РЕФОРМА ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение в Российском государстве в XVII веке

Типы школ Содержание образования
Школа грамоты Чтение и письмо на славянском языке, счет, закон божий, церковное пение.
Грамматические (повышенные) школы Славянский и греческий языки, арифметика, риторика, пиитика, религия.
Греко-латинские школы Славянский, греческий и латинский языки, риторика, философия, геометрия, музыка, богословие.
Славяно-греко-латинская академия Грамматика и синтаксис славянского языка, греческий и латинский языки, пиитика, риторика, философия, богословие, геометрия, музыка, астрономия, «наука правосудия», новые языки (немецкий и французский).

 

Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повес­твует такой памятник последней четверти XVII века как "Граждан­ство обычаев детских", творчески составленных прогрессивным дея­телем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по "Гражданству" предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много мес­та, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязаннос­тей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и до­ма. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. "Гражданство" отражало новый этап в развитии школьного дела.

 

ПЛАН

1. Просветительские реформы Петра I.

2. Организация государственных школ и других типов учебных заве­дений.

3. Издание учебников и книг для чтения.

 

XVIII век - период позднего феодализма, когда в политичес­ком, экономическом, культурном развитии русского государства произошли существенные изменения, повлекшие за собой и глубокие внутренние сдвиги в области просвещения и образования.

Деятельность Петра I была чрезвычайно многогранна. Пожалуй, нет той области в истории России, которой бы не коснулись преоб­разования: в экономическом и социальном развитии, военном деле, флоте, дипломатии, государственном устройстве, науке и просвеще­нии, направленные на преодоление отсталости России.

Создание абсолютной монархии и мощного государственного ап­парата, рост промышленности, торговли, регулярной армии и флота выдвинули потребность в квалифицированных кадрах, необходимости проведения широких просветительских реформ, которые были подго­товлены всем ходом исторического развития страны.

XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:

§ издание первой русской печатной газеты "Ведомости" с 1703 года, дающей информацию о жизни страны и способствующей пра­вильному пониманию преобразований и русской внешней политики;

§ введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 ян­варя. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели, можжевельника "в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века".

§ реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;

§ замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;

§ открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кун­сткамера);

§ издание указов о сохранении исторических памятников;

§ развитие типографий, где печатались учебные и другие кни­ги , гравюры, карты;

§ привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка рус­ских для учебы за границу и др.

При Петре I на территории России была создана целая сеть го­сударственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений глав­ными предметами обучения в них были светские науки, а не священ­ное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре го­да уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 чело­век. Среди них особ духовного звания - 45%, солдатских детей -20%, приказных детей - 18%, посадских - 4,5%, дворянских и бояр­ских детей -2,5%.

Небольшой процент учащихся дворян объясняется их нежеланием учиться и косностью. Дворяне присылались в принудительном поряд­ке. В "Указах государя императора Петра Великого" запрещается не только посты государственные, но даже имущество и имения остав­лять в наследство детям-дуракам, что "ни в какую науку и службу не годятся". Про таких недорослей нужно было сообщать государю и "жениться и замуж не допускать". Учеба для дворян была обяза­тельной и рассматривалась как особый вид службы или повинности. Видимо, поэтому В.Г.Белинский охарактеризовал Петровские реформы кратко - "Учись или умирай".

Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским нау­кам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д.Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их ос­нове в 1715 году организована Морская академия как военное учеб­ное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дво­рянские дети.

Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечить успеш­ность обучения. Утверждая инструкцию для Морской Академии Петр I сделал в ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в ру­ках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был". Академия подготовила много крупных специалистов флота, а также учителей для цифирных и адми­ралтейских школ.

Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо об­щеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают го­сударственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения де­тей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положи­тельную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.

„В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, меди­цинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обуче­ния иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. "разноязыч­ные школы", а также школы для подготовки канцелярских служащих.

Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Пет­ра! Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открыва­лись во многих городах России.

Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; соб­ственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди кото­рых были крупные ученые Европы.

С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются геогра­фические карты. Знаменитая "Арифметика" Л.Ф.Магницкого соответ­ствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопе­дию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и триго­нометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.

Замечательным и интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику М. Смот­рицкого.

Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй час­ти излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: "В семье надле­жало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить". Если отец позовет сы­на, то откликаться надо было так: "чего изволите, государь батюш­ка", или "что мне прикажите, государь". В книге даются рекоменда­ции: "Никто себе сам много не хвали, не уничижай, и не срами", "Всегда недругов заочно, когда они не слышат хвали, а в присут­ствии почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори", "Не будь празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным". Правила поведения за столом гласи­ли: "Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мо­тай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот. Хлеба, положа к грудям не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже".

