. После выхода книги «Архипелаг Гулаг» писатель Солженицын в 1974г. был лишен гражданства СССР и выслан из страны. Дессиденство на Беларуси было слабым.

Административно-командная система сковывала инициативу Советов, которые не выступали полномочными органами народовластия, утрачивали авторитет в решении многих вопросов государственной и общественной жизни. Оказались искаженными и основные функции профсоюзов. Они практически превратились в одно из звеньев партийно-государственной системы власти. Административные методы управления не содействовали престижности честного труда. Все более заявляла о себе тенденция обезличивания общественной собственности, чем в значительной степени объясняется небрежное отношение к ней. Нерационально использовались материальные ресурсы, расширялось воровство народного богатства, бесхозяйственность. Принятие многих решений по борьбе со служебными злоупотреблениями успеха не имели. Авторитет партии уменьшился, многие руководители высшего эшелона власти в народе стали непопулярными. Поиски путей выхода из кризиса были сделаны после ноябрьского Пленума ЦК КПСС (1982г.), на котором Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Андропов. По-новому был поставлен ряд вопросов теоретического, социально-экономического характера. Началась борьба с коррупцией по наведению порядка и дисциплины, хотя в ней были перегибы. Соотношения сил в структуре власти в пользу консервативного крыла произошли после смерти Андропова. На должность Генсека был избран Черненко (1984). Общество стояло на пороге неизбежных перемен.