СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА

ПЛАН:

1. Реформа народного образования и дидактические поиски педагогов с 1917 по 30-е годы.

2. Особенности развития школы и педагогики в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

3. Развитие педагогической науки и практики в 50-е – 70-е годы.

 

Октябрьская революция начала новый этап развития отечественной школы. Советская власть с первых дней своего существования осущест­вляла изменение старой системы образования.

Уже 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с А.В.Луначарским, которая должна была подготовить проекты новых законов по реорганизации народ­ного просвещения.

Согласно первым декретам советского правительства в области на­родного образования, ставилась задача добиться в кратчайший срок все­общей грамотности трудящихся, расширения сети школ, проведения всеоб­щего обязательного и бесплатного обучения. 26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население республики от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов по ликвидации неграмотности и школ для малограмотных.

Не менее острой являлась и проблема борьбы с беспризорностью. Для этого создавались детские дома, которых к 1921 году насчитывалось свыше 5 тысяч и воспитывалось в них 260 тысяч беспризорных детей.

В начале 1918 года была проведена полная реорганизация управле­ния делом просвещения. Создается Народный Комиссариат просвещения во главе с Луначарским, а на местах организуются отделы народного обра­зования при Советах рабочих и крестьянских депутатов.

21 января 1918 года был издан декрет об отделении церкви от госу­дарства и школы от церкви, об отмене преподавания религиозных предме­тов и выполнения религиозных обрядов в школах. Школа стала светской.

16 октября 1918 года было опубликовано разработанное Наркомпросом "Положение о единой трудовой школе РСФСР" - важнейший документ, сыгравший огромную роль в перестройке школы. В нем указывалось, что советская школа строится на принципе единства и преемственности всех звеньев системы народного образования, что все трудящиеся имеют пра­во пользоваться всеми ступенями школы вплоть до высшей. Обучение во всех школах объявлялось бесплатным. В положении говорилось об уважении к личности ребенка, об установлении правильных взаимоотношений между учителями и учениками, о необходимости введения самоуправления учащихся.

Согласно положению в Советской республике устанавливалась "Единая трудовая школа" состоящая из I ступени / 5 лет обучения/ и 11 ступени / 4 года обучения/

Таким образом, уже к 1919 году была определена роль школы в развитии общества. Наметились конкретные пути строительства новой школы:

- проведение бесплатного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола;

- полное осуществление принципов единой трудовой школы: преподавание на родном языке, освобождение школы от религиозных влияний, совмест­ное обучение детей обоего пола, тесная связь обучения с производительным трудом, обеспечивающая всестороннее развитие личности;

- подготовка новых кадров работников просвещения;

- всесторонняя государственная помощь делу просвещения.

Школьная система, принятая в 1918 году, подверглась некоторым изменениям уже в 20-е годы. Было признано необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями семилетнюю школу с дву­мя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года.

Основной формой профессионального образования стал техникум с четырехлетним сроком обучения. В то же время создавалась сеть фабрично-заводских школ с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих.

К 1922 году сложилась более гибкая и разносторонняя школьная система по сравнению с принятой в 1918 году:

 


С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы 1 ступе­ни стали возникать школы крестьянской молодежи /ШКМ/ с трехлетним сроком обучения. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семи­летней школы, в учебные планы ШКМ были включены агрономические зна­ния. Они просуществовали до 1937 года как основные общеобразовательные школы на селе.

В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки /ФЗС/ получившие широкое распространение к 1929 году и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-34 годов. Их задача - соз­дать условия для получения детьми рабочих повышенного образования.

Важную роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения сыграли рабфаки /рабочие факультеты/.

Продолжали развиваться и школы фабрично-заводского ученичества/ФЗУ/. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали общее образование в объеме семилетней школы.

Таким образом, школьная система 20-х годов включала в себя сле­дующие типы школ:

- Начальная школа /I ступень/ с четырехлетним сроком обучения;

- семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;

- школа II ступени /девятилетняя средняя школа/ с профессионализи­рованным вторым концентром;

- фабрично-заводские семилетки /ФЗС/ - разновидность семилетней шко­лы в промышленных центрах;

- школа крестьянской молодежи /ШКМ/, являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;

- школа фабрично-заводского ученичества /Ф3У/ преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой;

- рабфак, дававший среднее образование молодежи, поступающей затем в высшие учебные заведения.