Последние страницы "Юности честного зерцала" посвящены деви­цам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережли­вость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военно­му делу.

 

М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ (1711-1765)

 

ПЛАН

 

1. Научные исследования М. В. Ломоносова как основа университетских и гимназических учебных предметов.

2. Роль Ломоносова в организации университетского образования.

3. Организация учебно-воспитательного процесса в гимназиях.

4. Вопросы воспитания в педагогическом учении Ломоносова.

Просветительская деятельность М. В. Ломоносова имела разносто­ронний характер. Он выступает не только как великий ученый-энцик­лопедист, патриот, борец за истину в науке, философ, поэт, но и как организатор и руководитель крупных учебных заведений, созда­тель известных учебников, руководств, педагогических трудов, раз­вивая демократические принципы организации просвещения и борясь за общедоступность образования.

"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатери­ной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он лучше сказать сам был нашим пер­вым университетом" - так оценил огромный вклад Ломоносова в рас­пространение просвещения в России А. С. Пушкин.

Ломоносов - исследователь различных областей естествознания. Научные труды первого русского академика оказали влияние на раз­витие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других ес­тественных наук с материалистических позиций, на их служение практическим нуждам, экономическому развитию страны. Его истори­ческие, филологические, лингвистические исследования наряду с естественными, обогащая науку имели непосредственный выход в учебные заведения, школьную практику.

Из-под пера Ломоносова, создателя науки о русском языке и литературе, выходит известный труд "Российская грамматика" как научный свод законов изменения и сочетания слов, составивший эпо­ху в языкознании и в истории отечественной педагогики. Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна филосо­фия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамма­тики" (Т.VII, с.391). По мнению ученого, грамматика является пу­тем овладения языком, универсальным орудием познания в практичес­кой деятельности человека. Белинский отмечал, что "лучше "Россий­ской грамматики" у нас еще не было, а установленные Ломоносовым законы стихосложения "навсегда останутся в русской литературе".

Ломоносов создает свои "Древнюю Российскую историю от нача­ла российского народа до кончины Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий Российский летописец с родословием", закладывая основы отечественной истории как предмета школьного обучения.

В своей деятельности М. В. Ломоносов занимался педагогически­ми проблемами. Отечественная педагогика, развиваемая Ломоносовым, строилась на идеях гуманистического просвещения, народности, де­мократизма, связи науки с практикой. Борясь за развитие отечес­твенной науки и просвещения, Ломоносов был сторонником широкого распространения образования и знаний во всех слоях общества, убежденным сторонником единой, светской, бессословной системы об­разования - "тот почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды" (Т.Х, С.55).

Эти прогрессивные идеи были положены им в основу организа­ции различных видов учебных заведений. Ломоносов выступил органи­затором и создателем первых учебно-научных центров, какими, по его мнению, должны быть гимназии, университет и Академия наук в их взаимосвязанной деятельности.

Велика заслуга Ломоносова в разработке проблем высшей шко­лы и университетского образования. В 1742 году Ломоносова назна­чили адъюнктом физики Академии Наук. Благодаря энергичной дея­тельности Ломоносова, при Академии Наук был возрожден Академичес­кий университет и гимназия, однако из-за постоянно противодейс­твия реакционной профессуры и сановных кругов, Ломоносову не удалось полностью осуществить свои демократические устремления и планы (поставить во главе заведений русских ученых и педагогов, создать образцовые учебные заведения как очаги национального просвещения, открыть доступ крестьянам и всем лицам низших сословий и т.д.).

Многие свои замыслы он осуществил в Московском университете, учрежденном в 1755 году по его проекту с тремя факультетами: ме­дицинским, юридическим, философским. В отличие от западноевропейских университетов здесь отсутствовал богословский факультет. При университете учреждалась гимназия с двумя отделениями для дворян и для разночинцев, которые готовили будущих студентов. Для каждо­го из факультетов разработаны учебные планы, предусматривающие солидную научную подготовку студентов. Впервые в курсе универси­тетского образования было введено изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков.

Сам Ломоносов был талантливым лектором, читал курсы экспери­ментальной физики, физической химии, экспериментальной химии, лекции о поэзии. В истории Академии наук впервые им были прочита­ны лекции по экспериментальной физике на русском языке. Кроме лекций в университете практиковались новые формы обучения: диспу­ты, различные "экзерциции" (упражнения), самостоятельные, лабора­торные и экспериментальные работы, приобщающие студентов к науч­ной деятельности. Особое внимание уделялось заботе о студентах, их быте, стипендиях, снабжению учебниками, поощрению лучших и способных.

