История государства и права зару s 11 страница

В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий "анархическую про­паганду", если она направлена к совершению преступлений.

Но постепенное развитие и укрепление демократиче­ских начал во французском обществе привело и к опреде-



Раздел III. История права в новое и новейшее время


 


ленной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отме­нявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также ли­берализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным законом было введено услов­ное освобождение, которое применялось к лицам, отбыв­шим не менее половины срока заключения (для рецидиви­стов — две трети срока). Для условного освобождения тре­бовалось, чтобы администрация места заключения засвиде­тельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колони­ях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серь­езных уголовно-правовых реформ наталкивалось на поли­тические трудности. Изменения в Уголовном кодексе каса­лись главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и кон­курсов, злоупотребления в казино, проституция, разруше­ние исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борь­бы с преступностью, принимающей новые формы (терро­ризм, экологические преступления), потребовала сущест­венных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Наиболее благоприятные условия для проведения ра­дикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пя­той республике, когда формирование правового государст­ва сделало необходимой более эффективную и целенаправ­ленную борьбу с преступностью.

Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничи-


Глава 21. Право Франции 649

вающих возможность совершения новых преступлений (за­прещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в результате длительной борьбы демокра­тических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффектив­ной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществ­лена криминализация и пенализация терроризма, наруше­ний в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации подверглась сама систе­ма исполнения-наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особен­но при краткосрочном заключении), когда содержание осу­жденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом предшествующего широко­го реформирования уголовного права стало принятие ново­го Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.

Новый Кодекс существенно отличается от предшест­вующего как по своей структуре, сложившейся, из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борь­бы с социально опасными преступлениями, но сохраняю­щим в целом демократическую и гуманистическую направ­ленность.

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.

Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодатель­ной практики целого ряда норм, предусматривающих уго­ловную ответственность юридических лиц. При этом уго­ловной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территори­альные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом до­говора о передаче государственно-властных полномочий".

В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского госу-


650 Раздел III. История права в новое и новейшее время

дарства в XX в. Перечень наказаний за совершение престу­плений в новом УК достаточно простой и краткий. В Связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказа­ния выступает пожизненное лишение свободы.

К наказаниям за преступления относится также зато­чение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.

Наказание в виде лишения свободы не исключает воз­можности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).

Перечень исправительных наказаний, назначаемых за совершение уголовного деликта, более широк. Для физиче­ских лиц может быть назначено тюремное заключение по шкале, где максимальная продолжительность — не более 10 лет, а минимальная — не менее 6 месяцев. Кроме того, предусматриваются такие исправительные наказания, как штраф, неоплачиваемая работа в общественных интересах, лишение или ограничение ряда прав, прямо установленных статьей 131-6 (лишение водительских прав, конфискация оружия, лишение разрешения на охоту и т.д.).

Особенно детально регламентируются и наказания за проступки (нарушения). Столь же обстоятельно и с гумани­стических, а не с карательных позиций разработан сам по­рядок отбывания наказаний, возможной отсрочки пригово­ра, прекращения наказания и ликвидации правовых послед­ствий осуждения. Личность осужденного ставится под за­щиту общих демократических конституционных принципов.

Так, например, согласно ст. 131-23, назначаемая судом неоплачиваемая работа в общественных интересах "подчи­нена предписаниям закона и подзаконных актов, относя­щихся к работе в ночное время, гигиене, мерам безопасно­сти, а также к труду женщин и молодых работников".

Особое внимание новый УК уделяет способам индиви­дуализации наказаний, в том числе использования режима полусвободы, исполнения наказания по частям, отсрочки исполнения наказания с целью достижения ресоциализа-ции осужденных. Это не препятствует в связи с ростом ре­цидивной преступности принятию более жестких мер к ли­цам, повторно совершающим преступление.

Изменившаяся во второй половине XX в. шкала обще­ственных ценностей, новая структура самих преступных


Глава 21. Право Франции 651


 


 

деяний повлекли за собой и существенные изменения в осо­бенной части УК Франции. Если в XIX в. уголовно-право-вая репрессия имела своей целью прежде всего защиту пуб­личных государственных интересов, то теперь на первое место (вторая книга) выдвигаются преступления и проступ­ки против человека.

