Введение

ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................ 43

Национальные модели развития экономики ........................................................ 26

Экономическая структура феодального общества.. .............................................. 3

ГЛЛВА III. ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ.. ...................................................................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................... 2

Содержание

Список литературы

Вопросы для самопроверки

1. Какие науки изучают поведение животных и в чем заключается различие их методологических подходов?

2. История становления науки о поведении животных.

3. Что такое бихевиоризм и необихевиоризм?

4. Что такое Гештальтпсихология?

5. Что такое метод проблемных клеток?

6. Что такое когнитивная карта?

7. Что такое "инсайт"?

8. Что является предметом изучения сравнительной психологии?

1. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

2. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

3. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

4. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

6. Лоренц К. Кольцо царя Соломона // Человек находит друга. М., 1995.

7. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1995.

8. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

9. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.

10. Прайор К. Не рычите на собаку! М., 1995.

11. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969; 1978.

12. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.

13. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.

14. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

15. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

16. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.

17. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 "Психология". М., 1997.

18. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

19. Бериташвили И.С. Индивидуально приобретенная деятельность центральной нервной системы. Тифлис, 1932.

20. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974.

21. Бехтерев В.M. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.

22. Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Спб.;М., 1913.

23. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М., 1953.

24. Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.

25. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.; Л., 1937.

26. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

27. Зорина З.А. Элементарное мышление животных и птиц // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 160-172.

28. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1925.

29. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1979.

30. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

31. Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.

32. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.

33. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.

34. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч. Т. IV. М.; Л., 1952.

35. Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 262-263.

36. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

37. Северцов А.Н. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.

38. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

39. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997. С. 172-184.

40. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925.

41. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

42. Фирсов Л.А. Память у антропоидов: Физиологический анализ. Л., 1972.

43. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

44. Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза // Физиология поведения: нейробиологические закономерности: Руководство по физиологии. Л., 1987. С. 639-711.

45. Фирсов Л.А. По следам Маугли // Язык в океане языков. Новосибирск, 1993. С. 44-59.

46. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

 

I. Контрольная работа ..................................................................................................... 43

II. Тесты с множественным выбором.. .......................................................................... 44

III. Бинарные тесты. . ...................................................................................................... 46


Зубарева Т.С. «История экономики» ч. 2.

Данное пособие предназначено для студентов экономических специальностей и явля-ется продолжением курса лекций «История экономики» [8]

В последние десятилетия при анализе феодальной системы хозяйства появились но-вые тенденции. В самом общем виде их можно представить как следующие направления

Первое. Для средневековой Европы был характерен экономический рост, который по-степенно проник во все отрасли экономики. Он сопровождался двух- трехкратным увеличе-нием населения. В конце первого тысячелетия в Западной Европе население составляло 12-15 млн. чел., а во всей Европе - 30-35 млн. чел, в XIV в соответственно 45-50 млн. чел. и 60-70 млн. чел [23, с. 44-58]. Между тем средневековая экономика длительное время рас-сматривается как период экономического и социальною застоя [3, 10, 12, 21].

Второе. Состояние техники было в плачевном состоянии. Но время шло и она совер-шенствовалась. Это совершенствование было неравномерным, медленным и по-разному осу-ществлялось в различных странах. Тем не менее четко прослеживаются инновационные тен-денции [16, 20, 23 и др.]. Тяжелый колесный плуг в земледелии, ручные и ножные станки различных модификаций в ремесленном производстве, подземные механизмы и землеройная машина в строительстве, различные модификации водяных мельниц в ряде сфер экономики, трехмачтовые парусники XV в. в мореплавании, ставшие прообразом океанских кораблей, печатный станок в книжном деле, часы (башенные и карманные) и др. Это далеко неполный список изобретений в средневековой Европе. Однако до сих пор преобладает мнение, со-гласно которому состояние техники оценивается как рутинное, а ее уровень как крайне низ-кий [3, с. 53; 10, с 36; 21, с. 49].

Третье. Нетрадиционные подходы к определению и роли натуральною и товарного хозяйств [9, с 72, 80, 90, 107, 186]. Исходя из положения, согласно которому история эконо-мической общественной формации, прежде всего, вытекает из истории совершенствования товарной организации производства, некоторые авторы выделяют натуральное хозяйство, существующее в первобытную эпоху, и следующую типологию товарного хозяйства: прими-тивное, структурное, системное и всеобщее. Примитивное товарное хозяйство функциониру-ет в условиях азиатского способа производства; структурное - в античной экономике; сис-темное - при феодализме, всеобщее - в капиталистической экономике.

Между тем почти во всех учебных пособиях и в научной литературе четко прослежи-вается мысль о господстве натурального хозяйства [3, 10, 12, 21].

В настоящем учебном пособии нами предпринята попытка рассмотреть, феодальную систему хозяйства с учетом этих новых тенденций.


Зубарева Т.С. «История экономики» ч. 2.