По монографии Л.Д. Опульской «Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя».

История создания.Исток указан Толстым – повесть о декабристе. От рассказа о судьбе одного героя-декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца – до возвращения декабристов из ссылки.

Целы год шли поиски нужного начала. Лишь пятнадцатый вариант удовлетворил Толстого.

С первых месяцев 1864 г. до начала 1867 г. создавалась первая редакция всего романа.

Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман – «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения – превратился в роман-эпопею, в «историю народа». И даже шире – в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 г. Толстой ставит вопросы философско-исторические (о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т.п.). Книга стала рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни. Философская мысль Толстого искала путей всеобщей, космической правды.

Успех романа у читателей был так велик, что в 1868 г. понадобилось второе издание.

Смысл заглавия.Название «Война и мир» возникло в конце 1866 или в самом начале 1867 г.

В старом нашем языке существовало два слова: мир в смысле не-война и мiр – общность людей, народ.

Впоследствии Толстой, видимо, не придавал никакого значения разнице в начертании слова. Название «Война и мiр», т.е. «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, т.к. задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь.

Понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Мир – это и весь свет, Вселенная. Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь.

Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.

Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить все». Эпическая широта – один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать все – не обо всем понемногу, а именно все. Главный герой «Войны и мира» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом (у жизни народа, человечества нет конца), без той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Толстого.

Сопоставляя исторические и мемуарные источники, Толстой шаг за шагом открывал истину, внимательно вглядываясь в ненужные «истории-науке» психологические черты.

Художественная правда истории.Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа – это были самые злободневные вопросы времени. Они неотступно волновали Толстого.

В набросках предисловий к «Войне и миру» Толстой разъяснил, почему он несколько раз отодвигал время действия своего сочинения: от 1856 к 1825, затем к 1812 и наконец к 1805 году, когда происходила первая война Наполеона с Россией. В этом сознании связи времен и поколений – основа того глубокого историзма, которым проникнута «Война и мир».

Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его блестящее новаторство в этой области связано не только с тем, что он показал человека в условиях войны, но главным образом с тем, что он раскрыл психологию масс. Это сделано впервые в «Войне и мире», и сделано с поразительной точностью и лаконизмом.

«Война и мир» - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана «умом сердца», который так высоко ценил Толстой в людях и искусстве. В этом плане «Война и мир» принципиально отлична от «объективной» исторической прозы и представляет явление небывалое в реалистическом романе на историческую тему.

Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу в романе. Чрезвычайно важно, что это противопоставление принадлежит Толстому.

Толстого упрекали в том, что он исказил и принизил Наполеона. Толстого не интересует количество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств. Он подходит к Наполеону с иной мерой, которую считал единственной правильной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в «Войне и мире» еще больше, чем Наполеон, явился историческим и художественным открытием Толстого. Действия Кутузова всегда соответствуют общенародному чувству; историческое проявляется в нем как народное, национальное и потому - нравственное. Психология полководца народной войны раскрыта Толстым с исчерпывающей глубиной.

Сила «Войны и мира» именно в том, что несравненный по художественной чуткости писатель представил социально-нравственную, психологическую историю эпохи, воссоздал душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления.

Роман «Война и мир» пронизан мыслью о большом значении дворянства в судьбах нации, в истории России.

«Мысль народная» и формы ее воплощения.Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале.

Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни определенных лиц от политической игры верхов – свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей типа Сперанского, - Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ.

Одна из важнейших проблем «Войны и мира» - соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. В определенном смысле писатель противополагал историю и жизнь отдельного человека. Прежде всего потому, что вечные основы бытия – рождение и смерть, любовь и ненависть, стремление человека к нравственному совершенствованию – не зависят от исторически ограниченных рамок каких бы то ни было событий, хотя в каждый данный момент, своими сложными путями, с этими событиями связаны. С другой стороны, Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с ее «частными» судьбами, интересами и радостями, идет своим чередом.

В романе отрицается и консервативный, и либеральный взгляд на историю и устанавливается взгляд подлинно демократический, истинно гуманный.