В этом отношении новый УК следует общечеловече­ским, гуманистическим и демократическим принципам (пре­жде всего Всеобщей декларации прав человека и гражда­нина 1&48 г. ООН, а также Европейской конвенции по пра­вам человека). Эта книга начинается с изложения преступ­лений против человечества и впервые включила в себя оп­ределение и осуждение таких особо опасных действий про­тив человечества, как геноцид (ст. 211-1).

К геноциду непосредственно примыкают и другие пре­ступления, направленные против человечества как таково­го. Это депортация, обращение в рабство, массовое или сис­тематическое осуществление казней без суда, похищение людей, пытки или акты жестокости, совершаемые по поли­тическим, философским, расовым или религиозным моти­вам, и т.д.

Лица, виновные в указанных выше преступлениях, мо­гут караться пожизненным заточением. Уголовноответст-венными за преступления против человечества могут быть объявлены и юридические лица.

Центральное место во второй книге занимает также раз­дел, посвященный посягательствам на личность. На первом месте здесь стоит умышленное лишение жизни человека, которое рассматривается как умышленное убийство (ст. 221-1). Особенно выделяются и наказываются пожизненным за­точением умышленные убийства, которые предшествуют другому преступлению, предумышленные убийства, убий­ства несовершеннолетних, родственников по восходящей ли­нии, лиц, находящихся в особо беспомощном состоянии.

С большой обстоятельностью разрабатываются нормы, относящиеся к посягательствам на физическую или психи­ческую неприкосновенность личности. Так, например, при­менение в отношении какого-либо лица пыток или актов жестокости наказывается 15 годами заточения.

В условиях глубокого морально-нравственного кризиса общества УК предусмотрел ряд посягательств, связанных с сексуальной агрессией, и прежде всего с изнасилованием, которые в зависимости от обстоятельств совершения этих


652 Раздел III. История права в новое и новейшее время

преступлений могут наказываться различными сроками тю­ремного заточения, вплоть до пожизненного заключения.

В Уголовном кодексе усилены наказания для лиц фи­зических и юридических, связанных с незаконной торгов­лей наркотическими средствами, что связано с особой опас­ностью и распространенностью этих преступлений в совре­менном французском обществе.

Весьма симптоматично включение в Кодекс специаль­ного отдела, посвященного проведению экспериментов на людях. Так, по ст. 223-8 проведение или организация био­медицинского исследования на человеке без соответствую­щего согласия наказывается 3 годами тюрьмы и штрафом в 300 тыс. франков.

Еще более суровым наказанием (5 лет тюремного за­ключения) карается прерывание беременности без согла­сия заинтересованного лица. В то же время в кодексе пре­дусматривается наказание для женщины, которая "осуще­ствляет прерывание беременности у себя самой" (2 месяца тюрьмы и штраф в 25 тыс. франков).

Способы охраны личности от различного рода посяга­тельств в новом Кодексе весьма разнообразны и юридиче­ски тщательно проработаны. Это и наказание за подстрека­тельство к самоубийству, за похищение и незаконное удер­жание людей, в частности в виде заложников, что особенно типично для последних десятилетий, за различные виды посягательств на достоинство лица, сводничество.

Новыми формами защиты личности является охрана от посягательств на частную жизнь. В Кодексе приводятся са­мые разнообразные виды запрещенного умышленного пося­гательства на интимность частной жизни другого лица. Эти посягательства могут осуществляться в разных формах, в том числе путем перехватывания, записывания или переда­чи без согласия автора слов, произнесенных в частном по­рядке или конфиденциально; путем фиксирования, записи или передачи изображения какого-либо лица, находящегося в частном месте, без его согласия; путем использования ап­паратов слежения за разговорами на расстоянии и т.д.

Третья книга посвящена преступлениям и проступкам против собственности. Здесь особое внимание законодатель уделяет борьбе с кражами и другими видами хищения чу­жого имущества, вымогательством, шантажом, мошенниче­ством и иными аналогичными преступлениями.

