Доклад: Психологический портрет Ивана IV

Тема IV. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА в XIV- XVI вв.

Работа выполняется совместно командой, состоящей из 3 человек, учащихся 7-9 классов, и в срок до 12 февраля 2013 г. года должна быть отправлена по электронной почте на адрес galochka0151@yandex.ru

Что за буквы употребляются в стихотворении №2? Существует ли аналог в современном русском языке этим буквам? Когда и почему они исчезли из русского алфавита?

Кому посвящено данное стихотворение №1? Почему главный герой носит имя Константин?

Задание № 2

Какой вид письма изображен на каждой картинке? Дайте определение данному виду письма? (10 баллов)

Изображение. 1 ОТВЕТЫ
 
Изображение. 2  
Изображение. 3  
Изображение. 4  
Изображение. 5  

Задание №3. (10 баалов)

Стихотворение №1.

Вот азбука – начало все начал

Открыл букварь – и детством так и дунуло!

А Константин философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки – основа

Грядущего неписанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Стихотворение №2

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Без них правописание сумело обойтись.

Новейшие издания без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится, как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся, то значит нам конец.

Задание №4. (15 баллов)

В 2013 г. Исполняется 450 лет с момента основания первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве. Попытайтесь выразить свое отношение к данному событию русской истории в форме эссе (не более 2 листов А4, шрифт 14, Times new roman) на тему «Роль развития книгопечатания в истории».Попытайтесь соотнести имена Иоганна Гуттенберга и Ивана Федорова. Не забудьте назвать первые печатные книги, почему именно такую тематику они носили?Почему создание первых печатных книг сегодня сравнивают с созданием сети Интернет? Может ли Интернет заменить книгу?

 

(семинар 2)

1. Альтернативы политической централизации: реформы Избранной Рады и опричнина.

2. Вопрос о причинах, цели, содержании, итогах и последствиях опричнины в исторических исследованиях.

Источники:

Учреждение опричнины // Хрестоматия по истории СССР. – М., 1987. С.145-151.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 7 // [Электронный ресурс] http://his95.narod.ru/ec7_1.htm

Обязательная литература (один из текстов на выбор)

1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть II. Время Ивана Грозного. или [Электронный ресурс] http://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats004.htm#gl1

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9-ти томах. - М.: Мысль, 1988. Лекции XXVIII-XXX [Электронный ресурс] http://www.magister.msk.ru/library/history

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Гл. 1, 2.

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975.

Дополнительная литература

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1989. Гл. 3.. 5, 6, 8.

2. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ в. М., 1991. С.127-163.

3. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.

4. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М.: Прогресс, 1996.

5. Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5. С. 39-53.

6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3. С.52-73.

 

Список понятий и терминов для подготовки: