Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Дополнительная литература
Основная литература
- Чиварди Дж. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела.- М.: Эксмо, 2005
- Баммес Г. Образ человека.- С-Пб.:Дитон, 2011
- Аркин Д Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство, 1990.
- Барчаи Е. Анатомия для художников: М.: Эксмо, 2002г.
- Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке . -М.,1986.
- Голованов Н.Н., Бурганов А.Н. -Л.: Художник РСФСР, 1985.
- Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека в движении. – М.: «ЭКСМО», 2002.
- Гордон Луиза. Техника рисования фигуры человека. - М.: «ЭКСМО», 2001.
- Ермольская В.В. Что такое скульптура.-М.: Изобразительное искусство, 1997.
- Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель (И. Бачурина). - М.: «Юный художник», 2001.
- Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1985.
- Одноралов. Скульптура и скульптурные материалы. Учебное пособие. - М.: ИЗО искусство, 1982.
- Перфильев В.И. Развитие жанров в сов. стан. Скульптуре. - М.: Знание, 1981.
- Полякова Н.И. Скульптура и пространство. - М.: Сов. художник, 1982.
- Рубино, П. Скульптурный портрет в глине. Полное руководство.- М.: АСТ: Астрель, 2006
- Русина И. Скульптура Ренессанса и Барокко в Братиславе. Братислава, Татры.1983.
- Чиварди Джованни. Мужская обнажённая натура.- М.: «ЭКСМО-пресс»,2002.
- Шлигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской федерации. - Л.: Художник РСФСР, 1982.
- Яхонт О.В. Возрожденные шедевры (реставрация скульптуры): Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:(указывается техника, лабораторное оборудование и т.д.)
- Специализированная аудитория с рабочими столами
- Скульптурные станки
- Глина сырая
- Пластилин
- Стеки
- Гипсовые образцы орнаментов
- Гипсовые пособия «Экорше»
- Гипсовая голова «обрубовочная»
- Гипсовые части лица (Давид)
- Гипсовые части тела (Давид)
- Гипсовые античные головы (Антиной, Апполон, Сократ и т.д.)
- Гипсовые античные маски
- Таблицы динамические по этапам работы
- Пособия наглядные (образцы)
- Подсобные материалы (проволока, деревянные бруски и т.д.)
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины (описывается логика изучения дисциплины, указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых может входить данная дисциплина; образовательные технологии, обеспечивающие эффективное освоение дисциплины)
При изучении дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия» предусматриваются лабораторные занятия, на которых закрепляют теоретические знания студентов в экспериментальной аудиторной работе по созданию скульптурного объекта.
В семестре предусматривается обязательный минимум лабораторных и самостоятельных работ. Работы выполняются из скульптурного пластилина или глины, с использованием каркаса или без него, - в зависимости от поставленных преподавателем задач.
В процессе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль и рубежный контроль (зачет) знаний студентов.
В процессе работы со студентами следует особое внимание обращать на педагогическую направленность обучения. Важно научить студентов – будущих преподавателей изобразительного искусства – четко и ясно формулировать свои мысли, составлять алгоритмы решения учебных задач.
На занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватель также совмещает индивидуальную форму проведения занятий с групповой. Обучение строится с опорой на внеурочное время СРС: самостоятельное изучение студентами специальной литературы, анализ художественных образцов в музеях, галереях, выставочных залах или репродукций с работ известных мастеров графики и живописи, выполнение домашних практических работ. На каждом занятии оказывается квалифицированная помощь обучающимся при выполнении текущих работ, консультирование и проверка работ.
Методика проведения учебной работы над заданиями предусматривает следующие этапы:
- Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связи с предыдущими темами, сопряженными дисциплинами, выяснение роли, места и значения данной темы для формирования профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства и технологии.
- Постановка цели, и учебных задач, раскрытие содержания предстоящей работы, а также определение требований к будущей работе и критериев ее оценки.
- Обсуждение возможных путей решения поставленной проблемы.
- Выполнение учебных работ.
- Анализ и оценка работ студентов.
Для промежуточной и итоговой аттестации студенту необходимо представить комплект лабораторных (аудиторных и самостоятельных) работ.
Критерии оценки для контроля успеваемости по дисциплине:
· объем и глубина знаний об основных видах скульптуры, содержании основных понятий и терминов;
· владение навыками и приемами работы с материалами (пластилин, глина, гипс и т.д.);
· уровень сформированности практических умений и навыков работы с объемной формой;
· способность к самостоятельному поиску способов передачи образного замысла средствами скульптуры;
· умение пользоваться средствами скульптуры (форма, объем, фактура и др.) для передачи образного замысла.
· знание анатомических особенностей
Зачет ставится, если студент продемонстрировал знание теории по скульптуре и анатомии, владеет специальной терминологией и умеет формулировать определения, владеет практическими навыками объемного моделирования, посещал занятия и своевременно выполнял учебные задания.
Зачет не ставится, если студент не знает основ теории объемного моделирования, не владеет практическими навыками работы в данном виде искусства, имеет большое количество пропусков.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» с профилем «Изобразительное искусство» и дополнительным профилем по выбору. (Приказ МОиН РФ №46 от 17 января 2011 г.).
Разработчик:
Нигматуллин Р.Р., ст. преподаватель кафедры ИЗО, член СХ РФ, Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича в области искусства. __________________
Декан факультета изобразительных искусств УАИ, профессор кафедры живописи, засл. деят. иск. РБ, нар. худ. РБ, член СХ РФ, лауреат Гос. премии РБ им. С. Юлаева Р.С. Зайнетдинов.___________________________________
Зав. кафедрой ИЗО и дизайна Уфимского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им.М.Шолохова, кандидат педагогических наук, доцент Е.А.Савельева____________________