Особенности жанра.«Война и мир» - книга сложного жанра, который нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино, чтобы образовать синтез.

Сближение «Войны и мира» с эпопеей оправдывается и сопоставлением с древнерусской литературой, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве».

Е.Н. Купреянова предпочитает роману-эпопее другой термин: философско-исторический роман.

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика. Неразделенность частной и общественной жизни. Основной принцип изображения героев.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Каждый человек оценивается писателем по принадлежности к тому или иному уровню. Или по тяготению к которому-либо из них.

Салонная петербургская жизнь описывается Толстым как образец ненатурального существования, а формального. В самом начале повествования, как камертоном, писатель своим изображением салона Анны Павловны Шерер определяет звучание неистинной механистической жизни людей, давно забывших о том, что можно существовать вне фальши и пошлой игры, каким они наполнили всё пространство их общественного прозябания.

Истина для этих людей не существует. Существует для них выгода, личный интерес, с которым они сообразуют все свои мнения и суждения (должно заметить, что все эти фальшивые люди — истинные разумные эгоисты). В этом нет никакого лицемерия. Тут всё искренно и наивно-откровенно. И все подобные люди действуют только так.

Толстой ясно разделяет и противопоставляет Москву и Петербург. Это два полюса жизни, не только дворянской, тяготеющие к двум различным уровням бытия. Московская жизнь — жизнь усадебная, более близкая естественной, народной, даже когда обитатели усадеб живут в городе.

Характерное для Москвы явление — Ростовы, погружённые в стихию душевно-эмоциональную, чуждые рационального расчёта, имеющие малое понятие о рассудочных основах жизни. Недаром говорит Денисов о "дурацкой породе ростовской". Правда, в семье не без урода: старшая дочь Ростовых, Вера, слишком "умна" для этого семейства, но ум её обнаруживает свою ущербность всякий раз, когда соприкасается в своих суждениях с теми движениями сердца, души, даже самых простейших бытовых эмоций, какими живут все Ростовы.

Недаром Вера становится женой Берга — она подстать именно ему, наивному эгоцентрику.

Невозможно говорить и о религиозности салонного общества, все ценности которого слишком фальшивы. Они могут изображать религиозное чувство, как это делает князь Василий на молебне возле умирающего старого графа Безухова, но не затруднятся переменить веру, подобно Элен, легко перешедшей в католичество, — при равнодушном любопытстве всего прочего общества. Люди этого уровня несут гибель для жизни.

Различия между Москвой и Петербургом определяются не географическим положением, а типом мировидения и жизненным поведением. Тот или иной персонаж принадлежит к одному или другому обществу не по месту проживания, а по внутреннему тяготению к различным уровням жизнечувствия. Персонажи могут перемещаться в пространстве сколько им заблагорассудится, но всегда будут иметь в своём характере отпечаток либо естественности, либо натужной фальши. И это обнаруживается постоянно. Недаром Ростовы в Петербурге воспринимаются чужаками, которых отчасти третирует столичная знать.

Не только место проживания, но и национальность, социальная принадлежность и прочие внешние характеристики человека не являются для Толстого решающими при определении истинной сущности. Поэтому графиня Наташа Ростова может быть ближе натурой своей к простой крестьянке, нежели к графине же Элен Безуховой, а русский император Александр имеет большее внутреннее родство с корсиканцем Наполеоном, чем с русским полководцем Кутузовым. Примеры можно множить.

А Толстого обезличивание важно: поскольку растворение индивидуальности в роевой жизни, по его убеждённости, бессознательное подчинение неким неопределимым, но важным для человека законам только и делает всякого по-настоящему свободным, следственно, только и есть подлинное благо.

Поэтому Платон Каратаев не может мыслиться в отделённости от некоего целого, которому он всецело же подчинён.

Идеал натуральности, когда всякое обнаружение натуры человека вовне сродни любому внесознательному проявлению в мире природы. И когда оно также бессознательно.