Перестройка школьного дела потребовала пересмотра содержания об­разования, создания новых учебных программ, учебников и учебных посо­бий. Для этого в 1921 году при наркомпросе был создан Государственный ученый совет /ГУС/.

В 1923 -24 году были созданы программы ГУСа для школы X ступени, которые были названы "комплексными программами". Составители программ стремились устранить характерный для старой школы отрыв обуче­ния от жизни, дать детям научное объяснение явлений природы, воспи­тать у них стремление к ее преобразованию, активность и самодеятель­ность.

Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. В соответствии с этим в программах учебный матери­ал располагался по следующим трем колонкам:

1. природа и человек,

2. труд;

3. общество.

Вместо отдельных учебных предметов в школе изучались сводные комплексные темы: "Деревня", "Охрана природы", "Город", "Домашние жи­вотные" и т.д., а сведения из учебных предметов объединялись вокруг темы. Комплексные программы пытались устранить существенный недостаток школы - разрыв между учебными школьными предметами. Но комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания, что вскоре было замечено.

В течение 1926/27 учебного года при широком участии учителей проводилась работа по уточнению .и усовершенствованию программ, кото­рая была закончена к лету 1927 года. К началу учебного года были утверждены и опубликованы новые программы для всех ступеней школы.

Новые цели и содержание учебно-воспитательной деятельности советской школы потребовали коренных изменений в области методов и форм организации обучения, 20-е годы особенно отмечены переориентацией ме­тодики с учителя на ученика, на его личность, познавательные интересы и духовные потребности. Теперь школьник стал рассматриваться не столько как объект, сколько как активный, самостоятельно мыслящий и дейст­вующий субъект учебно-воспитательного процесса. Такая позиция нашла отражение в трудах ведущих педагогов того времени: Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, А.П.Пинкевича и других.

В новой школе методы воспитания и обучения должны были изби­раться в зависимости от физических сил, жизненного опыта, запаса зна­ний и умений учащихся. Не только изучение жизни, но и посильное учас­тие в ее преобразовании - такой цели учебно-воспитательного процесса могли соответствовать только активные методы обучения, которые не ог­раничивали работу учащихся классом, школьной лабораторией. Поэтому в теории и практике учебной работы этого периода на смену "методу го­товых знаний" приходит исследовательский метод - "метод исканий".

Н.К.Крупская отмечала, что исследовательский метод "... пробуждает глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изу­чить окружающие явления, применить добытые знания к разрешению и практических, и теоретических проблем."/Крупская Н.К. Пед.соч.,т.З.-М., 1960, с.12/.

Разновидностью исследовательского метода в этот период счита­лись трудовой, лабораторный, эвристический, экскурсионный методы обу­чения.

Новые принципиальные установки, заложенные в основу процесса

обучения, определили и разработку новых форм организации обучения, нацеленных на развитие у учащихся самостоятельности и плановости в работе, инициативы и активности. Популярными в это время становятся работа по Дальтон-плану, метод проектов, бригадно-лабораторный метод обучения и другие.

Бригадно-лабораторный метод являлся одной из наиболее популярных организационных форм учебных занятий. Он сложился под влиянием Даль­тон-плана и строился на основах индивидуальной работы учащихся.

В основу организационной работы при бригадно-лабораторном методе были положены бригады учащихся. Школьники работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца. Бригадно-лабораторный метод предполагал общую работу класса, коллективную работу бригады и индивидуальную деятельность ученика. В общую работу класса входили планиро­вание работы, обсуждение заданий, объяснение нового или трудного материала. Затем следовала работа по бригадам и выполнение индивидуальных заданий. После выполнения всех заданий проводились заключительные за­нятия, на которых отчитывались бригады и оценивалась их работа в це­лом. Индивидуальный учет труда каждого ученика отсутствовал, что отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность.

