Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

Дополнительная литература

Основная литература

  1. Чиварди Дж. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела.- М.: Эксмо, 2005
  2. Баммес Г. Образ человека.- С-Пб.:Дитон, 2011
  1. Аркин Д Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство, 1990.
  2. Барчаи Е. Анатомия для художников: М.: Эксмо, 2002г.
  3. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке . -М.,1986.
  4. Голованов Н.Н., Бурганов А.Н. -Л.: Художник РСФСР, 1985.
  5. Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека в движении. – М.: «ЭКСМО», 2002.
  6. Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека. - М.: «ЭКСМО», 2001.
  7. Ермольская В.В. Что такое скульптура.-М.: Изобразительное искусство, 1997.
  8. Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). - М.: «Юный художник», 2001.
  9. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1985.
  10. Одноралов. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное пособие. - М.: ИЗО искусство, 1982.
  11. Перфильев В.И. Развитие жанров в сов. стан. Скульптуре. - М.: Знание, 1981.
  12. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. - М.: Сов. художник, 1982.
  13. Рубино, П. Скульптурный портрет в глине. Полное руководство.- М.: АСТ: Астрель, 2006
  14. Русина И. Скульптура Ренессанса и Барокко в Братиславе. Братислава, Татры.1983.
  15. Чиварди Джованни. Мужская обнажённая натура.- М.: «ЭКСМО-пресс»,2002.
  16. Шлигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской федерации. - Л.: Художник РСФСР, 1982.
  17. Яхонт О.В. Возрожденные шедевры (реставрация скульптуры): Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:(указывается техника, лабораторное оборудование и т.д.)

  1. Специализированная аудитория с рабочими столами
  2. Скульптурные станки
  3. Глина сырая
  4. Пластилин
  5. Стеки
  6. Гипсовые образцы орнаментов
  7. Гипсовые пособия «Экорше»
  8. Гипсовая голова «обрубовочная»
  9. Гипсовые части лица (Давид)
  10. Гипсовые части тела (Давид)
  11. Гипсовые античные головы (Антиной, Апполон, Сократ и т.д.)
  12. Гипсовые античные маски
  13. Таблицы динамические по этапам работы
  14. Пособия наглядные (образцы)
  15. Подсобные материалы (проволока, деревянные бруски и т.д.)

 

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины (описывается логика изучения дисциплины, указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых может входить данная дисциплина; образовательные технологии, обеспечивающие эффективное освоение дисциплины)

При изучении дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия» предусматриваются лабораторные занятия, на которых закрепляют теоретические знания студентов в экспериментальной аудиторной работе по созданию скульптурного объекта.

В семестре предусматривается обязательный минимум лабораторных и самостоятельных работ. Работы выполняются из скульптурного пластилина или глины, с использованием каркаса или без него, - в зависимости от поставленных преподавателем задач.

В процессе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль и рубежный контроль (зачет) знаний студентов.

В процессе работы со студентами следует особое внимание обращать на педагогическую направленность обучения. Важно научить студентов – будущих преподавателей изобразительного искусства – четко и ясно формулировать свои мысли, составлять алгоритмы решения учебных задач.

На занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватель также совмещает индивидуальную форму проведения занятий с групповой. Обучение строится с опорой на внеурочное время СРС: самостоятельное изучение студентами специальной литературы, анализ художественных образцов в музеях, галереях, выставочных залах или репродукций с работ известных мастеров графики и живописи, выполнение домашних практических работ. На каждом занятии оказывается квалифицированная помощь обучающимся при выполнении текущих работ, консультирование и проверка работ.

Методика проведения учебной работы над заданиями предусматривает следующие этапы:

  1. Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связи с предыдущими темами, сопряженными дисциплинами, выяснение роли, места и значения данной темы для формирования профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства и технологии.
  2. Постановка цели, и учебных задач, раскрытие содержания предстоящей работы, а также определение требований к будущей работе и критериев ее оценки.
  3. Обсуждение возможных путей решения поставленной проблемы.
  4. Выполнение учебных работ.
  5. Анализ и оценка работ студентов.

 

Для промежуточной и итоговой аттестации студенту необходимо представить комплект лабораторных (аудиторных и самостоятельных) работ.

Критерии оценки для контроля успеваемости по дисциплине:

· объем и глубина знаний об основных видах скульптуры, содержании основных понятий и терминов;

· владение навыками и приемами работы с материалами (пластилин, глина, гипс и т.д.);

· уровень сформированности практических умений и навыков работы с объемной формой;

· способность к самостоятельному поиску способов передачи образного замысла средствами скульптуры;

· умение пользоваться средствами скульптуры (форма, объем, фактура и др.) для передачи образного замысла.

· знание анатомических особенностей

 

Зачет ставится, если студент продемонстрировал знание теории по скульптуре и анатомии, владеет специальной терминологией и умеет формулировать определения, владеет практическими навыками объемного моделирования, посещал занятия и своевременно выполнял учебные задания.

Зачет не ставится, если студент не знает основ теории объемного моделирования, не владеет практическими навыками работы в данном виде искусства, имеет большое количество пропусков.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» с профилем «Изобразительное искусство» и дополнительным профилем по выбору. (Приказ МОиН РФ №46 от 17 января 2011 г.).

 

Разработчик:

Нигматуллин Р.Р., ст. преподаватель кафедры ИЗО, член СХ РФ, Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича в области искусства. __________________

 

Декан факультета изобразительных искусств УАИ, профессор кафедры живописи, засл. деят. иск. РБ, нар. худ. РБ, член СХ РФ, лауреат Гос. премии РБ им. С. Юлаева Р.С. Зайнетдинов.___________________________________

 

Зав. кафедрой ИЗО и дизайна Уфимского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им.М.Шолохова, кандидат педагогических наук, доцент Е.А.Савельева____________________