Казацкая символика.
- красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне святого архангела Михаила (белый цвет), на другой - изображение белого креста;
- печать - герб Запорожской Сечи - изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава - символ власти, ее вручали кошевому атаману (гетману);
- бунчук - медный либо золоченый шар на деревянном держаке, с приклеенным к нему пучком конских волос; хоругви - разноцветные флаги с изображением святых, крестов, оружия.
Казацко-крестьянские восстания.
Восстания были вызваны усилением польского национального, феодального, религиозного гнета. Речь Посполитая расправлялась с крестьянами, вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать беглецов, поддерживать связи с иностранными государствами, вмешиваться в религиозные дела, поддерживать православную церковь и т.д.
Уход в Запорожскую Сечь не спасал от феодального гнёта, потому что вне Запорожской Сечи оставались семьи казаков, которые часто страдали от притеснений феодалов. Феодалы захватывали всё новые и новые земли, не останавливаясь перед захватом земель, принадлежащих казакам.
ХУ1-ХУП вв. - время крестьянско-казацких восстаний против феодалов.
Вождями восстаний стали: К. Косинский - шляхтич, гетман реестрового войска; С.Наливайко - запорожский казак, выходец из простой семьи.
К. Косинский вынужден был отдать своё имение магнату, С. Наливайко пережил нищету, раннюю смерть родителей, замученных феодалом.
Причины поражения восстаний:
¨ стихийность;
¨ неорганизованность;
¨ слабое вооружение;
¨ локальный характер;
¨ малочисленность;
¨ противоречия между казацкой старшиною и рядовым
¨ казачеством;
¨ несогласованность реестрового и нереестрового казачества;
¨ нечеткость программных требований;
¨ гибкая политика польского правительства;
¨ разделение восставших.
Значение восстаний:
· тормозили процесс ополячивания и проникновения
· католичества;
· уменьшали феодальный гнет;
· поднимали престиж и авторитет казачества;
· выросли казацкие привилегии (рост реестра, жалованья и т.д.);
· накапливали опыт вооруженной борьбы;
· послужили началом будущих побед в борьбе за освобождение
· украинского народа;
· формировали национальную самоопределенность.
Сагайдачный Петр Кононович (?-1622)
Политический деятель, гетман реестрового казачества. Выходец из мелкой украинской шляхты. Окончил Острожскую школу на Львовщине. Был человеком выдающихся политических способностей, умелый и храбрый воин.
В Запорожской Сечи навсегда связал свою жизнь с казачеством. Избран гетманом. Принимал участие в походе польского королевича Владислава на Москву.
В начале XVII в. запорожские казаки совершили успешные походы на турецкие города, опустошили окраины Стамбула, а на побережье Крыма штурмом с моря на казацких "чайках" взяли крепость Кафу (Феодосию) - главный невольничий рынок Крымского ханства. Освободили десятки тысяч пленных, большинство которых были украинцы.
В 1620 г. Сагайдачный послаш в Москву посольство с просьбой принять его войско на службу России. В гетманской деятельности руковюдствовался прагматизмом, трезвым расчетом, твердостью, а также: был склонен к компромиссу.
Активно боролся против церковной унии, добился восстановления православной церкви.
Умер от ран, полученных в Хотинском сражении. Похоронен в Киеве ком Братском монастыре.