Дидактические поиски 20-х - 30-х годов нашли отражение в научно-педагогических работах. Большая заслуга в разработке основ новой со­ветской педагогики принадлежит Н.К.Крупской. Ее внимание привлекали такие вопросы как труд и трудовое обучение в школе, разработка прин­ципа политехнизма в образовании, связь обучения с производительным трудом, школьное самоуправление, демократизация школьного дела, развитие детского движения. Много внимания Н.К.Крупская уделяла изучению прогрессивного опыта зарубежных стран в области педагогической теории. Она стояла у истоков теоретической разработки вопросов профессиональ­но-педагогической подготовки будущего учителя. Крупская впервые в ис­тории советской педагогики поставила вопрос о необходимости учить де­тей правильному межличностному общению и, в частности, уделяла мно­го внимания проблеме общения детей разных национальностей. Работы Н.К.Крупской "Народное образование и демократия", "Об интернациональ­ной и национальной культуре", "РКСМ и бойскаутизм", "Коллективный опыт учительства", "Методические заметки", "К вопросу о программах", "О политехническом образовании" и другие требуют более глубокого ос­мысления в новых условиях развития отечественной педагогики.

В 20-е годы широко развернул свою педагогическую и научную дея­тельность С.Т.Шацкий. Им была создана первая опытная станция по на­родному образованию, которая решала ряд важнейших задач педагогики: таких как проблема трудового воспитания детей, соединение обучения с произво­дительным трудом, с общественно полезной работой.

В этот же период появляются первые советские руководства по пе­дагогике. П.П.Блонский создает учебники "Педагогика" и "Основы педагогики". В эти же годы выходит "Педагогика" А.П.Пинкевича. Авторы этих трудов пытались пересмотреть старое педагогическое наследие и по-новому решить проблемы воспитания и образования. Ребенок в этих учебниках рассматривался как активный участник процесса обучения, но в то же время отмечалась необходимость руководящей роли учителя в организации этого процесса.

20-е - 30-е годы стали и периодом расцвета педагогической дея­тельности А.С.Макаренко, руководившего трудовой колонией для несовер­шеннолетних правонарушителей, а затем детской трудовой Коммуной им. Дзержинского.

А.С.Макаренко пытался подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства но­вого общества. В своих учреждениях он создавал организованный коллек­тив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Его организационно-педагогические находки - разно­возрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление - использовались в коммунарской методике конца 80-х годов и были весьма популярны у воспитанников. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и об­ществом. Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей, позволяет каждому ощущать себя участником обще­го дела, пробуждает гражданские чувства.

Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанни­ков, мажорному тону их жизни. Он стремился к тому, чтобы сделать жизнь ребенка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его от­ветственность - радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему" - этот принцип был ведущим в педагогической деятельности Ма­каренко.

Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки усилению автори­тарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гумани­стической педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и пере­дать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт. Педагоги­ческая практика Макаренко и его педагогические взгляды отражены в ху­дожественном творчестве. Деятельность Колонии им. М. Горького описана в "Педагогической поэме" /1933-35 гг/, а Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского - в повести "Флаги на башнях" /1938 г./. Воспитанию в семье посвящена "Книга для родителей" /1937 г./.

Таким образом, широкое развитие активности и самодеятельности учащихся в процессе овладения знаниями, укрепление связи теории с практикой, обучения с жизнью, смелое применение методов поискового и исследовательского характера - таковы основные направления развития советской школы в 20-х - начале 30-х годов.

К сожалению, авторитарные тенденции, характерные для жизни об­щества 30-х годов, практически свели на нет результаты дидактических поисков педагогов и учителей-практиков в 20-е годы.

Решающим звеном работы школы была признана "борьба за овладение основами наук"; труд был исключен из школьной практики, а политехни­ческое обучение строилось на основе овладения общеобразовательными знаниями.