"Толстой правильно воспринимает русского, но лишь русского человека природы, лишь русского человека инстинкта в его буднях" (И.А. Ильин).

Здесь Толстой очень недалёк от понимания мipa (и мира) как некоего потока, в котором сливаются и обезличиваются все его составляющие. К этому писатель и придёт в итоге.

Однако, вопреки самому себе, Толстой раскрывает в романе: человек в истории не безвольная игрушка, подчиненная незнаемым законам. По сути, в самом признании существования таких законов уже наличествует элемент их познания. Сознание необходимости следовать этим законам есть уже отрицание, по крайней мере умаление бессознательного следования им. Свободное волевое следование им есть хотя бы в малой мере, но сознательное воздействие на историю. Лучший пример того — действия Кутузова в войне 1812 года, как показал и разъяснил их Толстой.

По лекции. По мнению Толстого, кто выше мнит себя, тот играет меньшую роль в жизненном процессе; кто живет душевными переживаниями, тот играет большую роль в жизненном процессе. Поэтому его герои делятся на изменяющихся и неизменных.

Светские люди ничтожны, потому что живут внешней жизнью.

По монографии Е.А. Маймина «Лев Толстой. Путь писателя». Толстой создает свою поэтическую, художественную картину истории. Ее содержание – жизнь и деятельность разных и многих отдельных людей, совместно определяющих характер и направление движения народов, т.е. истории. Ее герой – все эти отдельные люди, взятые и представленные вместе, в своей общности, иными словами – народ.

Толстой создает свою «историю-искусство» по человеческим меркам и понятиям. Он потому и предпочитает истории-науке «историю-искусство», что последнее не только допускает, но и обязательно требует во всем человеческих мерок и понятий.

Толстому одни герои явно симпатичны, милы, душевно близки. Другие герои Толстому чужды и неприятны. Сказывается авторская «чистота нравственного чувства», которая обладает органической способностью заражать в художественном смысле. Его любимые герои – люди движущиеся, люди пути, нелюбимые – напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути.

Для Толстого мир света – механический, машинообразный. Высший свет для Толстого плох не потому, что он так называется. Толстой обличает светскую жизнь постольку, поскольку это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями».

По статье М.Б. Плюхановой «Творчество Толстого. Лекция в духе Лотмана». Персонажи романа не суть социально-исторические типы, они изменчивы, по-человечески многообразны в своих реакциях на внешний мир. Но среди множества факторов, определяющих эти реакции, Толстой учитывает и некоторые устойчивые, то, что в романе называется «породой», - черты, проявляющиеся как общее свойство семьи, имеющие разную обусловленность, иногда вырабатываемые столетиями и сохраняющиеся целым родом. Герои романа – семейства.

 

«Война и мир» Л.Н. Толстого. «Изменяющиеся» и «неизменные» герои Толстого. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Апология бессознательного.

По мнению Толстого, кто выше мнит себя, тот играет меньшую роль в жизненном процессе; кто живет душевными переживаниями, тот играет большую роль в жизненном процессе. Поэтому его герои делятся на изменяющихся и неизменных.

Светские люди ничтожны, потому что живут внешней жизнью.

Элен Курагина красива мертвой красотой. У нее нет духовного мира. Она фантастически глупа.

Анатоль Курагинживет лишь для удовольствия, для собственной выгоды.

Анна Михайловна Друбецкаяозабочена только тем, чтобы выгодно пристроить сына.

Все они живут призрачной жизнью.

Маленькая княгиня Болконскаятоже была подвержена условиям света, поэтому раздражала Андрея Болконского.

Толстой показывает их как людей, лишенных души. Они играют какую-то фальшивую роль. Толстой относится к ним отчужденно.

Ростовы и Болконские живут человеческой душевной жизнью. Они не делают жизнь, а делаемы жизнью.