Руководитель восстания и время его проведения | Место восстания | Причины восстания | Итоги восстания |
Криштоф Косинский (1591-1593 гг.) | - Киевщина - Волынь - Житомир - Черкассы | - недовольство казаков, крестьян усилением власти феодалов; - национальный гнет; - религиозный гнет. | - К. Косинский убит во время переговоров; - Восставшие ничего не добились; - Накоплен опыт борьбы. |
Северин Наливайко (1594-1596 гг.) | - земли Украины; - Восточная Белоруссия; - Киевщина; - Волынь; - Белая Церковь; - Лубны. | - Феодальный гнет; - Национальный гнет; - Религиозный гнет. | - Часть восставших погибли в окружении; - С.Наливайко казнен в Варшаве; - Накоплен опыт вооруженной борьбы. |
Тарас Федорович Трясило (1630 г.) | - Корсунь; - Полтавщина; - Канев; - Переяславль. | - Усиление польского национального, феодального и религиозного гнета после окончания Хотинской войны (против Турции 1621 г.) | - Подписан договор с польским правительством; - Реестр увеличен с 3 до 8 тысяч; - Казаки признали свою вину, за что получили прощение. |
Иван Михайлович Сулима (1635 г.) | - Запорожье, - Кодак. | Строительство поляками крепости Кодак для поимки беглецов | - Захват и разгром крепости Кодак; - Уничтожен гарнизон немецких наемников; - И.М. Сулима отправлен в Варшаву на Казань. |
Павел Бут (Павлюк) (1637-1638 гг.) Я. Остряница, Д. Гуня | - Приднепровье, - Левобережье, - Черкассы, - Киевщина, - Канев. | Борьба с «ляхами»; Защита православной церкви. | - Реестр был определен в 6 тысяч казаков; - Разрешили казакам селиться в Черкас-ском, Корсуньском воеводствах; - Вместо гетмана прави-тельство назначило своего комиссара. |
Могила Петр Симеонович (1596-1647)
Митрополит киевский и Галицкий. Выходец из семьи князя. Учился в Львовской братской православной школе, в университетах Западной Европы. Служил в армии, постригся в монахи, с 1627 г. -руководитель Киевско-Печерского монастыря (архимандрит), с 1632 г. - Киевский и Галицкий митрополит.
По его настоянию правительство Речи Посполитой признало православную церковь и перевело ей ряд монастырей и церквей, в том числе Софийский собор.
Автор ряда книг религиозного содержания, в частности '"Евангелия учительского" и "Анфологиона".
Петр Могила основатель Киевско-Могилянской академии.
Братства.
В конце XVI в. усилиями защитников православия, на Украине начали создаваться братства - общественные союзы православного украинского населения.
Первое братство было создано во Львове в 1585 году.
Основные направления деятельности братств:
- борьба за восстановление деятельности православной церкви;
- создание школ, типографий;
- распространение среди населения православной литературы;
- защита социально-экономических, политических и культурных интересов православного населения.
Разносторонняя деятельность православных братств приобрела более важное значение после принятия Брестской унии в 1596 г., которая ослабила позиции православной церкви.
Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Луцке. Они сыграли важную роль в общественно-политической жизни Украины. Противостояли наступлению католичества.
Культура в Украине в XVI - первой половине XVII вв..
- Украина развивалась в составе Речи Посполитой, что обусловило развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обычаев, православной веры и т.п;
- развитие экономики, совершенствование техники требовало грамотных людей, а поэтому развивается просвещение, высшее образование, книгопечатание и т.п.;
- рост национально-освободительного движения во 2-ой половине XVI века вызвало пробуждение национального сознания украинского народа, более внимательного отношения к своей культуре, языку, истории, традициям;
- братские школы открылись во Львове (1585 г.), а затем в Киеве, Луцке, Каменец-Подольске, воспитывался патриотизм, уважение к родному языку и культуре;
- первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. основатель архимандрит Петр Могила;
- основателями книгопечатания стали Иван Федоров, Петр Мстиславец. 1573 г. основана первая типография в г. Львове, были напечатаны "Апостол", "Острожская библия", "Букварь", всего 28 изданий;
- песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки отражали важнейшие события в жизни украинского народа;
- жилье — у феодалов - каменные и кирпичные постройки; у крестьян - деревянные, мазаные глиной жилища, крытые соломой. Жили большими семьями из нескольких поколений;
- развивался театр - школьный и народно-площадный;
- с 1620 г. Киев становится центром православной Украины.