РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной шкоды, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Дистервега, Гербарта, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (1ч. 1867 г., П ч. 1869 г.). Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.
После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения".
В философских воззрениях Ушинского переплетались элементы материализма и идеализма. Во взглядах на природу преобладал стихийный материализм. Гносеологические воззрения Ушинского, несмотря на их противоречивость, отличались в основном материалистической направленностью. Что касается социологии, то Ушинский остается на идеологических позициях, считая основным фактором исторического процесса развитие разума. Исследователи педагогического наследия Ушинского едины во мнении, что он сыграл огромную роль в материалистическом обосновании педагогики, с диалектических позиций подходил к рассмотрению педагогических фактов и явлений.
Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Антропологический принцип стал исходным и основополагающим принципом в построении научной педагогики. На основе этого принципа Ушинский подошел к научному решению вопроса о целостном формировании личности в процессе воспитания. Впервые в развитии мировой педагогической мысли Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании'' Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.
Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Его понимание народной педагогики не узко формальное, не страдает национальной ограниченностью и великодержавным шовинизмом, хотя и чёткости по вопросу взаимосвязи национального и общечеловеческого у него не прослеживается.
Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе органической связи с жизнью народа. Отсюда и требования:
- воспитание должно быть самобытным, национальным;
- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет содержание и характер воспитания;
- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;
- воспитание женщин наравне с мужчинами;
- подлинная народность выражается прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. Недаром Ушинский назвал его удивительным педагогом.
- принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.
- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.
Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народного образования.
Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская".
Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".
Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без творческой самостоятельной деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.
С деятельностью связано развитие и формирование всех явлений психической жизни, важнейших качеств человеческой личности. Отсюда особое внимание к активным методам обучения, к побуждению учащихся к постоянному труду.
Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе " Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.
Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.
К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.
Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что "обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего "сетным человеком"''. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.
Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных "словесных назиданий",
Методы и средства воспитания зависят от его задержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений.
В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога". Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В. А. Сухомлинский.
Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем (классной дамой).
Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.
Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.
В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. В этом гуманистическая позиция Ушинского - дидакта.
Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.
Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.
Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.
Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-ая ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать; вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.
Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.
В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи.
Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.
Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.
Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.
Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.
Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.
Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".
В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории".
Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".
Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. ''Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора''. В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО (1828-1910)
ПЛАН
1. Исходные положения педагогики Л. Н. Толстого.
2. Яснополянская школа - педагогическая лаборатория Толстого.
3. Дидактика Л. Н. Толстого.
4. Разработка частных методик обучения, учебников и литературы для детей.
5. Л. .Н. Толстой об учителе.
6. Современное звучание педагогических идей Толстого.
"Толстой - это целый мир" - писал М. Горький, показав необъятность духовного богатства, созданного писателем.
Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убежденный борец за просвещение народа, как страстный учитель народной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым именем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. "Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе", - писал Л. Н. Толстой.
Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивенском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, для них написаны учебные книги, в т.ч. знаменитая "Азбука", и "Новая азбука"; издавался журнал "Ясная поляна", на страницах которого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л. Н. Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни.
О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. В письме графине А. Толстой (1862 г.) он пишет: "Вы знаете, что такое была для меня школа? Эта была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята - моя поэзия и любовь. Журнал - мое призвание..."
А в письме своему биографу Бирюкову (1863 г.) Толстой признавался что "Самый светлый период в моей жизни дала мне не женская любовь, а любовь к людям, детям".
Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпечаток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер.
Толстой выступает как обличитель существующего строя и критик, ведет борьбу за право на образование, пропагандируя идеи народности образования.
С другой стороны, призывает к нравственному самоусовершенствованию, считая, что таким путем можно изменить существующее общество: "Народное образование в настоящее время есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества". В его педагогических взглядах нашло отражение и религиозное учение в духе истинного христианства, проповеди всеобщей любви, братства, смирения и всепрощения.
Не все в педагогическом учении Толстого можно принять. Мы же рассмотрим те основополагающие идеи, в которых заложены прогрессивные начала и все ценное, ставшее достоянием мировой педагогики.
Что же привлекает в педагогическом наследии Л. Н. Толстого? Это прежде всего демократизм и гуманизм его идей. Не ребенок для школы, а школа для ребенка. В центре педагогики Толстого - личность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим потенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие.
