Дополнение к прежней статье

СКИФЫ И САРМАТЫ

Во втором выпуске мы старались уяснить, что прозвания Славян Скифами и Сарматами отнюдь не составляли родовых или племен­ных названий, ибо в противном случае нельзя бы было сказать, что Сарматы Скифского племени или Кельтоскифы Кельтского племе­ни; кроме того, Скифы и Сарматы не совпадали бы у древних исто­риков и географов на одном и том же месте. - Мы доводили, что название Сарматов произошло от сыромятников; и действительно, выделка сыромятных кож до новейших времен известна была од­ним Славянам, подобно тому, как и выделка юфти. В том же выпус­ке мы объяснили обстоятельство, по которому греки могли прозвать Славян Скифами. Но есть ещё другой довод, который, кажется, го­раздо ближе подходит к сущности дела и доказывает, что названия Скифы и Сарматы составляют синоним, но только на разных язы­ках, ибо означают один и тот же предмет. На греческом языке (скутос) означает у адриатических греков «кожу» (cutis), а у понтийских греков «сыромять» или сыромятную кожу (См. Odiss. 14, 34). А как греки называли Славян также и именами: то значит, что они называли их на своем языке кожевенниками, а это название вполне соответствует и сыромятникам, ибо они также выделывают кожи, следовательно, те же кожевенники.

Зная же, что Руссов называли Скифами, Троянами и Славянами, мы переносим на первых, т.е. на Руссов, все те отличительные чер­ты, которые засвидетельствованы порознь за всеми тремя относи­тельными их названиями историками фригийскими, греческими, рим­скими и немецкими, и из сего сгруппирования свойств и развития одного и того же народа оказывается, что просвещение древних Руссов и старше и выше греческого.

Предполагая подробное изложение этого предмета поместить в следующих выпусках, в статье о Руссах, мы приведем здесь только некоторые факты, к этому предмету относящиеся.

Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были Скифы.

Страбон защищает Скифов, говоря, что если они приняли что-либо дурное в свой обычай, то заимствовали это у греков и римлян.

Дит и Дарет говорят, что Руссам Троянским известны были музыка, живопись, механика, комедия и трагедия.

Римский посланник к Атиллу говорит, что Скифы (Унны) самый правдивый народ и лжи не терпят.

Адам Бременский утверждает, что Скифам известен греческий огонь, называемый у них вулкановым горшком.

Все историки единогласно подтверждают, что Скифы лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле употребляли зна­мена в войске, чем доказывается регулярность в их ополчениях.

По Эфору, Анахарсис-Скиф причислен был к числу семи муд­рецов.

По сказанию многих писателей в 670 году до Р. X. некто Ский) или гиперборей Аварис творил чудеса в Греции.

Промышленность Скифов также опережала таковую же у всех прочих народов; ибо известно и приведено нами в первых выпусках наших материалов, что Скифы изобрели сталь, огниво, нелинючие краски, выделку кож сыромятных и юфти; им известно было бальза­мирование трупов, что они и исполняли над трупами царей своих;

им же принадлежат и первые горные работы и разные другие от­крытия и изобретения. Астрономия Скифов (Халдеев) есть, сколько известно, старшая у всех народов.

Скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавс­ких и всех поморских рунах, а также и по левому берегу Енисея, повыше Саянского отрога, свидетельствуют, что служили образцом для древних греческих письмен, равно для Кельтских и Готфскик алфавитов.

Скифы верили в бессмертие души и в будущую загробную жизнь, а равно и в наказания загробные. Их определение и идея о Творце вселенной не сделает стыда и христианам (См. ст. «Парси»).

Но всё приведённое нами составляет только отрывки из разби­той по разным сказаниям истории развития и просвещения Скифов;

главные их аргументы, без сомнения, утрачены все во время поли­тических волнений на востоке, пожиравших и истреблявших все ог­нем и мечом, и греки только потому так выдались вперёд, на первый план народов просвещённых, что известия о них более сохрани­лись.

Мы считаем обязанностью сказать при этом, что мы далеко ещё не истощили всех данных, найденных нами в разных сказаниях о Славянском народе под разнообразными его наименованиями.