В 1932 году принимается постановление "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе". Согласно этому постановлению утверждаются новые учебные планы школ, построенные на основе предмет­ного содержания, и введены новые программы по основным учебным предме­там, которые также являлись предметными. Благодаря предметным про­граммам удалось преодолеть некоторую отрывочность и бессистемность знаний, присущую комплексным программам, однако, уже современники от­мечали, что предметные программы 30-х гг. страдают значительными не­достатками: перегрузка учебным материалом, недостаточность связей между отдельными учебными предметами, даже такими как математика, фи­зика и химия, упрощенчество и наличие научных ошибок. Они привели к тому, что многие учебные предметы преподавались поверхностно, без достаточного усвоения и закрепления знаний.

Изменились подходы к организации и методам учебной работы. Основной организационной формой учебной работы признавался урок. В постановлении содержались указания о системе учета знаний учащихся. Рекомендовалось проводить индивидуальный система­тический контроль знаний школьников.

Согласно постановлению "Об учебниках для начальной и средней школы" на смену динамичным учебникам 20-х годов, материал которых систематически обновлялся, пришли стабильные учебники, рассчитанные на использование в течение ряда лет.

В преподавание отдельных предметов также вносились значитель­ные изменения. Так, в изучении математики акцент делался на усвое­ние учащимися математических правил и формул; в русском языке уси­ливалось изучение грамматики и усвоение орфографических навыков; пересматривался курс истории и географии.

В этот период возросла роль учителя в процессе обучения и вос­питания школьников. С 1934 г. была введена должность классного руко­водителя.

Но учебно-воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер. Принятое в 1936 году постановление "О педо­логических извращениях в системе Наркомпроса " фактически привело к отказу от изучения индивидуальных и возрастных особенностей детей и прекращению опытной работы в области педагогики.

Особым периодом в развитии отечественной школы и педагогики стали 40-е годы. Обстановка невиданной в истории Великой Отечествен­ной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятель­ности советской школы.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. Было организовано специальное питание детей с ослабленным здоровьем.

В военных условиях школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением. С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего воз­раста. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. При­нимался ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей.

В новых условиях выдвинулся ряд требований, изменивших характер учебно-воспитательной работы. Во всех направлениях школьного препода­вания был усилен патриотический аспект. В связи с этим изменился ха­рактер преподавания таких предметов, как литература, история, геогра­фия. Содержанию преподавания таких предметов, как физика, химия, био­логия был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь этих дисциплин с жизнью, в них вводились военно-оборон­ные темы. При некоторых школах и детских домах открывались учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях. Исключительно важное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов.

С целью укрепления школьной дисциплины и усиления воспитательной работы в ряде школ вырабатывались правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года были утверждены "Правила для учащихся'', в которых определялись обязанности ученика по отношению к школе, педагогам и родителям, устанавливались правила культурного поведения как в школе, так и вне ее.

С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, но это решение не дало явного улучшения в учебно-воспитательной работе, и в 1954 году оно было отменено.

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постанов­ление "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе", согласно которому вводились:

1. обязательная сдача выпускных экзаменов уча­щимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на ат­тестат зрелости - оканчивающими среднюю школу;

2. награждение золотой и серебряной медалью учеников-отличников, оканчивающих среднюю школу. Это постановление повышало ответственность зрителей и учащихся за ка­чество знаний.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. Для этой цели в октябре 1943 года была органи­зована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой пос­тавлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педаго­гики, психологии, школьной гигиены, истории педагогики, методики пре­подавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.

Таким образом, деятельность советской школы и педагогики в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью.

В послевоенный период перед школой и педагогикой встали новые задачи. Выполнялась огромная работа по восстановлению и расширению школьной сети. В 1949 году произошло такое важное событие, как пере­ход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. Для этого потребовалось расширение сети школ-семилеток, создание условий для посещения детьми школ /организация пришкольных интернатов, подвоз учащих­ся и т.п./.

В начале 50-х годов составляются планы дальнейшего расширения сети средних школ. Для их реализации в 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся. В конце 50-х гг. число учащихся, оканчивающих среднюю школу, стало превышать количество принимаемых в высшие учебные заведения. Для того чтобы обеспечить специальную подготовку выпускни­ков, окончивших среднюю школу, в техникумах были открыты отделения, принимающие лиц с полным средним образованием /со сроком обучения в 2-3 года/, а также стали открываться технические училища на базе средней школы /срок обучения 1 - 2 года/ для подготовки рабочих высо­кой квалификации.