В своих работах и педагогической деятельности в Яснополянской школе Толстой доказал, что дети не "маленькие глупыши", не наивные и безвольные существа, а личности, по-своему чувствующие, переживающие, мыслящие и действующие, и он защищает их право быть личностями.
Глубоко проникнув в мир ребенка, Толстой раскрывает естественность детского восприятия жизни, индивидуальность личности во всем ее богатстве.
Взгляды Толстого на детей проникнуты оптимизмом, глубокой верой в творческие силы, способности детей, возможности их развития. Толстой выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внимательному отношению к ним. Во всем этом величайшая гуманность писателя и педагога.
В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В нем еще жива авторитарная бездушная педагогика. В этих условиях взоры мировой педагогической общественности, в том числе и нашей, обращаются к педагогике Л. Н. Толстого, "педагогике ненасилия". Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою индивидуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.
В педагогике Л. Н. Толстого виден смелый отказ от старых, консервативных устоев школы, нетерпимость его к формализму, шаблону в преподавании, зубрежке, к пассивному состоянию учеников на уроке. Толстой предъявляет высокие требования к учителю, который должен прежде всего любить детей и овладеть творческим методом работы.
Помимо этих прогрессивных идей в педагогике Толстого видное место занимает проблема свободы в воспитании и образовании детей. В процессе решения педагогических вопросов Толстой основательно изучал педагогические труды Коменского, Руссо, Ушинского и др.
Более всего ему импонирует Руссо, провозгласивший лозунг свободы воспитания в естественных условиях. Гуманистические воспитательные идеи Руссо были восприняты и развиты Толстым, но он сумел уловить искусственность системы такого воспитания, оторванность его от жизни.
Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы.
Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял свободы восприятия в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания - шлепки и насилие, а самый трудный, но верный - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.
Свобода в воспитании по Толстому - это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.
В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обучение не подавили все то, что заложено природой, а развили в полной мере задатки и дарования ребенка.
Следует отметить и некоторые противоречия Толстого в трактовке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни.
Так, в 60-е годы он писал, что воспитание - это насилие над личностью ребенка; главная задача школы - не воспитание, а передача знаний. На практике в Яснополянской школе Толстой осуществлял воспитывающее обучение. В 90-е годы он признает свою ошибку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы. "Хочешь наукой воспитывать ученика - люби свою науку и знай ее, ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешьих; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния".(т.8 с.243)
В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовного становления детей, основанного на идее свободного воспитания.
Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уникальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспериментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов. "Только тогда, - пишет Толстой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа будет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для науки педагогики".
Никто из педагогов 2-ой половины XIX в.(разве только К. Д. Ушинский) не показал так ярко роли передового педагогического опыта для развития педагогической науки.
Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-62 гг.
Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни (это 70-е годы и последний период - 90-е и 1906 годы).
Самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.
В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования (был в Германии, Франции, Бельгии, Англии, Италии; посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом, Фребелем и др.). Свои впечатления записывает в дневнике: "Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети". Он подверг равной критике педагогику и зарубежную школу. Толстой не приемлет безумие, бюрократизм, педантизм в отношении к детям, оторванность школы от жизни.
Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что "...лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недалеко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы лишают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способности, далеки от их интересов". Такую школу он назвал "учреждением для мучения детей".
Какой же должна быть народная школа? По утверждению Толстого, она должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую школу как школу для народа, в основу ее деятельности Толстым были положены идеи, в корне отличающиеся от современной ему как зарубежной, так и русской школы:
1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип - не понуждать, а побуждать.
2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.
3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность.
4. Постоянное создание в школе "наивыгоднейших условий" для развития познавательной активности и творчества учащихся.
Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". Это была бесплатная школа для крестьянских детей (до 40 детей). К началу занятий в школу потянулись дети. Толстой пишет: "С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут', им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера и не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру..." Именно такого ученика Толстой ждал в школу.
В школе не было строго регламентированного расписания, обязательного посещения занятий, экзаменов, никогда не делают выговоров за опоздание, но никогда и не опаздывают, отсутствуют наказания. Все это было поводом сторонникам традиционных взглядов на дисциплину объявить Толстого противником дисциплины, хотя Толстой стремился к тому, чтобы дети сами осознали необходимость порядка и дисциплины в школе. Навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, "добрый и полезный" беспорядок - великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.
Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие детей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свободного их воспитания и обучения: это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Этот "дух" напряженного оживления... есть необходимое условие принятия "умственной пищи". Во-вторых, естественное и доброжелательное отношение между учителями и учащимися, полное доверие, позиция равенства. Толстой считал, что ученик должен полностью "отдаться" учителю. Главным мотивом учения должна быть потребность в знаниях, убеждение в их жизненной необходимости. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения - всегда открытие мира, новое видение его.
Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения.
В Яснополянской школе он разработал программу содержания образования, куда входило изучение 12-ти предметов. Кроме актов грамоты, Толстой знакомил детей с явлениями природы и общества. Надо заметить, что в разные периоды деятельности он по-разному решал этот вопрос.
Основная задача школы - восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал: тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий; художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физические эксперименты и опыты.
Мы остановимся на методике писания сочинений. Писать сочинения было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). Толстой был в постоянном поиске развития творческой активности детей. В процессе экспериментальной работы он был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый эксперимент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результате пробуждается интерес. В практике Толстого были сочинения-рассказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и поговорки, которые особенно хорошо давались детям.
Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыслей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?".
Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблюдая за творческой работой своих учеников в процессе написания сочинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину переживаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел "зарождение таинственного цветка поэзии у детей". В статье показан и процесс руководства развитием творческих способностей детей, совместного переживания на примере коллективного сочинения на одну из пословиц. Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тонкости видения окружающего мира. Впервые в истории сочинения простых крестьянских детей были опубликованы Толстым; в них раскрывалась поэтическая одаренность детей русского крестьянства.
Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых "особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю". "Вне училища, - писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа".
Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение - многосторонний процесс, процесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. Поэтому основным и решающим является принцип сознательного усвоения знаний. Главный путь обучения - на основе анализа фактов постепенно вести учащихся к обобщениям. "Ум человеческий, - подчеркивал Толстой, - только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил". Эти обобщения выражаются в понятиях, правилах и законах, и могут быть сознательно и прочно усвоены детьми. Критерий осознанности понятий - это умение выразить их словами. Толстой на 'практике проверял сравнительную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.
Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Толстой резко критиковал немецкую школу, которая оторвана от жизни и народа и строилась на основе реакционных школьных уставов. По мнению Толстого, в учебные книги для начальной школы необходимо включить материалы из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его интересным.
Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требующий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений. Доступность не означает облегченности "добавить такую работу, чтобы урок чувствовался шагом вперед". Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непонятных русских и иностранных слов и др.
Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Ученикам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. Первоначальное обучение, по мнению Толстого, должно начинаться со знакомства детей с реальными предметами и вещами, живыми природными явлениями и событиями общественной жизни, причем теми, которых не знают дети, или которые могут знакомить их "с тонкими сторонами" известных им предметов и явлений действительности. Толстой справедливо замечает, что учитель знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, иначе дети не будут активны, и на уроке будет господствовать скука. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.
В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой успешного овладения знаниями. "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях".
Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. За время пребывания в школе у учащихся должно сформироваться мировоззрение, привычки нравственного поведения, выработаться свое отношение к окружающим людям, обществу, чувство любви к Родине.
Залогом успеха учебно-воспитательной деятельности школы был индивидуальный подход к детям. Обучая, надо изучать каждого ребенка, учитывать их индивидуальные особенности и находить пути воздействия на них. Толстой обладал талантом педагогического наблюдения, умел увидеть внутренний мир ребенка. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психолого-педагогическим приемам учителя. Толстой дал глубокие психологические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька - мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка - здоровенный и физически и морально малый лет двенадцати.
Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, потребностей.
Толстой заостряет внимание и на таком важном вопросе, как роль эмоций, подчеркивая их огромную силу в обучении. Гармония разума и чувств ведет к успешному усвоению знаний. С. Т. Шацкий в статье о Толстом писал, что у него учиться надо окрашивать знания эмоциональными моментами и что чрезвычайно вредно лишать эмоционального элемента преподносимые истины, говорить о них сухо, заставить скучать. Оценивая дидактические взгляды Толстого, надо отметить и негативную сторону - нельзя согласиться с ним, когда отрицается принцип систематичности и познавательности обучения, отбирать только тот учебный материал, который интересен ребятам и др.
Интересные мысли были высказаны Толстым по методике преподавания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы". В разделе этой работы "Священная история. Русская история. География" писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предварительное развитие в детях исторического интереса. "Возбудить интерес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех законов, которыми вечно двигается человечество..."
