Реализм в литературе рубежа веков

Русская литература ХХ века.

Содержание разделов дисциплин

Разделы дисциплин и виды занятий

Требования к уровню освоения содержания дисциплины, к основным знаниям, умениям и навыкам, приобретенными студентами в результате освоения курса

Цели и задачи дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

История отечественной литературы

Коми государственный педагогический институт

 

(4 семестр)

Программа для специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования

 

 

Сыктывкар – 2010

 

 

Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляе­мых к подготовке будущего педагога, учителя начальных классов. Данный курс призван помочь студентам осмыслить неисчерпаемое богатств отечественной литературы, ее значение и место в мировой культуре, роль в духовном и нравственном становлении национального характера нашего народа, получить четкое представление о сложных литературно-общественных процессах, проис­ходивших в России начиная с XI в. и до последнего времени, уяснить связь литературы с историческими событиями, идейными и духовными исканиями, идеологической и политической борьбой, которая велась в русском обществе на разных этапах его развития, охарактеризовать сущ­ность важнейших литературных направлений и художественных методов.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и методика начального образования» студенты должны освоить такие понятия , как «Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр. Русская литература XX в. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной формы. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы».

При составлении программы автор исходила из того, что сту­дентам не следует навязывать ответы на сложные и нерешенные вопросы и давать готовые рецепты, а ориентировать их на творческий подход при оценке литературных явлений, на самостоятельное прочтение и осмысле­ние художественных произведений.

Данная программа нацелена на то, чтобы студенты, изучающие курс истории отечественной литературы, понимали предложенную концепцию, умели критически ее оценивать, были в курсе литературоведческой дискуссии по важнейшим проблемам изучаемого периода, вырабатывали навыки литературоведческого анализа текста, понимали важнейшие закономерности историко-литературного процесса.

Цель дисциплины – познакомить студентов с закономерностями историко-литературного процесса, раскрыть специфику литературы как искусства слова, дать представление о развитии русской литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения.

Задачи дисциплины:

· охарактеризовать этапы развития русской литературы, основные литературные направления, течения, школы;

· рассмотреть взаимосвязь традиций и новаторства в литературе, литературных контактов и влияний, взаимоотношения писателя с обществом и эпохой;

· выявить значение русской литературы в культурном наследии прошлого и настоящего;

· раскрыть воспитательный потенциал отечественной литературы, ее роль в формировании личности читателя;

· познакомит с закономерностями построения произведения как художественного целого;

· сформировать навыки анализа художественного текста.

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

· закономерности и этапы развития русской литературы;

· основные черты литературных направлений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории русской литературы;

· творчество выдающихся мастеров русской литературы;

· основные понятия теории литературы;

· особенности развития литературы как искусства слова;

уметь:

· анализировать эпические, лирические драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;

· характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;

· пользоваться библиографической и справочной литературой;

владеть навыками:

· литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.

 

3.Объем дисциплин и виды учебной работы

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
  Общая трудоемкость     III IV
 
Аудиторные занятия
Лекции  
Практические занятия (семинары)
Лабораторные работы   - -
Самостоятельная работа
Курсовые работы/рефераты/контрольные работы   к/р  
Вид итогового контроля: экзамен/ зачет   зачет   зачет
  2 семестр            
  6.Ф.М.Достоевский  
  7. Развитие поэзии  
  8.М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков  
    9. Драматургия и театр. А.Н.Островский. .А.П.Чехов    
  IV.   Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века              
  10.Литературно-общественное движение конца ХIХ –ХХ в. Культура и литература «серебряного века»              
V Русская литература ХХ в              
  1.А. М. Горький    
  2. И.А.Бунин, А. И. Куприн    
  3.Литературный процесс 20-х-30-х годов. Ю. Олеша, М. Замятин, М. Зощенко и др.    
  4.М.А.Шолохов и его романы социалистического реализма    
  5.Советский исторический роман: «Петр Первый» А.Толстого, «Емельян Пугачев» В.Шишкова, «Порт- Артур» А.Степанова и др.    
  6. Философская проза. Л.М.Леонов, М.А.Булгаков  
  7.Нравственная проблематика в литературе 60-90 годов Современная проза о Великой Отечественной войне    
    8. Современная поэзия    
  9.Литература русского зарубежья и андеграунда    
  10.Постмодернизм      
VI Значение русской литературы в мировом литературном процессе        
  Итого  

Ф.М. Достоевский (1821–1881)

Формирование личности писателя и нравственно-эстетических принципов его творчества. Основные этапы творческой деятельности Достоевского.