Большое распространение в послевоенные годы получили школы рабо­чей и сельской молодежи /вечерние и сменные/.

Для улучшения воспитания детей был создан новый тип школы - шко­ла - интернат. В них принимались дети из многодетных или неполных се­мей, дети-сироты, а также дети, для воспитания которых в семье отсут­ствовали нормальные условия.

Особое внимание в период конца 40-х - 50-х годов уделялось проблемам содержания и методов обучения. Большое место отводилось политех­ническому обучению в школе. Министерство просвещения и Академия педа­гогических наук РСФСР разработали и с 1953/54 учебного года ввели в школах новые программы и учебные планы. В новый учебный план были включены уроки труда в 1 - 1У -классах, практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках в У - У11 классах, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству в У111 - Х классах.

В 1955 году в Ставропольском крае впервые были созданы ученичес­кие производственные бригады из школьников старших классов. Они ока­зались новой формой приобщения учащихся к общественно-полезному тру­ду. По примеру Ставрополья ученические производственные бригады начали создаваться в целом ряде краев и областей страны. В Рязанской об­ласти при школах были организованы учебно-опытные хозяйства, этому почину последовали школы центральных областей.

Важное место занимала проблема подготовки учительских кадров. воссоздается сеть педагогических училищ , действующих на базе средней школы, учительские институты, начиная с 1952 года, реорганизуются в педагогические институты. С 1948 года был установлен порядок награж­дения учителей за выслугу лет и безупречную работу. В 1949 году было награждено орденами и медалями свыше ста тысяч учителей.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Главной задачей школы, согласно этому закону, становилась подготовка учащихся к общественно полезному труду. В связи с этим изменялась структура школьного образования. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование Законом было предусмотрено значительное увеличение числа общеобразо­вательных школ /вечерних, сменных/, школ и групп продленного дня. 10-летняя школа реорганизовывалась в 11-летнюю общеобразовательную школу с производственным обучением.

Серьезные изменения произошли в содержании образования, что на­шло отражение в новых учебных планах и программах, утвержденных в 1960 году. В школах было введено производственное обучение с элемен­тами профессионализации. Учащиеся вовлекались в общественно полезный труд, в труд по самообслуживанию. Был сделан значительный шаг в де­ле практической подготовки учащихся к жизни.

Перестройка учебно-воспитательной работы, осуществленная на ос­нове "Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем разви­тии системы народного образования в СССР", способствовала то­му, что изменился взгляд на школу, как на учреждение, готовящее толь­ко к поступлению в вуз, теперь работу средней школы стали все больше оценивать по тому, насколько успешно ее выпускники были подготовлены к труду в сфере общественного материального производства. Учащиеся получали определенную психологическую подготовку к труду, знакомились с его организацией в промышленном и сельском производстве.

В 1966 г. было принято постановление "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". В нем определялись меры по укреплению материально-технической базы школы /строительство улучшенных зданий, выпуск новых учебных пособий и обору­дования для школьных кабинетов и мастерских, необходимого спортивного инвентаря/, по рационализации школьной сети. Согласно этому постановлению произошла определенная перестройка учебно-воспитательного процесса: систематические курсы основ наук стали изучаться раньше, с 1У, а не с У класса; начиная с У11 класса в учебные планы были введены факульта­тивные курсы по отдельным учебным предметам, избираемым учащимися по их желанию и интересам. В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение- углубленное изучение в соответствующих отделениях школы отдельных предметов : физики, математики, биологии, гуманитарных дисциплин.

В связи с этими изменениями в 1970 году был принят новый Устав средней общеобразовательной школы, а в июне 1972года - постановление "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". Таким образом, в 70-е годы в стране было введено всеобщее обязательное среднее образование. В связи о этим произошли некоторые изменения в системе народного обра­зования, появились новые типы воспитательно-образовательных заведе­ний, таких как межшкольные учебно-производственные комбинаты /УПК/, расширялась сеть внешкольных учреждений: Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских и юношеских спортивных школ и т.д.