Толстой дает советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и художественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. По мнению Толстого, историко-политический интерес проявляется в результате участия детей в современной жизни общества путем познания современной истории, политических споров и мнений, чтения газет и т.д. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, а необходимо сделать ее художественной и интересной.
Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.
Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из "естественных наук", которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астрономии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический кабинет, естественно-научный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.
Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: "человек - это дробь, числитель которой - его достоинства, а знаменатель - его мнение о себе". Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение нумерации, арифметических действий и решение задач, в частности, "задач жизни".
Определенный вклад внес Толстой в методику обучения чтению. Он выдвигал звуковой метод обучения грамоте, который был значительным шагом вперед по сравнению с устаревшим буквослагательным.
Велики заслуги Л. Н. Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей.
По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность и проверенность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике "Тепло", "Магнит", "Гальваниум", "Кристаллы", "От скорости - сила" и др. Ради уяснения вопроса. Толстой прочитал многие тома литературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским рассказом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга - не только источник знаний, но и средство воспитания культуры речи. В соответствии с этими требованиями Толстой создает свою знаменитую "Азбуку" (4 книги), объемом в 47 печатных листов, "Новую азбуку". В одном из писем Толстой писал:
"Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть".
В "Азбуку" вошли басни на сюжеты Эзопа: "Муравей и голубка", "Черепаха и орел", "Хорек", "Лев и мышь" и др. Они заставляли детей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у детей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как "Кавказский пленник", "Ермак", "За ягодами" и др. отражена жизнь детей, мысли, которые волнуют их и оставляют глубокое впечатление, обладают силой морального воздействия. В "Азбуке" напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие думать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. Общественность высоко оценила "Русские книги для чтения", в которых были собраны рассказы из "Азбуки" и "Новой Азбуки". Дети говорили о ней, как о книге доброй.
Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-ой половины XIX века.
Толстой об учителе
Толстой проявил себя не только как педагог-теоретик, но и как педагог-практик, как учитель, талантливый воспитатель. С артистическим мастерством, эмоционально, вдохновенно проводил уроки Толстой, увлекая детей, открывая в каждом дарование.
Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. Его работа "Общие замечания для учителя" представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.
"ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель.
ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам.
ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель - это творец и исследователь. "Всякий учитель - говорил Толстой, - должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше" (8, 15).
Развитие педагогических идей Л. Н. Толстого в современном мире ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией или тем, что связано с историческими условиями того времени. Мы осмысливаем и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики.
В 1928 году младшая дочь Толстого Александра Львовна построила школу его имени и была первым ее директором, заложив в ее основание гуманистический принцип.
Сегодня это школа-гимназия имени Л. Н. Толстого, которая не воссоздает Яснополянскую школу прошлого века. По словам руководителя экспериментальной работы В. Б. Ремизова, "Школа Л. Толстого как учебное заведение нового типа" - это метаморфоза того лучшего, что есть в отечественной и зарубежной педагогике, и Толстой здесь - символ духовных исканий и здоровья, в ней великая мудрость веков и народов.
В основу концепции этой школы положена идея развития физически здоровой личности ребенка, в центре ее - сама личность, ее внутренние ресурсы, ее способности к самовосстановлению.
Средством развития духовности ребенка является новый предмет - "Чаша жизни". В процессе живого общения с детьми затрагиваются разные стороны жизни: дорогая Родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, периода человеческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Этот предмет не для оценок, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, понимания и общения.
Первоклассники не только этой школы, но и других экспериментальных школ-гимназий учатся по уникальному учебнику - "Азбуке" Толстого, переизданной в современной русской орфографии, сохраняя верность толстовским текстам.
В Яснополянской школе-гимназии отказались от традиционных уроков труда и природоведения, заменив их интегрированной экологической дисциплиной. Учителя работают над содержанием и методикой преподавания новых предметов, проникаясь педагогикой личностно-ориентированного обучения.
Члены литературного кружка Яснополянской школы обратились к Александре Львовне Толстой, которая по воле судеб жила в США с 1929 г., с просьбой ответить на их вопросы и получили в ответ ряд писем. Вот выдержка из письма, датированного 15 января 1976 года:
"...Как бы далеко от меня ни была школа Ясной поляны, она всегда близка по мыслям и по чувству, близки и дороги ученики ее, и я всегда, до самой смерти, буду вас носить в моем сердце. Как я счастлива, что работа, начатая мною, продолжается... Желаю главного - сохранить все душевные качества, о которых в своих книгах проповедовал отец: любовь к людям, вера во все светлое и радостное, любовь ко всему живому и природе" (Учит. газета №29 за 1990 год).