Наташа Ростова умна сердцем. Самое главное в ней – чувство любви, способность принять на себя чужую боль, сочувствовать чужой боли. Наташа Ростова не дает матери умереть. Она возрождает Андрея Болконского к жизни. Она возрождает и Пьера (он возрождается любовью к Наташе). Наташа близка Кутузову искренностью, духом народности. Наташе присущи патриотизм, духовная мудрость, духовный подвиг (она совершает исторический поступок, когда Наташа отдает подводы под раненых). Наташа способна к духовному росту. Она искренне раскаивается в том, что обидела князя Андрея. Толстой удивительно описывает духовное возрождение Наташи на молитве. Она тяжело переживает свое падение, свое предательство.

Княжна Марья некрасива лицом, но красива душой. У нее чисто христианское отношение к отцу. Она ни разу его не осудила. Она думает, что отец, который любит ее, не может быть к ней несправедливым. Главное для нее – быть хорошей дочерью. Вся ее внутренняя работа была по достоинству оценена Николаем Ростовым.

Герои, ищущие истины, - Пьер и Андрей. Они приходят к простой, естественной жизни путем длительных исканий. Они приходят к мысли народной, к вере.

В начале Андрейне принимает христианские заповеди. Им движет жажда славы. Он все бы отдал за момент славы, даже жизнь своих близких. Марья видит в нем презрение к людям и вере.

Впервые перелом в душе Андрея происходит во время Шенграбенского сражения. Это первый удар по его идеалу.

Второй удар – Аустерлицкое сражение. Все мечты кажутся ему ничтожными. Наполеон, его кумир, становится пустым актером. Самое главное теперь для него – жизнь и смерть. Андрей вспомнил слова сестры, которая хотела приобщить его к Богу.

От одной неправды Андрей приходит к другой. Он замыкается в себе, видит тщетность всего.

Старый дуб – символ его законченной жизни. Наташа заразила его настроением жиприходит к другой. Он замыкается в себе, видит тщетность всего.

Старый дуб – символ его законченной жизни. Наташа заразила его настроением жизнелюбия. Андрей воспрянул духом. Дуб распустился. Он символизирует новую жизнь Андрея, в котором просыпается тяга к жизни. Любовь к Наташе возрождает Андрея.

После увлечения Наташи Анатолем Андрей получает страшный удар. В нем просыпается гордыня. Он бросается от любви к ненависти к Анатолю Курагину. Все обесценивается для Андрея. Его душу спасает война 1812 г. Народное горе отодвигает на задний план личное горе Андрея. В полку им гордились, его любили. Чувство патриотизма Андрей мыслит, как Кутузов, как сам Толстой. Возвышение к мысли народной помогает ему преодолеть собственный эгоизм. Когда он ранен, и Наташа ухаживает за ним, Андрей понимает, что такое христианская любовь: любовь ко всем людям, к врагам. Перед смертью Андрей поднимается на духовную высоту.

Пьер– идеологический и композиционный центр романа. К нему стягиваются все сюжетные линии. Мы видим все стадии его постепенного духовного роста.

В начале романа он живет безалаберно и пусто, суетными стремлениями. Он пассивен и безволен. За одной фальшью (женитьбой на Элен) следует другая фальшь (дуэль с Долоховым и потому полное разочарование во всем, в жизни). Он попадает в новую ловушку – к масонам. Пьер быстро разочаровывается в масонах, потому что духовное для них закрыто. Он прячется в свой внутренний мир. Обломовская философия завладевает им. Любовь к Наташе спасает его. Он открывается людям. Он идет на войну, чтобы спасти человечество от Антихриста Наполеона. Война преображает Пьера. Перед ним открывается правда жизни – жить для других. Платон Каратаев говорит Пьеру, что жить надо божьим судом. Платон Каратаев высказывает, таким образом, главную мысль эпопеи. Платон Каратаев заражает Пьера своей верой. Пьер понимает, что все в жизни взаимосвязано, мир един, и он управляется Творцом. Душевный покой приходит к нему в плену. Он принимает народную правду: любовь к Богу и самоотверженное служение людям.

«Война и мир» заканчивается открытым финалом. Пьер участвует в декабристских кружках. Он не удерживается на духовной высоте. Идет новый виток его развития.

 

45. переходные 70-е у толстого. азбука.