СКИФСКИЙ РАССКАЗ» ГЕРОДОТА
У ИСТОКОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКОЙ HAУКИ
Древнегреческая наука — философия, космология, география, естествознание, история — зародилась в среде греков Малой Азии в Ионии. Именно представителям ионийской науки мы обязаны первыми реальными сведениями об истории и географии Северного Причерноморья. Греческая колонизация побережий Средиземного и Черного морей (а в ней активно участвовали ионийцы) принесла много новых сведений о народах Причерноморья, которые и были зафиксированы ионийскими учеными VI—V вв. до н. э. Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геллаником Митиленским, Эвдоксом, Дамастом и, наконец, Геродотом, чей труд стал вершиной ионийской исторической мысли. Все эти сочинения, кроме Геродотова, известны нам по немногочисленным фрагментам, сохранившимся в произведениях позднейших авторов.
Работавший на рубеже VI—V вв. до н. э. Гекатей из Милета (ΕκαίταΤος) написал большой труд «Землеописание» («Περίοδος γης»), в котором свел воедино все географические знания греков об ойкумене, добавив сведения, добытые им в результате собственных путешествий (напомним, что большинство колоний Северного Причерноморья было основано именно жителями Милета — родного города Гекатея). Скифский и кавказский материал Гекатея — названия народов, их географическое расположение, этнографические данные, названия греческих колоний и святилищ — является древнейшим источником по истории Северного Причерноморья.
«Каркинитида, город скифский... ». «Меланхлены (букв.: черноризцы. — Авт. ), народ скифский. Гекатей в описании Европы. Названы так по их одежде, как гиппомолги, потому что доят кобыл, а моссиники за их жилища... ». «Город Фанагория, получивший название от Фанагора, как говорит Гекатей в описании Азии: остров Фанагора и Фанагория» (Гекатей, «Землеописание». Фрагменты 153, 154, 164; цит. по: SC. Т. I. С. 1-3).
Из этих фрагментов мы узнаем, что уже во времена Гекатея существовал греческий город Каркинитида, расположенный в Северо-Западном Крыму (в стране скифов), а греческий город Фанагория — один из крупнейших городов Боспорского царства — получил свое имя от некоего Фанагора, который, как показали современные просопографические исследования, засвидетельствован среди жителей Милета и стал, по-видимому, основателем Фанагории. Для историков важно также, что Гекатей помещает скифский народ меланхленов в Европе (Европа, по античным представлениям, граничила с Азией по реке Танаису, совр. Дон), в то время как последующая традиция локализует их на Северном Кавказе.
«Отцом истории» назвал Цицерон Геродота (Ηρόδοτος, ок. 485 — ок. 425 гг. до н. э. ), происходившего из малоазийского города Галикарнаса. С таким же правом его можно было бы назвать отцом географии и этнографии, поскольку в своем главном произведении «История» («Ίστορίαι»), посвященном истории греко-персидских войн, Геродот соединяет элементы всех этих наук, давая подробные описания упоминаемых народов. Так как центральным сюжетом «Истории» были войны греков с персами, Геродот описывает также поход персидского царя Дария против скифов, который датируется ок. 512 г. до н. э. Это дало Геродоту повод в книге IV своей «Истории» подробно рассказать о географии и климате, истории и религии, одежде и вооружении, нравах и языке скифов и других народов Северного Причерноморья. Некоторые данные позволяют ученым предположить, что сам Геродот, путешествуя по всему тогдашнему миру, посетил греческий город Ольвию, расположенный в Бугско-Днепровском лимане, где и собрал большую часть сведений о Скифии и скифах.
«Скифский рассказ» (или «Скифский логос») Геродота содержит обстоятельную информацию о всех сторонах жизни скифов, включая сведения об их государственном строе. Картина оказалась столь яркой и полной, что из сочинений Геродота и его ионийских современников еще много веков, вплоть до средневековья, будут черпать сведения об этой части Земли многие поколения ученых, писателей, поэтов. Вот что рассказывает Геродот о происхождении скифов:
«Как утверждают скифы, из всех племен их племя самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай. А родители этого Таргитая, как говорят (на мой взгляд, их рассказ недостоверен, но они все же так именно говорят), Зевс и дочь реки Борисфена (т. е. Днепра. -Авт. ). Такого именно происхождения был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай и Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй, и с золотом снова произошло то же самое.
Этих загоревшееся золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе. И старшие братья после этого, по взаимному соглашению, передали всю царскую власть младшему. От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них — цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются сколоты по имени царя; скифами же назвали их греки» (Геродот, «История», IV, 5—6; цит. по: Геродот. 101). В качестве источников своей информации Геродот использует, кроме собственных впечатлений очевидца, труды предшественников (например, Аристея и Гекатея), рассказы и записки людей, побывавших в описываемых районах, а также памятники эпиграфики, архитектуры, прикладного искусства. В его произведении имеются зачатки научной критики источников: сообщая несколько различных версий, автор подвергает их анализу, присоединяясь к одной из них. Археологические раскопки, ведущиеся в Северном Причерноморье, подтвердили достоверность многих сведений «Скифского рассказа» Геродота. Ниже помещен фрагмент, дающий общий обзор этногеографии Скифии, ставший классическим для многих поколений античных географов.
«От Истра (т. е. Дуная. -Авт. ) идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой. Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту (Черному морю. —Авт. ), населяет племя тавров... Далее — от Таврики (Крыма. ) выше тавров и в области, обращенной к восточному морю, — живут уже скифы к западу от Боспора Киммерийского (Керченского пролива. —Авт. ) и от Меотийского озера (Азовского моря. —Авт. ) до реки Танаис (Дон. -Авт. ), которая впадает в наиболее отдаленный угол этого озера. Начиная уже от Истра, в тех областях, которые расположены выше и находятся внутри материка, Скифия ограничена вначале агафирсами, после неврами, затем андрофагами и, наконец, меланхленами» (Геродот, «История», IV, 99, 100; цит. по: Геродот. 139-141).