АКТ ОБ УПРАЗДНЕНИИ ПАЛАТЫ ФЕОДАЛЬНЫХ СБОРОВ (1656)[1].
Двумя царями периода Смуты являлись ...
Двумя истоками Смуты конца ХVI - начала ХVII вв. являлись
а) прекращение династии Рюриковичей;
б) глубокий социально-экономический кризис;
в) прекращение династии Романовых;
г) убийство Лжедмитрия I.
а) Иван III;
б) Федор Иоаннович;
в) Борис Годунов;
г) Василий Шуйский.
12. «Тушинским вором» прозвали …
а) Лжедмитрия I;
б) Б. Годунова;
в) И. Болотникова;
г) Лжедмитрия II.
13. Установление династии Романовых на Руси было в …
а) 1598 г.;
б) 1605 г.;
в) 1613 г.;
г) 1649 г.
Этот закон был принят вторым парламентом Кромвеля 27 ноября 1656 г. Им подтверждался аналогичный акт "Долгого парламента" от 24 февраля 1645 г.
Этим актом утверждалось, что отменяются :
ü платежи и поборы, взимаемые при передаче имений, доходов после смерти владельцев, ограничения в отношении отчуждения имений;
ü принесение вассальной присяги, плата за допуск во владение, плата за выдачу разрешения на отчуждения владений
ü всякое владение (держание землевладельца-феодала непосредственно от короля) и на основе рыцарской службы
Все владения объявляются и признаются законом как свободные владения.
Но тем не менее в законе указывается то, что все ренты и гериоты (налог, взимаемый при передаче земли наследнику, со свободного держателя), причитающиеся лордам и другим частным лицам, должны уплачиваться; там же где по смерти прежнего владельца налог уже платился, в следующем случае уплачивалась только двухгодичная рента.
АКТ О ПООЩРЕНИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1 АВГУСТА 1650)[2]
Данный закон, принятый Английским парламентом 1 августа 1650 года, предусматривал создание специального совета для регулирования и управления торговли и промышленности в республике.
Цель акта:
ü наблюдать за всеми отечественными товарами, следить за их качественным изготовлением
ü равномерное распределение промышленности и торговли во всех частях страны, для того чтобы экономическое развитие страны было равным во всех регионах, и чтобы не создавалась ситуация социальной напряженности.
ü обеспечение доступной внутренней торговли (судоходные реки, новые порты)
ü активное ведение внешней торговли
ü сохранение баланса между импортными и отечественными товарами
ü надлежащее наблюдение за денежным курсом
ü установление налогов и пошлин, с целью обеспечения общественных нужд республики
ü сохранение управления и порядка в торговле
ü следить за производством и торговлей с целью, если произведенный товар окажется не соответствующим интересам республики, его можно будет запретить.
ü поддержка наиболее важных промыслов (рыболовство)
ü следить за производством товаров в английских колониях
Таким образом, мы видим , что Английский парламент заботился о поддержании и развитии торговли и различных отраслей промышленности в стране для получения наибольшей выгоды и пользы с целью обеспечения всем необходимым граждан республики, и тем самым чтобы обогащалась она сама.
НАВИГАЦИОННЫЙ АКТ (9 ОКТЯБРЯ 1651)[3]
Закон, изданный Кромвелем 9 октября 1651 г. с целью: «увеличения торгового флота и поощрения мореплавания нации…, что является важным средством благополучия и безопасности республики» Цель его с одной стороны- поощрения английского торгового флота, с другой стороны -уничтожения первенства Голландии на море. По этому акту товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Оценка, которая давалась Н. акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Навигационному акту. Он несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.
БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1 АПРЕЛЯ 1660)[4]
Заявление, обнародованное 1апреля 1660 Карлом Стюартом (будущим английским королём Карлом II) в г. Бреда (Голландия). Декларация гарантировала участникам революции середины всеобщую политическую амнистию, свободу религии, сохранение права собственности на имущество, приобретённое во время революции, а так же погашение задолженности офицерам и солдатам армии под начальством генерала Монка (фактически управлял армией) и дальнейшего принятия этих солдат и офицеров на службу короля.
Значение декларации: На основе Бредской декларации блок буржуазии и нового дворянства, искавших в реставрации Стюартов средство против народных движений, согласился восстановить монархию, которая должна была носить конституционный характер. После возвращения к власти Стюарты стали грубо нарушать декларацию; их феодально-абсолютистская политика привела к государственному перевороту 1688—1689 ("Славной революции").
АКТ ОБ ОТМЕНЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РЫЦАРСКОГО ДЕРЖАНИЯ (1660)[5]
Изданный в момент реставрации Стюартов акт закрепил основные изменения, произошедшие в аграрных отношениях за время революции.
Он подтвердил «Акт об упразднении палаты феодальных сборов 1656 года», а так же отмену феодальных прав короны.
АКТ «HABEAS CORPUS» (1679)[6]
Habeas Corpus Act законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).
Полное название закона — «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии).
Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.
Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном правонарушении. По получении судебного предписания (мандамуса) хабеас корпус, смотритель обязан был в течение 3—20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных должников.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия.
В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона:
ü ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них;
ü для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной;
ü действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ (1689)[7]
Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались также права и свободы подданных (граждан и парламентариев), которые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (первоначально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:
- всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;
- никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;
- запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";
- узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобода подачи петиций и др.;
- гарантируется регулярный созыв парламента;
- парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".
В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался измененный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и королеве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и требуемые" в Билле "права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении".
Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.
Билль содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.
[1] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 45-46
[2] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 46-48
[3] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 48-49
[4] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 51-53
[5] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 53
[6]Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 53-55
[7] Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 55-56