Закон движения поршня насоса.
Классификация поршневых насосов. Принцип работы поршневого насоса.
1. По способу приведения в действие:
1.1. Приводные, в которых поршень приводится в движение ша-
тунно-кривошипным механизмом от отдельно расположенного двига
теля, присоединенного к насосу при помощи той или иной передачи;
1.2. Прямого действия, в которых возвратно-поступательное дви
жение поршня насоса обеспечивается от гидравлического (пневмати
ческого) цилиндра, представляющих вместе с насосом один агрегат;
1.3. Ручные.
2. По роду органа, вытесняющего жидкость:
2.1. Поршневые (рис. 1.1. а, в, г), имеющие поршень в форме диска;
2.2. Плунжерные (рис. 1.1. б), поршень которых выполнен в виде
длинного цилиндра (плунжера);
2.3. Диафрагменные (рис. 1.1. д, е, ж), в которых объем рабочей
камеры образован стенками клапанной коробки и перемещающейся
диафрагмой. В зависимости от конструкции диафрагма может быть
пассивной (рис. 1.1. д, е) или активной (рис. 1.1. ж).
3. По способу действия:
3.1. Одинарного действия (рис. 1.1. а, б);
3.2. Двойного действия (рис. 1.1. в);
3.3. Дифференциальные (рис. 1.1. г).
4. По расположению цилиндра:
4.1. Горизонтальные;
4.2. Вертикальные.
5. По числу цилиндров:
5.1. Одноцилиндровые;
5.2. Двухцилиндровые;
5.3. Трехцилиндровые;
5.4. Многоцилиндровые.
6. По роду перекачиваемой жидкости:
6.1. Обыкновенные;
6.2. Горячие (для перекачки горячих жидкостей);
6.3. Буровые (для перекачки промывочных растворов при буре
нии скважин и др.);
6.4. Специальные (кислотные и др.).
7. По быстроходности рабочего органа:
7.1. Тихоходные, с числом двойных ходов поршня (плунжера)
в минуту 40-80;
7.2. Средней быстроходности, с числом двойных ходов поршня
(плунжера) в минуту 80-150;
7.3. Быстроходные, с числом двойных ходов поршня (плунжера)
в минуту 150-350.
8. По развиваемому давлению:
8.1. Малого давления Р < 1МПа;
8.2. Среднего давления Р = 1...10МШ;
8.2. Высокого давления Р >ЮМПа.
9. По подаче:
9.1. Малые, диаметр поршня D < 50мм;
9.2. Средние, диаметр поршня D - 50...150мм;
9.3. Большие, диаметр поршня D > 150мм.
Закон движения поршня насоса.
Закон движения поршня насоса обусловлен кинематикой криво-
шипно-шатунного механизма (рис. 1.2. а)
Вал кривошипа приводится во вращение двигателем с постоян
ной угловой скоростью ю. При повороте кривошипа на угол а пор
шень переместится от крайнего левого положения В' на величинуУгол поворота а выражен в радианах.При движении поршня (рис.1.2. б) от левого крайнего положе
нияВ'скорость его увеличивается и достигает максимума при верти
кальном положении кривошипа(угол;). При даль
нейшем перемещении поршня к правому крайнему положению ско
рость его убывает и равна нулю при ос = п. При повороте кривошипа
на угол 71 описанный процесс возрастания и убывания скорости по
абсолютной величине повторяется, но направление скорости при этом
противоположное.
Закон изменения ускорения (рис.1.2. в) поршня характеризуется
косинусоидальной зависимостью, т. е. максимальное ускорение со
ответствуетуглуповоротакривошипа, при увеличении а оно
убывает и в момент достижения поршнем максимальной скорости ста
новится равным нулю. При дальнейшем повороте кривошипа ско
рость движения поршня уменьшается, ускорение становится отри
цательным и достигает своего минимального значения при останов
ке поршня в крайнем правом положении, после чего поршень начи
нает разгоняться и весь процесс повторяется.