«Бедные люди» как социально-психологический роман, его связь с «натуральной школой». Гуманистический пафос произведения.

Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х г. Повесть «Двойник» и тема «двойничества» в творчестве писателя. Повести о «мечтателях» («Хозяйка», «Белые ночи» и др.).

Пребывание на каторге и в ссылке. Выработка «нового идеала». «Сибирские» повести («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), их место в творчестве писателя.

«Записки из Мертвого дома», их проблематика и идейное содержание. Их место и роль в эволюции художника. Проблема преступления и наказания. Раздумья о сущности русского национального характера, судьбе России и народа.

Творчество после возвращения из Сибири. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», создание учения о «почвенничестве», публицистическая деятельность писателя.

Роман «Униженные и оскорбленные» – первый идеологический роман Достоевского, автобиографические элементы в нем. Литературные традиции в романе и своеобразие идейно-художественной системы произведений. Гуманистический пафос романа.

Романы Достоевского 60–70-х гг., их философская проблематика и этическая направленность. Глубокий трагизм «подпольного человека». Поиски Достоевским решения социальных, политических и нравственных вопросов.

Роман «Преступление и наказание», его многоплановость, постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Полифонизм романа. Особенности художественного времени. Образ Раскольникова, сущность и истоки его теории, планы переустройства мира. Сущность «наказания» Раскольникова и его путь к духовному возрождению. Роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова.

Роман «Идиот» как «роман-предсказание». Образ «положительно прекрасного человека». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Образы Настасьи Филипповны и Рогожина. Проблема веры и безверия. Сопоставление исторических судеб России и Запада. Психологизм романа.

Роман «Братья Карамазовы» – итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества. Идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Раздумья о путях «мировой гармонии». «Легенда о Великом Инквизиторе» как идейная кульминация романа. Глубина и многогранность содержания произведения, отражение в нем конкретных социально-политических и вечных вопросов. Стилевое своеобразие романа.

Своеобразие творческого метода Достоевского («реализм в высшем смысле»). Основной пафос романов Достоевского.

Достоевский и мировая культура. Роль писателя в развитии литературы ХХ в. Современное звучание его творческого наследия.

А.П. Чехов (1860–1904)

Основные жанры раннего Чехова: сценка, юмореска, анекдот, пародия. Сотрудничество в юмористических журналах. Проблематика, идеи и художественное своеобразие первых произведений А.П. Че­хо­ва. Особенности чеховского комизма в рассказах «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибаев» и др.. Обличение пошлости и хамства, хамелеонства, рабства и чинопочитания («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», и др.).

Рассказы о детях. Особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров. Юмористическое и трагическое в рассказе «Ванька».

Многообразие философско-психологической проблематики повести «Скучная история», тема переоценки жизненных ценностей и поисков «общей и идеи».

Проблематика и основные идеи повестей и рассказов зрелого периода творчества Чехова. Повести «Дуэль», «Палата № 6». Рассказы о любви («Егерь», «Верочка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.). Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», ее идейно-тематическое единство и своеобразие. Повесть «Ионыч». Усиление мотивов борьбы за будущее счастье («Невеста»).

Драматургия Чехова. Его водевили. Новаторство чеховской драматургии: жанровая полифоничность, многолинейность сюжета, образная система, двуплановость, «подводное течение», реалистическая символика. Комическое и трагическое в пьесах. «Чайка». Проблематика. Искусство и любовь в пьесе. Проблема творческой личности. «Иванов», «Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни. «Три сестры», проблематика и идейное содержание пьесы. «Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова. Своеобразие чеховского историзма. Мировое значение творчества Чехова. Чеховские традиции в драматургии XX века.

 

Основные черты, характеризующие русскую классическую литературу XIX в., ее национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, вера в человека, демократизм и народность. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

 

Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века в общественно-политическом и общекультурном контексте.

Переломный период в истории России. Нарастание социального кризиса. Кризис позитивизма. Противопоставление принципам рационального познания мира принципов иррационализма. Религиозно-философские искания. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении: от символизма до наших дней.

«Серебряный век» русской литературы, содержание понятия. Явления декаданса. Натурализм. Модернистические течения в литературе и искусстве (символизм, акмеизм, эго- и кубофутуризм, имажинизм), их особенности, общая характеристика творчества основных представителей. Философско-эстетические обоснования «новых» течений в литературе. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм. Попытки преодоления социально-художественного кризиса и черты «ренессанса» в литературе, живописи, театре, музыке.

