Завоевание независимости и поиски духовного самобретения.

В начале XIX в. под влиянием идей Просвещения, вдохновляющего примера североамериканцев, освободившихся от Англии, Великой французской буржуазной ре­волюции в испанских колониях началась война за независимость, которая длилась более 20 лет.

Новые государства, образовавшиеся в результате распада испанской и португальской колониальных империй, с трудом обретали свое место в мире, находили пути к внутреннему и международному порядку. Соперничество за власть каудильо, военных и гражданских вождей времен

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

войны, приводило к непрерывным гражданским войнам и государственным переворотам в молодых республиках. К тому же, завоевав независимость, они стали воевать друг против друга, чтобы расширить территорию и захватить как можно больше полезных ископаемых (1865—1870 — война Аргентины, Бразилии и Уругвая против Парагвая; 1879—1883 — война Чили против Перу и Боливии и др.). Все это ослабляло возможности противостояния латино­американских государств агрессивному североамериканскому соседу, который расширял свои границы не только путем купли-продажи (в 1819 г. США купили у Испании Флориду и Орегон), но и методами прямой территориальной аннексии (в 1845 г. — аннексирован Техас, а в 1848 г. — присоединены Калифорния, Невада, Юта, Нью-Мексико и Аризона). Широко практиковались методы так называемой «цивилизованной», или экономической, аннексии, означавшей глобальную неоколониальную экспансию США в Латинскую Америку. Следует сказать, что ущерб, причиненный экономике латиноамериканских государств войной против колониального господства Испании, был огромен. Положение начинает меняться с 1860 г., когда в экономике латиноамериканских государств наметился подъем и вырос экспорт. Главным образом это был экспорт сырья в индустриально развитые страны: маленькая Куба стала мировым экспортером сахара и табака, Аргентина — шерсти, мяса и зерна, Мексика и Бразилия — золота, серебра, кофе, Колумбия — кофе и индиго и т. д. Постепенно и, прежде всего за счет эмиграции, росло народонаселение. С 1820 по 1900 г. оно увеличилось в 3 раза. Развитие экономики и эмиграции приводит к ускоренной урбанизации континента. Возникают города-мегаполисы.

После завоевания независимости и установления буржуазного строя начинает развиваться национальное самосознание латиноамериканцев. При этом развитие буржуазных отношений обусловливало решительный поворот искусства в новое русло. Важную роль в этом сыграл но-

вый стиль — костумбризм. Его адепты обратили взоры к бытовым сценкам, пейзажным зарисовкам в живописи. Вышедшие на сцены театров персонажи, одетые в национальные костюмы, говорили на местных диалектах, демонстрировали особенности характера и образа жизни представителей различных социальных слоев и этносов.

Хотя в начале XX в. для латиноамериканской культуры в целом характерен зависимый тип развития, к 20-м гг. она не только достигает мирового уровня, но и порождает высочайшие образцы монументальной живописи, архитектуры, литературы и т. д.

Крупнейшим явлением мирового искусства стала монументальная мексиканская живопись, основоположниками которой были Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Альваро Сикейрос. «Великая тройка» и их сподвижники назвали свое движение мурализмом (от исп. murallo — «стена»). Гигантские росписи стен общественных и государственных зданий, церквей, площадей воплощали темы прогресса, революции, свободного труда и др., изоблича­ли военщину, фашизм в условиях их наступления на прогрессивные завоевания. Большую роль в распространении новых идей сыграл французский архитектор Ле Корбюзье, который составил ряд проектов реконструкции латиноамериканских городов. Пожалуй, одним из самых оригинальных был проект строительства новой столицы Бразилиа архитектора Л. Косты: город в плане напоминал самолет, крылья которого — жилая зона, а фюзеляж — площади в окружении общественных зданий.

Интереснейшим феноменом современной мировой культуры является латиноамериканская литература. Ее доминантой всегда была проблема, практически неизвестная европейским культурам: стремление открыть для себя свой подлинный духовный облик, опираясь на богатство всей мировой культуры.

При этом общей латиноамериканской концептуально-метафорической и стилевой доминантой, своеобразным кодом латиноамериканской культуры оставалась культур-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ная оппозиция Новый Свет — Старый Свет и связанные с ней мифологемы «Рая Америки» и «Ада Америки». Она составила глубинную основу творчества всех крупнейших писателей XX столетия — Хосе Эустасио Риверы, Алехо Карпентьера, Габриэля Гарсиа Маркеса, Марио Варгаса Льосы и др.

Таким образом, для латиноамериканской романистики, как и для общественного сознания этого региона в целом, характерно стремление вновь обрести себя, осознать самоценность своего духовного мира, преодолеть «сто лет одиночества», освоив богатства мировой культуры.