Гл а в а 4. АРАБО-ИСЛАМСКИЙ МИР

Литература

1. Абаев Н. В. Чань-будцизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

2. Бродель Ф.Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV— XVIII вв.: В 3 т. М., 1992.

3. Васильев Л. С.История Востока: В 2 т. М., 1994.

4. Гомбрих Э.История искусства. М.,1998,

5. Григорьева Т. П.Красотой Японии рожденный. М., 1993.

6. Дандин.Приключения десяти принцев. М., 1974.

7. Керам К.Боги, гробницы, ученые. М.,1991.

8. Кульпин Э. С.Восток. (Человек и природа на Дальнем Востоке.) М. 1998.

9. Малявин В. В.Китайская цивилизация. М., 2000.

 

10. Малявин В. В.Конфуций. М., 1992.

11. Мень А. В.Культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М., 1995.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1994.

13. Поликарпов В. С.Лекции по культурологии. М., 1997.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Ислам, самая молодая из мировых религий, возникла в VII в. нашей эры. Со времени своего возникновения она проходит не менее сложный, чем другие мировые религии, путь становления своего культа, догматики и обрядности. И так же, как у других религий, этот путь не обошелся без расколов, непримиримой борьбы ортодоксов и еретиков, появления многочисленных сект и внутренних течений.

Основателем ислама по праву считается пророк Мухаммед, живший в то время на юге Аравийского полуострова в городе Мекка — религиозном центре кочевых и оседлых арабов. Он был действительно выдающейся личностью, талантливым полководцем, религиозным реформатором и гениальным поэтом. Именно он заложил основы догматики и обрядности ислама, с ним связано и появление священного писания мусульман — Корана. Возникновение и распространение новой религии само по себе выступает как захватывающая историческая драма. Известно, что свои проповеди Мухаммед начал в 610 г. в своем родном городе Мекке, однако подавляющее большинство жителей города восприняло их враждебно. Это было связано прежде всего с языческим характером верований жителей доисламской Аравии, существованием целого пантеона богов и связанным с ним идолопоклонством. Сам Мухаммед, рано осиротев, воспитывался дедом, а затем дядей, которые были хранителями идолов главного святилища не только Мекки, но и большинства арабских племен юга Аравийского полуострова — храма

Каабы. Сокровищем храма был черный «небесный камень», по мнению ученых, вероятнее всего метеоритного происхождения (отсюда и название храма, которое в переводе с арабского означает «куб»). Здесь же находились идолы языческих племен и совершались обряды языческого культа, устраивались празднества. Кроме того, совсем неподалеку от Мекки находилось особо почитаемое святилище общеарабской богини ал-Узза.

В Мекке, крупнейшем экономическом и торговом центре Аравии того времени, имелись также общины иудеев и христиан, поэтому будущий пророк Мухаммед имел полную возможность изучить не только политеистические верования своих соплеменников, но и развитые монотеис­тические религии христиан и иудеев. Наконец, в Мекке, как впрочем и в других городах Аравии, жили так называемые ханифы, праведники и аскеты из числа коренных жителей полуострова, усиленно проповедовавшие словом и личным примером не только необходимость благочестивой жизни, но и — это самое важное — необходимость верить в единого бога, отказаться от многобожия и идолопоклонства.

И хотя жизнь Мухаммеда складывалась вполне благополучно — он успешно начал заниматься караванной торговлей, продемонстрировал, с одной стороны, деловую хватку, с другой — безукоризненную честность в ведении дел и расчетах, удачно и по любви женился на богатой мекканской вдове Хадидже, стал отцом и главой семейства, неотвратимый внутренний голос, воспринятый им однозначно как призыв Бога, заставил его оставить благополучную жизнь и вступить на опасный путь проповедника новой религии среди своих сограждан. Вокруг пророка быстро сложилась группа поверивших в него последователей новой религии, истины которой и были открыты, по их убеждению, Мухаммеду. Ниспосланное откровение заключалось в следующих наиболее важных положениях: необходимо полностью отказаться от поклонения идолам и признать одного-единственного Бога — Аллаха, подлинного имени которого никто не знает и ни-

когда не узнает (имя Аллах ранее принадлежало одному из языческих богов Каабы), Аллах — это тот же Бог, что и у иудеев и христиан, не признающие веры в единственного Бога будут строго наказаны Аллахом за свое многобожие и идолопоклонство. Все в мире совершается исключитель­но по воле Бога, чье могущество неизмеримо и невыразимо. Он наградит смиренных, прочих накажет за гордыню — отсюда и особенности предложенных пророком обрядов: земные поклоны, необходимость простираться ниц во время молитвы (шокировавшие поначалу гордых бедуинов, воспринимавших их как предел унижения личного достоинства). Отсюда и основополагающие формулы новой веры «Нет Бога, кроме Аллаха», «Аллах превыше всего». Отсюда и название новой религии — ислам, что с арабского переводится примерно как «покорность Богу», и

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

наименование ее последователей — мусульмане, т. е. «отдавшие себя» в руки Бога, покорившиеся его воле и предопределенной им судьбе.