Творческое взаимодействие принципов реализма и модернизма. Активизация влияния субъективно-личностного начала на структуру художественного образа.

Революция 1905 г. и интеллигенция. Сборник «Вехи». 1910–1922 гг. Кризис символизма. Акмеизм как постсимволистское течение. Литературный авангард. Футуризм.

Октябрьская революция и раскол в среде художественной интеллигенции.

Новые черты реализма. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенденции, широкая распространенность символики. Писатели реалистических течений 1890–1900-х гг. и традиции Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н. Телешов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шме­лев и др.). Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей – авторов издательского товарищества «Знание». Эволюция «знаньевцев» после 1905 г. Кризис «Знания».

И.А. Бунин (1870–1953)

Лирика И.А. Бунина. Продолжение традиций классики. Образ России. Поэзия природы. Тема любви. Онтологическая проблематика. Бунинская концепция времени и памяти в поэзии и прозе.

Рассказ «Антоновские яблоки». Эпическое и лирическое в произведении. Особенности художественной прозы Бунина: лаконизм, отсутствие традиционного сюжета, ассоциативность, метафоричность, музыкальность.

Русская жизнь и национальный характер в повести «Деревня», в рассказе «Суходол», «Захар Воробьев» и др. Новаторство писателя в исследовании «черт психики славянина». Отражение трагизма и катастрофичности бытия («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»)

Революция и гражданская война в дневнике-памфлете «Окаянные дни». Творчество периода эмиграции. Образ России в произведениях И. Бунина. Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа произведения. Становление личности героя-художника. Особенности стиля романа.

Рассказы 1920-х годов. «Солнечный удар», «Митина любовь», Сб. «Темные аллеи». Художественное решение темы любви и смерти. Женские образы в рассказах. Композиция книги.

Стиль Бунина (живопись, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

 

А.И. Куприн (1870–1938)

Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Проблема «естественного человека» в 90-е гг. («Олеся»). «Проблемная» новелла. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социальной реальности. Психологический реализм «Поединка». Пробуждение общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтические тенденции реализма в творчестве Куприна.

1910-е гг. Утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет»). Философские темы: «утекания» жизни («Сны»), вечной души и «не­земного блаженства» («Светлый конец», «В медвежьем углу»).

Эмиграция.

И.С. Шмелев (1853–1950)

Первые литературные шаги. Очерки «На скалах Валаама». 1900-е гг. Нравственные и социальные искания героев. И. Шмелев – художник «обездоленных» с обостренным чутьем к человеческому страданию. «Человек из ресторана». Влияние идей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Сказ и его функция.

Восторженное отношение Шмелева к Февральской и отрицательное – к Октябрьской революции. Эмиграция.

А.Н. Толстой (1883–1945)

Ранний сборник «Лирика». Влияние символизма. Мотивы русского фольклора («Сорочьи сказки»).

Торжество реализма в цикле «Заволжье». Продолжение темы «чудаков, красочных и нелепых», в романах «Хромой барин», «Чудаки».

Изображение жизни как комедии завершающейся истории дворянства. Пластичность, искусство художественной детали как черты стиля. Влияние гоголевских традиций. Попытка освоения опыта Достоевского (идея искупительного страдания).

Рождение исторической темы и исторических аналогий. «День Петра». Драма «Смерть Дантона» (1918), проблема революционного террора и отрицание насилия над личностью.

Причины отъезда в эмиграцию (1919) и скорого возвращения из нее (1923).

 

М. Горький (1868–1936)

Этапы жизни и творчества. Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького. Особенности героя, портрета, пейзажа, языка в ранних романтических произведениях. Ницшеанские мотивы. Реалистическое изображение «пестроты» национального характера в сборнике рассказов «По Руси».

Проблема формирования личности в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Эстетические и нравственные искания человека из народа.

Увлечение революционными идеями и «социальный идеализм» писателя. Богоискательство Горького. Повести «Лето» и «Исповедь». Роман «Мать». Смысл названия. Особенности понимания революции. Новый герой в творчестве Горького. Проблема революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли».

Романы «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев». Социально-историческая и философская проблематика произведений. Характеры главных героев, типическое и индивидуальное в них.

Роман «Жизнь Клима Самгина» - «движущаяся панорама десятилетий, энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в произведении. Клим Самгин- герой рефлектирующего сознания.

Драматургия Горького («На дне», «Мещане», «Дачники», «Враги», «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие»). Социально-историческая и философская проблематика. Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького.

Значение творчества М. Горького в русской и мировой литературе.