ПИРОГОВ Н.И. (1810-1881) - известный врач и педагог-просветитель. В основе педагогической теории Пирогова лежит идея общечеловеческого воспитания, суть которой в воспитании человека-гражданина полезного своей стране. Пирогов требовал уважения к личности ребенка. Выступал против ранней, преждевременной специализации детей, которая, по его мнению, суживает кругозор и тормозит нравственное развитие.
Ратовал за принцип единой школы, как основу построения школьной системы, пытался реализовать этот принцип на практике, предлагая школьную систему из четырех ступеней:
УНИВЕРСИТЕТ | ВЫСШЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ |
Классическая гимназия (5 лет) | Реальная гимназия (3 года) |
Классическая прогимназия (4 года) | Реальная прогимназия (4 года) |
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА (2 года) |
Н. И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в создании первых воскресных школ в России.
Много внимания он уделял работе учителей-практиков. Настаивал на том, чтобы не реже раза в месяц собирались педагогические советы для обсуждения различных педагогических методов и приемов преподавания. Рекомендовал учителям обмениваться опытом работы, заниматься научными и литературными трудами, собирать исторические сведения о родном крае и пропагандировать их через публикацию в газетах.
Учредил участие профессоров университета в гимназическом преподавании в старших классах и выпускных экзаменах.
Организовал конкурсы и испытания на замещение вакантных педагогических должностей. Учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по шести предметам гимназического курса. Написал два проекта подготовки учителей для начальной и средней школ.
По праву считается зачинателем общественно-педагогического движения второй половины XIX века.
Сочинения: "Вопросы жизни" (1856), "О ходе просвещения в Новороссийском крае и о необходимости преобразования учебных заведений"(1856), "Правила о проступках и наказаниях"(1858), "Правила о переводных экзаменах"(1859) и др.
КОРФ Н.А. (1834-1883) - применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с трехгодичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учебную книгу "Наш друг"(1871), содержавшую практические советы и общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к "Родному слову" К. Д. Ушинского.
Н. А. Корф подчеркивал, что успех преподавания в начальной школе зависит прежде всего от учителя, его личности и мастерства. Был инициатором съездов-курсов для учителей, организатором учительских библиотек.
Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ, преподавание в которых должно вестись на родном языке.
Сочинения: "Земский вопрос"(1867), "Наше школьное дело: ''Сборник статей по училищеведению"(1873), "Русская начальная школа"(1879) и др.
БУНАКОВ Н.Ф. (1837-1904) - исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения. В школьную программу включил обучение письму, счету, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения.
В системе учебных занятий выделял три решающих элемента:
обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения. Н. Ф. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте, подчеркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами и исследованиями наглядного материала, дают детям, по мнению Бунакова, реальные знания, учат их работать с книгой.
Школа, считал Н.Ф.Бунаков, должна обеспечить гармоничное развитие в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношениях. Свои идеи Н.Ф.Бунаков воплотил в школах, содержавшихся на его собственные средства: школа в Воронеже и училище в селе Петино (Ныне Воронежская область), где организовал первый в России крестьянский самодеятельный театр.
Сочинения: подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы: "Азбука и уроки чтения и письма"(1871),книга для чтения "Книжка-первинка"(1881), хрестоматия для начальной школы "В школе и дома"(1876);для учителей: "Обучение грамоте по звуковому способу…"(1871), "Родной язык как предмет обучения в народной школе"(1872).
ВОДОВОЗОВ В. И. (1825-1886) - в основе педагогики видел идею общегуманного развития личности. Являлся сторонником "реального" или "практического" метода, который должен быть направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности школьника. Реальный метод связывался с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребенка, опора на его эмоциональное восприятие действительности, связь с трудом).
Творческая природа "реального метода" предполагала принципиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиционного авторитаризма. Развитие у ребенка самостоятельности и тем самым чувства ответственности способствовало бы, по Водовозову, взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.