Среди первого выпуска студентов в количестве 20 человек был и брянский ученик Ломоносова - талантливая и яркая фигура - Алек­сей Константинов, один из семи выпускников, которым было присвое­но звание магистра. Он родился в 1728 году в г. Брянске. В Воз­расте 22 лет выдержал испытание в Академический университет и занимался у Ломоносова "по этике и красноречию". Ломоносов счи­тал его в "философских науках одним из лучших". В рапорте о сво­их трудах за 1751 год М. В. Ломоносов писал, что он диктовал сту­дентам сочинение Константинова - начало книги "Красноречия о сти­хотворстве". На следующий год Константинов написал 10 листов вто­рой части - "Оратории". Он много занимался переводами. В частнос­ти, перевел "Рассуждение о гипеборейцах, или О народе, за севе­ром находящимся". Можно сказать, что Московский университет стал центром отечественного просвещения.

Особой заботой Ломоносова была организация среднего образо­вания, перестройка Академической гимназии. Гимназическое образо­вание рассматривалось им как звено в подготовке специалистов по необходимым для народного хозяйства профессиям.

Ломоносов по-новому решает проблемы содержания образования. Основой обучения стал родной язык. Русский и латинский стали счи­таться базовыми языками гимназического образования, а немецкий и французский - факультативными. Преподавание в гимназии стало вес­тись на русском языке, тогда как прежде велось на латинском и не­мецком. Ломоносовым были составлены лучшие для того времени учеб­ники "Российская грамматика", "Краткое руководство к риторике", "Краткое руководство к красноречию".

В учебный план гимназии были введены естественные науки (фи­зика, химия, биология, география, астрономия), русская история как средство воспитания у учащихся гордости за "российского народа слав­ное имя". В гимназии изучались также русский и древние языки, основы математики, философия. В качестве фа­культативных были введены музыка и пение.

Университетские гимназии были светскими, и изучение религии в них стало необязательным.

Ломоносовым были разработаны проект регламента московских гимназий (1755), в котором давались установки в области воспита­ния и обучения; а также проект регламента Академической гимназии (1758), в котором наиболее полно отражались педагогические взгляды М.В.Ломоносова. Регламент Академической гимназии пред­ставляет собой систему педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций, охватывающих все стороны педагогичес­кого процесса в средней школе. Следуя этим рекомендациям, учи­тель осуществлял свою роль наставника и воспитателя на всех эта­пах учебно-воспитательного процесса, что обеспечивалось прежде всего содержанием и методами обучения, схемами учета и контроля за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, систе­мой мер, стимулирующих на достижение наилучших успехов. Так, от преподавателя требовалось изучать и развивать "душевные дарова­ния детей", а "особливо остроумие и память, помня, что ученики - это пашня, знания - сила, а учитель - сеятель". В этом регламен­те можно прочитать: "Учитель должен присматриваться к способнос­тям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого".

Правильная организация учебного процесса в гимназиях предпо­лагала учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Основные качества индивидуальных особенностей Ломоносов видел в способностях и прилежании, считая, что без трудолюбия даже самые большие способности не принесут успехов. Выдвижение требований индивидуального подхода к учащимся, признание наличия способнос­тей у детей простого народа, вопреки существующей в то время тео­рии о врожденных "способностях высшего слоя" общества, - дворян­ства, было связано с общей борьбой Ломоносова за демократизацию русской школы.

Ломоносов изменил форму обучения в гимназии, введя клас­сно-урочную систему обучения с рекомендациями, определяющими поря­док проведения урока, его структуру. Много внимания он уделял упражнениям как средству закрепления и учета знаний, а также изу­чению способностей учащихся. К упражнениям он относил сочинения, грамматический разбор, краткие и пространные переводы текстов лучших писателей, переложение прозы на стихи, писание писем, произнесение речей на русском и латинском языках в стихах и про­зе и т.д.

Основной формой учета знаний, посещаемости и дисциплины уча­щихся была введенная Ломоносовым месячная табель.

Школа, по Ломоносову, выполняет функции и воспитания, и обу­чения. В развитии человека воспитание играет решающую роль. "Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли, добрым воспитанием управляются", - пи­сал Ломоносов.