Именно Аллах сотворил мир, и именно по его воле миру будет положен конец — и тогда настанет время Страшного суда, которого не сможет избегнуть ни одно из сотворенных Богом существ. Все сполна получат наказание за свои прегрешения и награды за свои добродетели. Праведники навечно поселятся в райских кущах, а грешников ждут страшные адские мучения. И рай и ад в исламе описаны достаточно подробно, конкретно указано, какие именно наказания предусмотрены за те или иные прегрешения и какие награды ждут за те или иные благодетели. Несмотря на то, что у Мухаммеда появились последователи, у подавляющего большинства жителей города проповеди провозвестника новой веры не вызвали никакого отклика в душе. Казалось бы, предложенные постулаты (строгий и последовательный монотеизм, признание тож­дественности Аллаха с ветхозаветным и новозаветным Богом) должны были быть поддержаны проживавшими в Мекке иудеями и христианами, на что очень рассчитывал поначалу Мухаммед, но и этого не произошло: посколь-

ку по своему происхождению он не мог восприниматься иудеями как Мессия, а для христиан Иисус Христос уже был Богом и изменение его статуса на одного из пророков новой веры также было совершенно невозможно. Только среди некоторой части паломников, стекавшихся со всего Аравийского полуострова в Мекку, проповеди постулатов новой веры имели небольшой успех. Среди этих паломников — что имело историческое значение — оказались жители из города Ясриб (в более современной транскрипции — «Йасриб»), второго по величине и значению после Мекки, который к тому же был родиной матери Мухаммеда. Таким образом, враждебность со стороны жителей Мекки постоянно усиливалась, а после смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, который был главой влиятельного рода «хашим» и покровительствовал последователям новой веры, среди наиболее горячих адептов которой был и его сын Али, над Мухаммедом и его друзьями нависает реальная угроза расправы. Али — двоюродный брат пророка, а затем его зять, станет крупнейшим религиозным и военным деятелем последующей эпохи, сыграв решающую роль в истории раннего ислама. В 622 г. пророк Мухаммед с незначительной частью своих последователей вынужден был переселиться в Ясриб. Это переселение больше походило на бегство, так как вслед была выслана погоня и Мухаммед и двое его ближайших сподвижников — брат Али и известный мекканский купец Абу Бекр — несколько дней скрывались в пещере и только чудом спаслись от преследователей. Этот эпизод станет одним из центральных сюжетов в преданиях о Пророке, получивших всеобщее распространение в арабо-исламской духовной культуре. 622 г., дата переселения в Ясриб, получившего название «хиджра», стал началом мусульманского летоисчисления, точкой отсчета, по которой живут миллионы правоверных во всем мире до наших дней. Именно в Ясрибе, который впоследствии стал называться Мединат аннаби («город пророка») или просто Медина, Мухаммед получил полное признание свое-

го вероучения, именно отсюда началось победоносное шествие ислама сначала в Аравии, затем — по всему Востоку.

Возникшее при преемниках Мухаммеда в результате грандиозных завоеваний государство — халифат — раскинулось на огромной территории — от границ Индии и Китая до Испании, распространило свою власть на многочисленные народы, страны и культурно-географические регионы.

В эпоху своих грандиозных завоеваний, создания халифата и утверждения ислама арабы не могли передать покоренным ими народам Востока наиболее высоких достижений в области материальной культуры, новых технологий в сфере производства. Народы Сирии и Египта, например, с их гораздо более древней историей, на порядок более развитые социальные отношения и культуру, однако ислам принял этот исторический и культурный вызов и успешно решил проблему создания новой единой для всех системы ценностей и культуры. Многочисленные народы со своей неповторимой культурой, которые первоначально лишь подчинились завоевателям, в дальнейшем не только приняли ислам, но и самым активным образом участвовали в создании и развитии новой культуры. Как бы ни были первоначально различны географические, исторические, политические и социальные условия, духовное и идейное разнообразие, все они отошли на второй план, стали незначительными по сравнению

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

с новой целостной культурой, единством общих представлений, идеалов нового образа жизни, социально-политических регулятивов, этико-правовых норм, обычаев и повседневных привычек.

Большую роль здесь сыграли характерные особенности ислама, связанные с тем, что эта религия самым подробным образом регламентирует образ жизни, поведение, психологию и ценностно-мировоззренческие установки своих приверженцев. Мусульманское вероучение, обрядность и религиозные предписания становятся особенностями культуры тех стран и народов, которые исповедуют ислам. Причем это касается как культуры быта и повседневной жизни, так и ее высших форм развития: литера-

туры, искусства, науки, философии, способа мировосприятия и стиля мышления. Всемерное распространение в исламском мире получает культ Корана, а поскольку Коран представляет собой произведение, в котором глубокий религиозный и социально-этический смысл выражен в высокохудожественной поэтической форме (не зря некоторые мусульманские мистики и аскеты — суфии посвящали свою жизнь непрерывному его чтению), его культ выступал еще и культом слова в самом высоком его понимании. Даже способу начертания слова придавалось самое большое значение — отсюда такое развитие искусства каллиграфии на Востоке.