В. И. Водовозов требовал демократизации всей системы народного образования. Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие . Ее важнейшим элементом должна стать ориентированная на местные потребности школа, в которой изучаются естественно-научные и практические дисциплины: физика, химия, архитектура, физиология, землеведение и т.д. Особое значение В. И. Водовозов придавал сельской школе, связывая с ней надежды на возрождение русской деревни.
Сочинения: "Книга для первоначального чтения в народных школах"(1896), "Русские сказки в стихах"(1883), "Элементарные рассказы из физики и химии"(1873),"О воспитательном значении русской литературы"(1870) и др.
ГЕРД А.Я. (1841-1888) - основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в России. Выработал систему преподавания естествознания, связывая учебные задачи естествознания с его воспитательным значением; обосновал эволюционно-биологическое направление в преподавании естествознания. Создал для школы учебники по минералогии, зоологии, географии, включал в них мировоззренческий материал.
В 1871-74 гг. возглавлял первую в России исправительную колонию для несовершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой воспитания колонистов был труд, главными приемами - доверие , взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие физических наказаний.
Сочинения: "Краткий курс естествознания"(1878), "Предметные уроки в начальной школе"(1883), учебник естествознания "Мир божий" (1883) и др.
ОСТРОГОРСКИЙ В.П. (1840-1902) - методист-словесник, общественный деятель, литератор. Его статьи по вопросам эстетического и нравственного воспитания при изучении художественных произведений, а также развития творческой деятельности детей в процессе обучения литературе пользовались неизменным успехом. Советовал сочетать учебную деятельность с активной внеучебной работой (кружки, посещение музеев, театров и т.п.).
В методических работах В.П.Острогорского давались рекомендации по преподаванию литературы, по методике обучения выразительному чтению. В совокупности его статьи представляли систему литературного образования в средней общеобразовательной школе от младшего до выпускного класса.
В.П.Острогорский был редактором ряда петербургских педагогических журналов ("Детское чтение", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение"). Он активно участвовал в деятельности Педагогического общества и Комитета грамотности Петербурга.
Сочинения: "Письма об эстетическом воспитании"(1890), "Учитель словесности"(1895) и др.
СТОЮНИН В.Я. (1826-1888) - теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания словесности. В своей педагогической системе стремится тесно связать задачи образования и воспитания. В процессе учебной деятельности у школьников должны быть выработаны такие качества как трудолюбие, воля, целеустремленность, сознательность.
Исходя из принципа воспитания "человека и гражданина", Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важнейших учебных предметов.
В качестве основного принципа методики В.Я.Стоюнин выдвигает принцип критического изучения литературы. По его мнению, ученик должен браться за учебник лишь тогда и только для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке и в ходе самостоятельного размышления над прочитанным литературным произведением. Задача учителя словесности - раскрыть воспитательное значение отечественной литературы.
Сочинения: "Мысли о наших гимназиях"(1860), "Заметки о русской школе"(1881), "О преподавании русской литературы" (1879), "Образование русской женщины"(1883) и др.
ВАХТЕРОВ В.П. (1853-1924) - сторонник развивающего обучения; выступал за расширение содержания образования и использование активных методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления.
По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий.
Задача развивающего обучения решалась В. П. Вахтеровым при составлении "Русского букваря"(1898), выдержавшего свыше 100 изданий, и хрестоматии для классного чтения "Мир в рассказах для детей"(1900). Его учебные книги строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков.
Сочинения: "Всеобщее обучение"(1897), "Нравственное воспитание и начальная школа"(1901), "Предметный метод обучения"(1907), "Спорные вопросы образования"(1907).
КАПТЕРЕВ П.Ф. (1849-1922) - педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.
Выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П. Ф. Каптерева была издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения"(1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка, важность закаливания, физических упражнений и т.п.
П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ. Обращал особое внимание на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.
Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы -судьбу народного образования в России после отмены крепостного права.
Сочинения : "Педагогический процесс" (1905), "Основные начала семейного обучения"(1912),"Педагогическая психология" (1914), "История русской педагогики" (1915), "Дидактические очерки. Теория образования"(1915).
ЛЕСГАФТ П.Ф. (1837-1909) - педагог, анатом, врач. В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога личности ребенка как самой большой ценности. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. П.Ф.Лесгафт разработал систему направленных физических упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию людей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный), П.Ф.Лесгафт выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие. Он считал наследственным лишь темперамент, формирующийся же тип поведения, по его мнению, зависит от влияния среды.