Магия и мифология неолитических земледельцев

Земледельцы неолита

Священное дерево чтили не только охотники-шаманисты. В неолите появляется производящая экономика. Ее отрасли — земледелие и скотоводство. Земледелие появляется там, где плодородные почвы дают хороший урожай при самой примитивной обработке. Это преимущественно речные долины. Достаточно бросить горсть семян в плодородный ил и дождаться урожая. После этого можно перебираться на другое место. Первое земледелие — палочно-мотыжное и кочевое, но довольно скоро оно становится оседлым. В исключительных условиях речных пойм у земледельцев уже при неолитической технике появляются большие богатые поселения — деревни и городища, общины объединяются в племена, возникают государства. Примером цивилизации, зародившейся в каменном веке, является Древний Египет: первое тысячелетие его истории прошло почти без металла. Но таких территорий на планете мало, они составляют не больше 1 % площади обитания человека. Чтобы освоить под пашню густые леса и засушливые степи, палкой-копалкой и мотыгой не обойдешься. Люди оседают, появляются новые отрасли хозяйства.— скотоводство и земледелие. Люди неолита были скотоводами и землепашцами, т. е. крестьянами. Признаки крестьянского общества: аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях — анимизм. Анимизм означает всеобщее одушевление мира. Человек находил душу не только у животных, но и у растений, камней, природных стихий. Вся природа одушевлена и представляет собой сообщество родичей человека.

Практиковали они и магию. Земледельческая магия кое в чем отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь крестьянина зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая. Великие богини-матери — Иштар, Кибела, Деметра, Церера — щедры и чадолюбивы, но и требуют страстного поклонения. Поэтому в их культах немало эротических моментов.

В земледельческом культе важны и мужские персонажи. Умирающий и воскресающий бог может оказаться во вражде с демоном или разгневать богиню-мать, поэтому он погибает. На помощь ему приходит сестра, мать, жена. Они отыскивают его в подземном царстве и выводят наверх, под свет солнца. Иногда воскресший должен оставаться в темноте и, как египетский Осирис, стать властителем загробного царства. Ритуал, разыгрывающий гибель и воскрешение божественного героя, приурочен к смене хозяйственных сезонов и соответствует ритму жизни земледельческих сообществ.

Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и божков упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства), и сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (антропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий — политеизм. Появляются «специализированные» божества: покровители ремесел, войны, торговли, скотоводства, брака и т. д.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или

анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек индийских преданий

Пуруша тысячеглав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на

десять пальцев. Его китайский аналог Паньгу заполняет расстояние от земли до неба. Когда

хаос обуздывается, то первотело разбирается как строительный материал:

Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву..

От него, принесенного в жертву, возникли Саманы (1),

Стихотворные размеры возникли от него,

От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами.

Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.

Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

Брахманом (2) стали его уста, руки — кшатрием (3),

Его бедра стали вайшьей (4), из ног возник шудра (5).

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.

Из уст — Индра (6) и Агни (7), из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы

возникло небо.

Из ног — земля, страны света — из слуха.

(1 — гимны; 2, 3, 4, 5 — индийские касты; 6, 7 — индийские боги).

Паньгу используется столь же всесторонне: из дыхания творятся ветер, облака, из голоса —

гром, из левого глаза — солнце, из правого — луна, из крови — реки, из жил и вен — дороги,

из мяса — почва на полях, из волос — созвездия, из растительности на теле — деревья и

травы, из зубов и костей — золото и каменья, из костного мозга — жемчуг и нефрит, из пота

— дождь и роса; паразиты же Паньгу превратились в людей. Первосущество скандинавских
мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь — для моря, кости — для гор, череп — для
неба, волосы —

для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей Мидгард.

Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными человеку и красивыми. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы. Слово «миф» означает повествование, словоречение. Сначала мифы

— это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы
складываются в систему жизненных представлений народа, т. е. мифологию. Ученые-мифоло-
говеды разделили мифы на космогонические (о происхождении космоса из хаоса),
антропогонические (о сотворении человека), эсхатологические (о конце света),
этиологические (о происхождении разных вещей и явлений). Мифы объясняют ритуал, но
существуют мифы и без ритуалов.

Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Пер­вобытная память, как и память современного человека, иногда требует высокой точности запоминания, но гораздо чаще эти требования не очень высоки. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и ко­торые необходимо запомнить. Чем-то исполнение мифа сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.

Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Перво-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

бытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для магико-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злонамеренному умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже умерев, человек не перестает с ними общаться. Мертвецы остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны.

Мифология — мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель — выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир — большая община родичей и соседей. Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда. Они составляют глубинную суть его существования.