Лишь в последней, четвертой книге говорится о пре


Глава 21. Право Франции 653

ступлениях и проступках против нации, государства и об­щественного порядка. Эта книга начинается с раздела о по­сягательствах на основополагающие интересы нации. Под таковыми понимается (ст. 410-1) независимость нации, не­прикосновенность ее территории, ее безопасность, респуб­ликанская форма ее институтов.

Наряду с такими традиционными преступлениями, как измена и шпионаж, предусматриваются и другие посяга­тельства на институты Республики.

Специальный раздел в этой книге посвящен борьбе с терроризмом, одним из опаснейших преступных явлений конца XX в. В Кодексе особо выделяется угон летательного аппарата или иного транспортного средства. Предусматри­вается усиление ответственности за совершение террори­стических актов.

В новый Кодекс введены специальные статьи, направ­ленные на борьбу с коррупцией, например с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотрен­ных законом, незаконное получение выгод и т.д.

В Кодексе имеется целая серия статей, направленных на пресечение экономических преступлений.

Весьма симптоматичным для конца XX в., ознамено­вавшегося ростом организованной преступности, является заключительный, пятый раздел, специально посвященный объединениям преступников. Само участие в объединениях преступников карается 10 годами лишения свободы и штра­фом в 1 миллион франков.

Таким образом, особенная часть нового УК Франции от­личается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны лич­ности, общества и государства от новых видов преступности.

Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК, который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд за­конов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали про­цесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, уп­ростили судопроизводство, упорядочили деятельность след­ственных органов, суда и присяжных.

Ряд законов, принятых правительством левого блока в 80-е гг., закрепил в уголовно-процессуальном законодатель­стве прогрессивные изменения. Так, законы 1981—1983 гг.


654 Раздел III. История права в новое и новейшее время

укрепили безопасность и гарантии личных прав и свобод, в частности предусмотрели процедуру, применяемую к до­пустившему грубую профессиональную ошибку адвокату.

Возбуждение уголовного дела по УПК 1958 г. осущест­вляется прокуратурой, которая обычно опирается на дан­ные полицейского дознания. Полицейские собирают улики, закрепляют доказательства, разыскивают лиц, виновных в нарушении закона.

Сам же уголовный процесс включает в себя три ста­дии: предварительное следствие, судебное разбирательст­во, исполнительное производство.

Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном и кассационном порядке.

Значение предварительного следствия во французском уголовном процессе чрезвычайно велико. Но оно является обязательным лишь по делам о преступлениях. Оно также может проводиться по делам о проступках и только в неко­торых случаях (по требованию прокурора) — по делам о правонарушениях.

Обычно же в делах о правонарушениях проходит толь­ко полицейское дознание. Предварительное следствие про­водится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию кон­троля над следствием.

По окончании следствия и сбора необходимых доказа­тельств следственный судья передает материалы дела про­курору Республики. Последний, в случае согласия с вывода­ми следственного судьи, возвращает ему дело. Затем следст­венный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную ин­станцию.

Если судья находит в деле состав преступления, то он направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй ин­станции. Она может вынести постановление о дополнитель­ном расследовании или об окончании следствия.

Решения могут быть двух видов: прекращение уголов­ного преследования или предание обвиняемого суду. В ка­честве суда могут выступать: полицейский трибунал, ис­правительный трибунал, суд присяжных.

Обвиняемый переводится в арестный дом по месту за­седания при судебной инстанции. Если обвиняемый не за-


Глава 21. Право Франции 655

держан, дело рассматривается заочно. Обвиняемый изуча­ет материалы дела, имеет право выбрать защитника.

В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.

После объявления обвинительного приговора осужден­ный под конвоем доставляется в арестный дом, где он нахо­дится до вынесения решения по апелляции или кассацион­ной жалобе.

Приговор может быть оправдательным, о снятии обви­нения или об освобождении от уголовной ответственности, и об осуждении. При осуждении исполнение приговора мо­жет быть отсрочено с предоставлением илибез предостав­ления испытательного срока.

