Доклад: Психологический портрет Ивана IV
Тема IV. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА в XIV- XVI вв.
Работа выполняется совместно командой, состоящей из 3 человек, учащихся 7-9 классов, и в срок до 12 февраля 2013 г. года должна быть отправлена по электронной почте на адрес galochka0151@yandex.ru
Что за буквы употребляются в стихотворении №2? Существует ли аналог в современном русском языке этим буквам? Когда и почему они исчезли из русского алфавита?
Кому посвящено данное стихотворение №1? Почему главный герой носит имя Константин?
Задание № 2
Какой вид письма изображен на каждой картинке? Дайте определение данному виду письма? (10 баллов)
Изображение. 1 | ОТВЕТЫ |
Изображение. 2 | |
Изображение. 3 | |
Изображение. 4 | |
Изображение. 5 |
Задание №3. (10 баалов)
Стихотворение №1.
Вот азбука – начало все начал
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Стихотворение №2
В любой старинной книжице ты можешь прочитать
Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ
Но время быстро движется, и жизнь уже не та,
Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?
Без них правописание сумело обойтись.
Новейшие издания без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится, как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся, то значит нам конец.
Задание №4. (15 баллов)
В 2013 г. Исполняется 450 лет с момента основания первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве. Попытайтесь выразить свое отношение к данному событию русской истории в форме эссе (не более 2 листов А4, шрифт 14, Times new roman) на тему «Роль развития книгопечатания в истории».Попытайтесь соотнести имена Иоганна Гуттенберга и Ивана Федорова. Не забудьте назвать первые печатные книги, почему именно такую тематику они носили?Почему создание первых печатных книг сегодня сравнивают с созданием сети Интернет? Может ли Интернет заменить книгу?
(семинар 2)
1. Альтернативы политической централизации: реформы Избранной Рады и опричнина.
2. Вопрос о причинах, цели, содержании, итогах и последствиях опричнины в исторических исследованиях.
Источники:
Учреждение опричнины // Хрестоматия по истории СССР. – М., 1987. С.145-151.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 7 // [Электронный ресурс] http://his95.narod.ru/ec7_1.htm
Обязательная литература (один из текстов на выбор)
1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть II. Время Ивана Грозного. или [Электронный ресурс] http://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats004.htm#gl1
2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9-ти томах. - М.: Мысль, 1988. Лекции XXVIII-XXX [Электронный ресурс] http://www.magister.msk.ru/library/history
3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Гл. 1, 2.
4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975.
Дополнительная литература
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1989. Гл. 3.. 5, 6, 8.
2. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ в. М., 1991. С.127-163.
3. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.
4. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М.: Прогресс, 1996.
5. Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5. С. 39-53.
6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3. С.52-73.
Список понятий и терминов для подготовки: