Закон движения поршня насоса.

Классификация поршневых насосов. Принцип работы поршневого насоса.

1. По способу приведения в действие:

1.1. Приводные, в которых поршень приводится в движение ша-

тунно-кривошипным механизмом от отдельно расположенного двига

теля, присоединенного к насосу при помощи той или иной передачи;

1.2. Прямого действия, в которых возвратно-поступательное дви

жение поршня насоса обеспечивается от гидравлического (пневмати

ческого) цилиндра, представляющих вместе с насосом один агрегат;

1.3. Ручные.

2. По роду органа, вытесняющего жидкость:

2.1. Поршневые (рис. 1.1. а, в, г), имеющие поршень в форме диска;

2.2. Плунжерные (рис. 1.1. б), поршень которых выполнен в виде

длинного цилиндра (плунжера);

2.3. Диафрагменные (рис. 1.1. д, е, ж), в которых объем рабочей

камеры образован стенками клапанной коробки и перемещающейся

диафрагмой. В зависимости от конструкции диафрагма может быть

пассивной (рис. 1.1. д, е) или активной (рис. 1.1. ж).

3. По способу действия:

3.1. Одинарного действия (рис. 1.1. а, б);

3.2. Двойного действия (рис. 1.1. в);

3.3. Дифференциальные (рис. 1.1. г).

4. По расположению цилиндра:

4.1. Горизонтальные;

4.2. Вертикальные.

5. По числу цилиндров:

5.1. Одноцилиндровые;

5.2. Двухцилиндровые;

5.3. Трехцилиндровые;

5.4. Многоцилиндровые.

6. По роду перекачиваемой жидкости:

6.1. Обыкновенные;

6.2. Горячие (для перекачки горячих жидкостей);

6.3. Буровые (для перекачки промывочных растворов при буре

нии скважин и др.);

6.4. Специальные (кислотные и др.).

7. По быстроходности рабочего органа:

7.1. Тихоходные, с числом двойных ходов поршня (плунжера)

в минуту 40-80;

7.2. Средней быстроходности, с числом двойных ходов поршня

(плунжера) в минуту 80-150;

7.3. Быстроходные, с числом двойных ходов поршня (плунжера)

в минуту 150-350.

8. По развиваемому давлению:

8.1. Малого давления Р < 1МПа;

8.2. Среднего давления Р = 1...10МШ;

8.2. Высокого давления Р >ЮМПа.

9. По подаче:

9.1. Малые, диаметр поршня D < 50мм;

9.2. Средние, диаметр поршня D - 50...150мм;

9.3. Большие, диаметр поршня D > 150мм.

Закон движения поршня насоса.

Закон движения поршня насоса обусловлен кинематикой криво-

шипно-шатунного механизма (рис. 1.2. а)

Вал кривошипа приводится во вращение двигателем с постоян

ной угловой скоростью ю. При повороте кривошипа на угол а пор­

шень переместится от крайнего левого положения В' на величинуУгол поворота а выражен в радианах.При движении поршня (рис.1.2. б) от левого крайнего положе­

нияВ'скорость его увеличивается и достигает максимума при верти­

кальном положении кривошипа(угол;). При даль­

нейшем перемещении поршня к правому крайнему положению ско­

рость его убывает и равна нулю при ос = п. При повороте кривошипа

на угол 71 описанный процесс возрастания и убывания скорости по

абсолютной величине повторяется, но направление скорости при этом

противоположное.

Закон изменения ускорения (рис.1.2. в) поршня характеризуется

косинусоидальной зависимостью, т. е. максимальное ускорение со­

ответствуетуглуповоротакривошипа, при увеличении а оно

убывает и в момент достижения поршнем максимальной скорости ста­

новится равным нулю. При дальнейшем повороте кривошипа ско­

рость движения поршня уменьшается, ускорение становится отри­

цательным и достигает своего минимального значения при останов­

ке поршня в крайнем правом положении, после чего поршень начи­

нает разгоняться и весь процесс повторяется.