Приговор вступает в законную силу по истечении сро­ка, установленного для обжалования. Он подлежит испол­нению всеми государственными органами и может быть пе­ресмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь открывшиеся об­стоятельства


Гражданское право. Важнейшим событием на пути эво люции немецкого права XIX в. стало принятие Германской гражданского кодекса 1896 г. (БГБ)1.

Гражданский, кодекс 1896 г. с/тал первой в истории Гер­мании общегерманской кодификацией гражданского права До принятия всегерманского ГК в стране насчитывалос! свыше 30 действующих партикулярных правовых систем Кроме партикулярного права в отдельных областях Герма­нии действовало так называемое общее право.

В его состав входили имперские (немногочисленные) законы и пандектное римское право, которое имело в ряде областей Германии субсидиарное (дополнительное) значе­ние, восполняя пробелы местного германского права. Тер­риториально пандектное право оставалось действующим для 16,5 млн. человек в западных прусских землях, значитель­ной части Баварии, среднегерманских герцогствах, великом герцогстве Гессенском, Саксен-Веймаре, бывших вольных имперских городах.

В другом крупном территориально-правовом простран­стве Германии первой половины XIX в. господствовало сис­тематизированное местное право. Здесь формально не при­знавалась юридическая сила пандектного права. Однако многие его принципы и институты уже были интегрирова­ны в германские земские кодификации. К известным гер­манским партикулярным правовым сводам относились Прус­ское земское уложение (Прусский ландрехт) 1794 г. и Сак­сонский гражданский кодекс 1863 г.

Сфера действия Прусского земского уложения распро­странялась на 21 млн. немцев. Под действие норм наиболее современного для Германии второй половины XIX в. Сак­сонского гражданского кодекса 1863 г. подпадало 3,5 млн. жителей саксонского королевства. Наконец, в качестве дей-

' БГБ — сокращение от немецкого Btlrgerliches Gesetzbuch (Гра­жданский кодекс).


Глава 22. Право Германии 657

ствующего гражданского законодательства в ряде областей Германии (княжества на левом берегу Рейна и в Бадене) следует упомянуть и Кодекс Наполеона 1804 г. В сфере его действия проживали 8,6 млн. человек.

Таким образом, Германия 50—60-х гг. XIX в. отлича­лась глубокой разобщенностью норм гражданского права. Но не только множественность и фрагментарность право­вых систем тормозили экономическое и правовое разви­тие страны. Многочисленные институты и нормы пандект­ного (римского) права и партикулярного (германского) за­конодательства были явно устаревшими, не соответство­вали новым капиталистическим отношениям. Среди них выделялись нормы, охраняющие привилегии королевских и княжеских семей, права дворянской собственности и пр.

Уже в начале XIX в. отдельные представители герман­ской буржуазии и наиболее прогрессивные юристы высту­пали за единство и кодификацию гражданского права Гер­мании. Однако попытки подготовки всегерманского граж­данского кодекса потерпели в первой половине XIX в. крах. Германское юнкерство, сохраняющее политическое главен­ство во всех государствах Германии, всячески противилось кодификации гражданского права, опасаясь утери своих привилегий.

Новый этап в борьбе за создание всегерманского граж­данского кодекса -наступает со времени политического объ­единения германских государств под главенством Пруссии и образования единой Германской империи в 1871 г., кото­рые создавали объективно благоприятные условия для ко­дификации.

Вопрос о путях кодификации гражданского права Гер­мании с самого начала приобрел не только юридический, но и политический, и социальный характер. Борьба за выра­ботку БГБ растянулась на четверть века. Начало было по­ложено созывом так называемой Предварительной комис­сии, назначенной бундесратом в 1874 г. Она должна была установить общий план реформы по унификации граждан­ского права Германии. Первоначальные цели реформы не были, однако, радикальными. Единство гражданского права должно было формироваться на базе действовавшего в Гер­мании права. Консервативные правительства государств-членов империи всячески ограничивали цели и объем все-


658 Раздел III. История права в новое и новейшее время

германского БГБ, стремясь сохранить нормы действующего партикулярного права.

