Восстановление и развитие промышленности, транспорта. Начало создания новой структуры промышленности в первое послевоенное десятилетие.

Людские и материальные потери, понесенные республикой за годы войны и их последствия.

СССР в целом и БССР в частности внесли важный вклад в избавлении мира от угрозы фашистского господства. Победа далась дорогой ценой. СССР потеряли 1/3, а БССР более половины национального богатства. Человеческие потери нельзя измерить. На Б. погиб каждый третий житель. Было сожжено 209 городов и районных центров, в том числе и столицу. В этой связи после войны ставился вопрос о переносе столицы в Могилёв или строительства нового Минска в другом месте.

За годы оккупации было разрушено 9200 сельских поселений, 10338 пром. предприятий, почти все электростанции, уничтожено общественное животноводство, разрушена материальная база образования, науки, культуры. По промышленным и энергетическим мощностям Б. была отброшена до уровня 1913г., по общему уровню развития экономики – до 1928г. Наиболее тяжело пострадало с/х, размер разрушений тут был огромным. В жизнь бел. деревни вернулся 13в. – рогатина и лучина, деревянные бороны, домотканая одежда. Из-за нехватки коней и тракторов в качестве тягловой силы на весеннем севе использовались корове, в плуг запрягались даже люди.

Одна из существенных проблем – последствий войны – нехватка людских ресурсов. Особенно это было заметно в деревне. Многие солдаты, вернувшиеся с войны были калеками, неспособными выполнять тяжелую крестьянскую работу; другие подавались в город, рабочие поселки, устраивались на работу в МТС, т.к. там продуктовые карточки обеспечивали рабочего и его семью продовольствием, а деньги давали возможность приобрести какую-либо одежду. Основную часть денежных доходов сельхозартелям приходилось тратить на производственные нужды, приобретение скота и с/х орудий, хозяйственное и общественное строительство. В условиях экстенсивного развития основным источником увеличения сборов зерна и другой продукции производства являлось расширение посевных площадей. Решить этот вопрос без значительного количества рабочей силы, без механизации было невозможно. Фонд оплаты труда оказался незначительным, и энтузиазм отдельных колхозников очень слабо подкреплялся материально. Колхоз почти ничего не давал земледельцам за из работу. Колхозники не получали заработанную плату. Оставалось только личное хозяйство, но и с него почти вся прибыль шла на выплату налогов. В деревне царили опустошение и голод.

В пром. производстве было немного лучше. Рабочих не хватало, но все же их было больше, чем в деревне. Основные мощности предприятий были сохранены за счёт их эвакуации в неоккупированные районы СССР. Кроме того, рабочие на предприятиях получали как заработную плату, так и продуктовые карточки, в отличие от деревни.

 

По общему уровню развития эк-ки республика была отброшена до уровня 1928 г., полностью или частично разрушены города и более 9000 сельских населенных пунктов. После освобождения правительство БССР потребовало от Герм. выплаты репараций на сумму 1 млрд. 500 млн. долларов США, что составляло 10% понесенных потерь. БССР смогла получить только незначительную часть.

Восстановление народного хозяйства началось сразу после освобождения от оккупантов восточных районов республики (осень 1943г.) и продолжалось до нач. 1950г. Возрождение разрушенного войной хозяйства определялось как продолжение очерченного еще 18 съездом компартии (1939г.) курса на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму. Этому тезису придавалось большое пропагандистское значение. Он призван был стать средством мобилизации трудовых усилий, на исполнение грандиозных заданий четвертой пятилетки (1946-1950гг.). Условия были более сложными, чем в начале 1920-х годов (размеры разрушений, нехватка рабочих рук, сырья). Но изменения в геополитическом положении Б. (сов. войска в центре Европы, формирование там просоветских правительств, стремление продемонстрировать преимущества социализма) содействовали тому, что в БССР начал стремительно разворачиваться процесс индустриализации. Руководство Сов. Союза использовало в этих целях репарации из Герм. в виде машин, станков, оборудования и даже целых заводов. В сент. 1946г. прошла 8-я сессия Верховного Совета БССР первого созыва, на который был принят Закон о плане восстановления и развития народного хоз-ва республики на 1946-1950гг. Новый пятилетний план являлся составной частью общесоюзного плана. К окончанию 4-й пятилетки промышленная продукция БССР должна была не только достичь довоенного уровня, но и превысить его. Существенной особенностью плана стало создание в республике автомобилестроения, выпуск гидротурбин, мотоциклов, велосипедов и др. изделий, что было невозможно без восстановления энергетики. Планировалось полностью восстановить БелДРЭС, построить новые крупные электростанции, ввести в строй яд торфопредприятий.

Сложным был вопрос подготовки кадров для промышленности и транспорта. Он решался разными путями, в первую очередь, через образовательные учреждения системы государственных трудовых резервов. Производственно-техническое обучение велось непосредственно на фабриках и заводах. Значительная часть инженерно-технического персонала и рабочих была подготовлена и направлена с предприятий России.

Экономика Б. восстанавливалась и развивалась в первые послевоенные годы как часть народнохозяйственного комплекса Сов. Союза. Развитие тяжелой промышленности в БССР обеспечивалось преимущественно за счет средств союзного бюджета. На окраине Минска на базе автосборочного завода строился автозавод по выпуску грузовых машин. И уже в 1947г. из ворот завода вышли первые пять 6-титонных грузовых автомобилей.

В соответствии с Постановлением СовМина СССР от 29 мая 1946г. началось строительство Минского тракторного завода. В 1948г. научно-технический Совет автотракторной промышленности СССР принял проект колесного трактора. В следующем году в экспериментальном цехе был собран первый трактор, а в ноябре 1950г. завод начал серийный выпуск тракторов «Кировец Д-35». Сначала это были гусеничные машины для нужд лесного хозяйства. Первые колесные трактора «Беларусь» вышли в 1953г.

Летом 1947г. неподалеку от ж/д станции Жодино и автострады началось строительство завода торфяного машиностроения, который в 1951г. был преобразован в завод дорожных и мелиорационных машин «Дормаш». Через 7 лет именно на базе «Дормаша» и был создан БелАЗ по производству тяжелых автомобилей.

В 1947г. дали продукцию велосипедный и инструментальный заводы в Минске, локомобильный завод и металлообрабатывающий комбинат в Могилеве, гомельский завод «Двигатель революции», швейная фабрика «Знамя индустриализации», Гомельский паровозостроительный завод, обувная фабрика в Минске, начала работать БелДРЭС и др.

Б. постепенно превращалась в сборочный цех СССР. Благодаря усилиям всех республик СССР, промыш-сть Б. была восстановлена на довольно высоком технологическом и техническом уровне.

Восстанавливалась энергетическая база Б. В 1950г. выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 53%. Причем 80% электроэнергии было выработано на местном торфяном топливе. Развивались и традиционные отрасли бел. экономики: производство стройматериалов, лесная и деревообрабатывающая промышленности.

Экономическое развитие зап. областей шло более быстрыми темпами, чем в целом по республике. Тут восстанавливались старые и строились новые предприятия – Волковысский цементный завод, Лидский завод с/х машиностроения, Мостовский фанерный комбинат, стеклозавод «Неман», тонкосуконный комбинат и др.

Благодаря развитию машиностроения и металлообработки промышленность Б. в 1950г. превысила довоенный уровень на 20%. Но перекос в сторону производства средств производства привел к тому, что в упадке оказались традиционные для Б. легкая, пищевая отрасли. Оборудование предприятий этих отраслей физически и морально устарело, не соответствовало требованиям научно-технического прогресса, что негативно отражалось на обеспечении населения самым необходимым.