К концу 70-х - началу 80-х годов получают развитие школы-комплексы. объединяющие все местные учреждения общественного воспитания детей: общеобразовательную школу, детские клубы и общества, кружки детской художественной самодеятельности, технического творчества и т.п. В стране сложилась следующая система образования:

 

 

 
 

 

 


В течение 70-х годов во всех ступенях и классах общеобразовательной

школы осуществился переход на новое содержание обучения, характеризу­ющееся сближением изучаемых в школе наук с достижениями практики раз­вития хозяйства. В связи с этим в учебных планах особое внимание уде­лялось естественно-научному циклу учебных дисциплин.

Переход на новое содержание обучения и введение новых форм орга­низации учебных занятий стимулировали методическое творчество учите­лей.

50-е - 60-е годы связаны с именем В.А.Сухомлинского, директора Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области. Павлышская школа стала своеобразной педагогической лабораторией, опыт которой был направлен на поиск путей гуманизации воспитания, формиро­вание гражданственности, активной жизненной позиции школьников.

В.А.Сухомлинским написано более тридцати книг и около трехсот статей. Среди них: "Духовный мир школьника", "Верьте в человека", "Путь к сердцу ребенка", "Моральные заповеди детства и юности", "Павлышская средняя школа", "Сердце отдаю детям", "Родина в сердце" и др. В трактовке В.А.Сухомлинского реализация задач воспитания и обучения была неразрывно связана с активизацией всех духовных сил ребенка, пробуждением у детей чувства гордости и личного достоинства. "Жизнера­достное мировосприятие, … уверенность в своих силах, -писал он, - пробуждают новые родники памяти, мысли, сообразительности". Вся деятельность В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию детей все­гда была ярко окрашена эмоционально, он постоянно искал средства раз­вития детской восприимчивости, культуры чувств. Поэтому в руководимой им школе учебная работа была тесно спаяна с внеучебной, большую роль играли элементы праздничности, торжественности, красоты. От красивого, по мнению Сухомлинского, легче привести ребенка к человечности, предот­вратить развитие равнодушия, бесстрастности, черствости по отношению к людям. По его глубокому убеждению, человеческая сущность наиболее ярко проявляется в том, что человек возлагает на себя ответственность за другого человека. В эталон всесторонне, гармонично развитой лично­сти В.А. Сухомлинским были включены не только социально-политические, классовые, но и общечеловеческие черты, прежде всего нравственное бла­городство, умение сердцем чувствовать другого человека, скромность, душевность. Добро, зло, смерть, бессмертие, духовная жизнь - все эти понятия благодаря В.А.Сухомлинскому получили права гражданства в пе­дагогике.

Идеи В.А.Сухомлинского как бы в свернутом виде содержали ту про­блематику, которая получила отражение в последующих педагогических исканиях 70-х - 80-х годов. Практические работники школ Липецкой, Новосибирской областей. Татарской АССР и других регионов страны вели экспериментальную работу, цель которой заключалась в поиске пу­тей повышения эффективности обучения,усилении его воспитывающего влияния.

С начала 60-х годов усиливается внимание к разработке теоретичес­ких проблем школьного воспитания и обучения. Л.В.Занков исследовал связь обучения и развития, выдвинул тезис о том, что обучение должно опираться на"зону ближайшего развития" ребенка. М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин изучали сущность процесса обучения, взаимосвязь репродуктивной и творческой познава­тельной активности, пути активизации методов обучения. И.П.Ива­нов разрабатывал вопросы теории и практики формирования гражданствен­ности, активной жизненной позиции школьников.

Однако, в 70-е годы становится заметным нарастание негативных процессов в учебно-воспитательной работе школы: отрыв духовно-нрав­ственного воспитания учащихся от жизни, формализм в оценке знаний и уровня воспитанности школьников, труда педагогов; усиление авторитаризма в жизни школы. В начале 80-х годов стало очевидным, что работа школы не соответствует социально-экономическим задачам, стоящим перед обществом. Назревала необходимость в кардинальной реформе народного образования. Решить эти задачи была призвана реформа общеобразователь­ной и профессиональной школы 1984 года.