2 июля 1874 г. бундесрат назначил первую официаль­ную комиссию по выработке БГБ. Из 11 членов комиссии девять были крупными судебными чиновниками и двое — профессорами пандектного права. Материал подготавливае­мого кодекса был разделен на пять книг (общая часть; вещ­ное, обязательственное, семейное и наследственное право). Это была обычная система в пандектном праве Германии. Система Кодекса Наполеона была единодушно отвергнута.

Первая комиссия работала в условиях строгой секрет­ности. Только тринадцать лет спустя, в 1887 г., комиссия объявила о завершении работы. Проект был опубликован и в течение двух последующих лет подвергся публичному обсуждению. Его критика становилась все более резкой. Отрицательные отзывы на проект раздавались из самых различных политических и юридических сфер. Сам рейхс­канцлер О. Бисмарк назвал этот проект "ящиком Пандоры" Отрицательную оценку проекту дала крупнейшая юриди­ческая ассоциация Германии — Немецкий союз адвокатов Против выступила группа ученых-юристов во главе с О. Гирке. Острой критике подвергся проект со стороны ве­дущих деятелей и юристов германской социал-демократии. Неприятие проекта БГБ вызывали его общие недостатки:

чрезмерная романизированность, многочисленные опреде­ления и резкое несоответствие его содержания социально-экономическим реалиям Германии конца XIX в.

Проект БГБ было решено переработать коренным об­разом. В 1890 г. бундесрат сформировал вторую комиссию, пополнив ее новыми членами. В их числе были представи­тели промышленников, банкиров, ведущих политических партий и ученые-германисты. Подготовленный комиссией новый проект устранил множество положений сугубо рим­ского происхождения и ввел ряд принципов и правил, по­черпнутых из германских источников. Некоторые части проекта были переработаны заново; расширены разделы, имеющие социальное значение. Наконец, был упрощен язык Кодекса:, резко сокращена римская терминология и ликви­дированы многочисленные определения юридических ин­ститутов.

Принятый бундесратом проект БГБ с определенными изменениями был представлен рейхстагу в качестве третьего


Глава 22. Право Германии 658

проекта в начале 1896 г. Еще полгода, понадобилось рейхс­тагу для обсуждения и принятия этого проекта. Современ­ники отмечали, что пленарные заседания в рейхстаге по проекту БГБ были довольно вялыми. Гражданский кодекс Германии был принят рейхстагом 222 голосами против 48 при 18 воздержавшихся. Позднее бундесрат одобрил зако­нопроект БГБ совместно с Вводным законом, и 18 августа 1896 г. после утверждения этих актов императором БГБ стал законом.

Для приведения законодательства отдельных герман­ских союзных государств в соответствие с новым БГБ его вступление в силу было отложено, как указывалось в ст. 1 Вводного закона, до 1 января 1900 г. Одновременно с БГБ вступал в силу важный закон о поземельных книгах и но­вый Торговый кодекс Германии.

Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. Германия по­лучила свой Гражданский кодекс. Многовековое примене­ние пандектного права было наконец прекращено.

Общая характеристика, система и содержание БГБ.Германский гражданский кодекс является крупнейшей гра-жданско-правовой кодификацией. Он насчитывает 2385 па­раграфов, не считая 218 статей Вводного закона. БГБ по­строен по так называемой пандектной системе. Для него ха­рактерно наличие общей части и сведение гражданско-пра-вовых институтов в отдельные книги: вещное, обязательст­венное, брачно-семейное и наследственное право.

В Вводном законе даны правила о времени вступления в силу БГБ, о применении иностранных законов в Германии и германских законов за границей. Значительное число норм Вводного закона регулировали отношение БГБ со старым имперским и особенно земским законодательствами. Как общее правило, старые имперские законы были оставлены в силе, поскольку обратное не указано в БГБ. Статьи Ввод­ного закона, касающиеся взаимоотношений БГБ с земским правом, по существу представляли собой длинный перечень прав, оставленных в компетенции земских законодательств отдельных германских государств. Формула, с которой на­чинались статьи этой части Вводного закона, гласила: "Не­тронутыми остаются предписания земского права...". Скон­центрированные в Вводном законе изъятия и права-приви­легии касались главным образом особого гражданско-пра-вового положения германского дворянства, что наносило су-


660 Раздел III. История права в новое и новейшее время

щественный удар идее единства гражданского законодатель­ства Германии. По существу, действительного правового единства в Германии в конце XIX — начале XX в. в сфере гражданского права создать не удалось.

