Темы тура – «1150 лет славянской письменности», «450 лет первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве».

Задания III заочного тура для 7-9 классов

Работа выполняется совместно командой, состоящей из 3 человек, учащихся 10-11 классов, и в срок до 12 февраля 2013 года должна быть отправлена по электронной почте на адрес galochka0151@yandex.ru

Укажите название каждого памятника, посвященного блокаде Ленинграда. Где находятся данные памятники? С какими историческими событиями связаны эти памятники?

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы

Темы тура – «310-летие основания Санкт-Петербурга», «70 лет прорыву блокады ленинграда».

Задания III заочного тура для 10-11 классов

 

Задание № 1.Укажите по какому принципу образован каждый логический ряд? (10 баллов)

А) Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий;

Б) Дворец И.И. Шувалова, склады Новой Голандии, Никольский морской собор;

В) Таврический дворец, Троицкий собор, Князь-Владимирский собор;

Г) Волга, Днепр, Нева, Волхов;

Д) С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, В. В. Мавродин, И.Я. Фроянов;

Е) А.А. Блок, М.М. Зощенко, Н.К. Рерих, В.В. Путин;

Ж) Д.И. Менделеев, П.П. Чебышев, Н.В. Гоголь, Л.Н. Гумилев

З) Карповка, Мойка, Фонтанка;

И) Ораниенбаум, Рамбов, Ломоносов;

К) Кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник, ангел на шпиле Петропавловского собора, полуденный пушечный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, крейсер Аврора.

 

Задание № 2. (10 баллов)

...И вновь зима: летят, летят метели.

Враг все еще у городских ворот.

Но я зову тебя на новоселье:

мы новосельем встретим Новый год.

 

Еще враги свирепый и бесцельный

ведут обстрел по городу со зла -

и слышен хруст стены и плач стекла,-

но я тебя зову - на новоселье.

 

Смотри, вот новое мое жилище...

Где старые хозяева его?

Одни в земле, других нигде не сыщешь,

нет ни следа, ни вести - ничего...

 

И властно воцарилось запустенье

в когда-то светлом, радостном дому,

дышала смерть на городские стены,

твердя: "Быть пусту дому твоему".

 

Здесь холодом несло из каждой щели,

отсюда человек ушел... Но вот

зову тебя сюда, на новоселье,

под этим кровом встретить Новый год.

Смотри, я содрала с померкших стекол

унылые бумажные кресты,

зажгла очаг,- огонь лучист и тепел.

Сюда вернулись люди: я и ты.

Вот здесь расставим мы библиотеку,

здесь будет столик, стульчик и кровать

для очень маленького человека:

он в этом доме станет подрастать.

 

О строгие взыскательные тени

былых хозяев дома моего,

благословите наше поселенье,

покой и долголетие его.

 

И мы тепло надышим в дом, который

был занят смертью, погружен во тьму...

Здесь будет жизнь! Ты жив, ты бьешься, город,-

не быть же пусту дому твоему!

 

1) Назовите автора и название стихотворение. (2 балла)

2) Почему автора называют «блокадной музой ленинградцев»? (2 балла)

3) Как вы думаете, какой смысл автор вкладывал в такое название стихотворения? Какие исторический подтекст описываемых в стихотворении событий? Обоснуйте ваши предположения.(6 баллов)

 

 

Задание №3. (10 баллов)

 

Задание № 4. (20 баллов)

Санкт-Петербургу в мае 2013 г. исполняется 310 лет. История этого года интересна, загадочна, стремительна, порывиста и величественна, как и его основатель – Петр Великий. Петербург был и крепостью, и столицей, пережил и роскошь императорских баллов, и лишения и нищету блокады. Не менее интересна и история Нижнего Новгорода. Многое связывает эти два города. Вот только один пример: в то время, когда Петербург был столицей Российской империи, Нижний Новгород был «карманом» России.

Попытайтесь выразить историческую общность и связь Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, их выдающихся жителей, символов и достопримечательностей. Данную работу предлагаем выразить в форме эссе (не более 2 листов А4, шрифт 14, Times new roman).

 

Задание № 1.Работа с изображениями. (15 баллов)

Чему посвящен данный ряд изображений? Где они установлены (каждому указать город)?
Ответьте на вопросы к изображению №1: 1) Что это за памятник и кому посвящен?
2) Где и когда установлен? 3) Кто является автором данного памятника (скульптор)? 4) Какой праздник и когда происходит, посвященный лицам изображенным на памятнике?