Методы выявления требований пользователей. Опрос (интервью): подготовка, проведение опроса, определение последующих действий

Рассмотрим наиболее часто используемые методы выявления требований.

Проведение опроса состоит из трех этапов: подготовка опроса, его проведение и определение последующих действий

1) При подготовке опроса должны быть разработаны вопросы, выбраны опрашиваемые пользователи и спланированы контакты.

При подготовке вопросов нужно использовать документы, которые имеются в наличии. Это может быть запрос на разработку системы, описание концепции, план управления программным проектом, документы, описывающие конкурирующий продукт и т.п. Необходимо сформулировать несколько вопросов, позволяющих выяснить те требования, которые действительно необходимы, а не те, которые желательны.

Обычно имеется несколько заинтересованных в разработке лиц (групп лиц), ценность системы для которых, определяется различными ее характеристиками (повышение производительности, надёжности, снижение себестоимости и т.д.)

Учитывая этот факт, выбор опрашиваемых пользователей превращается в достаточно сложную задачу. При подготовке опроса рекомендуется перечислить все группы заинтересованных лиц и определить их приоритеты.

Для определения групп заинтересованных лиц нужно понимать, что их можно классифицировать по различным признакам (по правам доступа к системе, по опыту).

2) Опрос можно провести по телефону, при помощи Internet, но наиболее эффективный способ – это личная встреча, которая позволяет создать правильную атмосферу, обеспечивающую комфорт участников.

При проведении опроса рекомендуется использовать вопросы, которые должны быть простыми краткими, не задавать более одного вопроса одновременно. Те вопросы, которые были подготовлены заранее, являются только планом для направления хода беседы, поэтому нужно импровизировать, не быть пассивным, показать, что вы исследуете сами (и побуждать делать это собеседника), показывать, что вы понимаете желания и нужды собеседника.

Хотя очень важно внимательно слушать опрашиваемого во время интервью, обычно бывает трудно сформулировать требования, слушая его в одиночку. Часто опрашиваемый формулирует требования по ходу разговора, и нуждается при этом в помощи, поэтому, хотя в основном концепция формируется со слов опрашиваемого, интервьюер и опрашиваемый разрабатывают концепцию до некоторой степени совместно. Значит лучше иметь на встрече двух интервьюеров, особенно если в опросе участвуют представители нескольких групп заинтересованных лиц, поскольку считается, что один интервьюер имеет тенденцию пропускать некоторые важные вопросы.

3) При завершении встречи договоритесь о способе связи, о времени следующей беседы и ее теме, если остались нерассмотренные вопросы. Составьте черновик требований, используя подходящие средства их записи и определенный стандарт. Затем этот черновик посылается (по электронной почте) заказчикам для рассмотрения и комментирования. Повторные опросы проводятся до полной удовлетворенности заказчиков требованиями.


14. Сценарии: сценарии событий, варианты использования. Область действия, основное действующее лицо, уровень варианта использования.

 

Сценарий – это способ описания структуры задачи, представляющий собой повествовательный рассказ о совершаемых действиях, происходящих в данных временных рамках и в данном контексте.

Событийные сценарии (event scenarios) используются для документирования поведения системы, представленного определенными событиями. В большинстве случаев сценарий включает в себя:

· Описание начального состояния системы.

· Описание нормального протекания событий.

· Описание исключительных ситуаций и способов их обработки.

· Сведения о других действиях, которые можно выполнять во время реализации сценария.

· Описание конечного состояния системы.

Описание сценария может быть представлено простым (или структурированным) текстом или при помощи схем сценариев, которые позволяют идентифицировать входные и выходные данные системы, управляющую информацию, внутрисистемные данные и исключительные ситуации.

Варианты использования – это методика формирования требований, основанная на сценариях.

Основное действующее лицо взаимодействует с системой для достижения некоторой цели. Система, отвечая, должна соблюдать интересы всех участников. Различные модели поведения, или сценарии, развертываются в зависимости от определенных запросов и условий, при которых делались эти запросы. Вариант использования собирает вместе эти сценарии. Если вариант использования пишется как требование, то его не следует преобразовывать в другую форму требований к поведению системы, т.к. он точно описывает, что должна делать система. Нужно помнить, что варианты использования – это только часть всех требований, т.к. они не описывают внешние интерфейсы, форматы данных, бизнес-правила и другие нефункциональные требования.

Способ представления вариантов использования зависит от знаний и умений людей (пользователей и разработчиков), средством связи между которыми, они служат. Это может быть текстовая форма, блок-схемы, диаграммы язык программирования и т.д.

При написании варианта использования нужно помнить о трех понятиях, которые служат основой при написании варианта и любого его предложения. Это следующие понятия:

1. Область действия, которая определяет, насколько велика разрабатываемая система.

2. Основное действующее лицо – участник, который обращается к системе, чтобы она обеспечила достижение его цели.

3. Уровень, который определяет, насколько высока эта цель.