Основной корпус БГБ состоял из следующих книг: об­щей части, обязательственного, вещного, брачно-семейного и наследственного права. В общей части изложен статус физических и юридических лиц. В этой же книге даны пред­писания о юридических сделках, о сроках давности, о ве­щах и, наконец, о самозащите и самопомощи.

Во второй книге Кодекса содержатся нормы обязатель­ственного права. В данной книге излагаются общие положе­ния об обязательствах из договоров и отдельные договоры, как традиционные (купля, заем, ссуда, товарищество и др.), так и новые (наем рабочей силы, пари и др.). Заканчивается вторая книга подробным регулированием обязательств из недозволенных действий.

В третьей книге Кодекса помимо институтов владения и собственности подробно регламентируются так называе­мые служебности (сервитуты, обременения) и различные формы залога движимостей и недвижимостей (ипотека).

В четвертой книге представлены нормы брачно-семей­ного права. Здесь изложены правила, посвященные услови­ям вступления в брак, личным и имущественным отноше­ниям супругов, условиям расторжения брака. И других разделов книги следует выделить институт родительской власти и правовое положение детей (законных и незакон­ных), опеку и попечительство.

Наконец, в пятой книге Кодекса, посвященной наслед­ственному праву, регламентируются два порядка наследо­вания (по закону и по завещанию); юридическое положение наследника; особый договор о наследовании и правила об , "обязательной доле" так называемых необходимых наслед­ников.

Форма и язык БГБ воспринимаются нередко критиче­ски. Считается, что германский ГК может быть освоен только специалистами-юристами. Для Кодекса характерны длин­ные, сложно сформулированные параграфы и обилие спе­циальных юридических терминов. Наряду со специальной юридической терминологией в Кодекс введены термины и обороты социального и этического (морального) содержа­ния. К их числу относятся "добрые нравы", "добрая совесть"


Глава 22. Право Германии 661

и "злоупотребление правом". Отмеченные особенности язы­ка БГБ не мешают, однако, утверждать, что его юридиче­ская терминология и форма изложения весьма продуманны и точны.

Характерная черта германского БГБ — отсутствие об­щих юридических определений. Соответствующие его па­раграфы носят скорее описательный характер. Всякие об­щие определения намеренно избегались. Позднее, коммен­тируя БГБ, германские юристы подчеркивали, что выра­ботка определений — дело опасное для законодателя.

В отдельных существенных вопросах Кодекс проявля­ет явно консервативные черты, "глядит назад в XIX век", по выражению одного современного германского историка права. Подтверждением этому являются уже упоминаемые выше юридические институты феодального характера, раз­личные вещные обременения и пр. Вместе с тем Кодекс за­крепил ряд правил, имеющих так называемую социально-этическую направленность. Эти нормы, как бы защищаю­щие "маленького человека", весьма характерны для БГБ. В основном они сосредоточены в общей части германского ГК. Характерным для подобных предписаний является введе­ние в правовые нормы внеюридических, моральных крите­риев (уже упоминавшиеся категории "злоупотребления пра­вом", "добрые нравы", "добрая совесть"). К наиболее из­вестным принадлежат § 226, запретивший намеренное зло­употребление своим правом (запрещение "шиканы"), и § 138, объявивший недействительность любой сделки, "нарушаю­щей добрые нравы". Конечно, авторы БГБ понимали, что при отсутствии сколь-нибудь однозначного юридического содержания указанных этических категорий резко возрас­тала роль судейского усмотрения. Тем не менее можно со­гласиться с современными германскими учеными-юриста­ми, оценивающими введение в текст БГБ группы норм, имею­щих "социально-этическую" направленность, как достиже­ние германского законодательства.