Мысли по воспитанию будущих "сынов отечества" изложены в разных работах и среди них "Узаконения..." для учащихся, где особое внимание уделялось проблемам трудового, нравственно­го, эстетического и умственного воспитания. "Узаконения..." - разработанные Ло­моносовым правила для учащихся, цель которых - воспитание дисцип­лины и прилежания, усердия и трудолюбия, организованности, опрят­ности, уважения к науке, учителям, товарищам; воспитание честнос­ти и чуткости, скромности и др. Воспитание воли и характера яв­ляется одной иэ основ нравственного воспитания. "Узаконения..." ясно и четко объясняли ученику, что можно и что нельзя ему де­лать и требовать. Ломоносов стремился воспитывать у детей любовь к знанию, наукам, привычку к систематическому труду, самостоя­тельности и творческий подход к делу, отвращение к праздности, тунеядству, лени.

В нравственном воспитании должна господствовать разумная гу­манность, но воспитатель не должен проходить мимо проступков де­тей. Ломоносовым была разработана система мер поощрения и наказа­ния, распорядок жизни учащихся в общежитии, система питания.

Ломоносов выступил за полное равенство учащихся всех сосло­вий, проявлял заботу о создании необходимых условий для обучения детей простолюдинов. Среди учеников Академической гимназии был сын дьячка из Севска Василий Венедиктов. В конце 1764 года Ломо­носов переводит его в студенты Академического университета. Вене­диктов увлекался русской историей, происхождением народов России. Ломоносов пророчил ему хорошее будущее, поддерживал талантливого студента.

Способного ученика Академической гимназии Дмитрия Мокеева из Брянска, влачившего нищенское существование, заметил Ломоносов и в ноябре 1758 года отдал распоряжение о зачислении его в казен­ные гимназисты, а в августе 1760 года перевели в студенты Акаде­мического университета, где он также занимался у Ломоносова. Мокеев много трудился над переводами, в 1762 году был назначен учи­телем русского языка и русской истории в российские классы Акаде­мической гимназии и пользовался большим авторитетом среди гимна­зистов.

Занимался Ломоносов также вопросом семейного воспитания и организации воспитательных домов для детей-сирот.

Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С. Ф. Егорова, который писал: "Обозревая разви­тие отечественной педагогики конца XVIII - начала XIX века, прос­леживая становление ее как самостоятельной области научных зна­ний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и ме­тодических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная пе­дагогика вышла из Ломоносова".

 

 

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Цифирные

Духовные Архирейские

Духовные семинарии

 
 
ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАТСКИХ НАУК


Артиллерийские

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Инженерные

Медицинские

Разноязычные

ЗАКРЫТЫЕ СОСЛОВНО-ДВОРЯНСКИЕ ШКОЛЫ
Горнозаводские

Адмиралтейские

Морской кадетский корпус

Сухопутный шляхетский корпус

НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА
Артиллерийский дворянский корпус

Инженерный дворянский корпус

АКАДЕМИЯ НАУК
Пажеский корпус

Университет для дворян

Гимназия для мещан

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гимназия

Учительская семинария

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Благородный пансион

 

 


ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В

РОССИИ XIX ВЕКА

ПЛАН

1. Школа и педагогика в России первой половины XIX века.

2. Школьные реформы 60-х годов. Школа в период реакции 70-80-х годов.

3. Просвещение, школа и педагогика в конце XIX - начале XX вв.

 

С конца XVIII века в России относительно быстрыми темпами назревает кризис феодально-крепостнического строя. Процесс разви­тия нового капиталистического уклада ознаменовался крупными дос­тижениями в дальнейшем развитии внутреннего рынка и международ­ных торговых отношений. Развивающееся товарное производство нуж­далось в улучшении средств связи, транспорта и водных путей, вставал вопрос о железнодорожном строительстве. В связи с этим создавалась потребность в подготовленных, образованных специалис­тах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различ­ных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области со­циальных отношений, науки и образования.

В начале 1802 года был опубликован царский манифест об уч­реждении министерств - новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управле­ние училищ. В задачи этих органов управления образованием входи­ло разработать общий план устройства народного образования в Рос­сии.

В соответствии с этим планом были выработаны основные поло­жения о создании новой государственной системы школьного образо­вания, закрепленные в "Предварительных планах народного просвеще­ния" (1803 г.) и в "Уставе учебных заведений, подведомых универ­ситетам" (1804 г.).

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьков­ский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен уни­верситет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлага­лись и административно-педагогические функции.

В подчинении университетов находились три типа учебных заве­дений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между все­ми типами учебных заведений, включая университет, устанавлива­лась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.

Приходские училища могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: го­товить к уездным училищам и доставлять "детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные", отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.

Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифме­тики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принима­лись дети всякого состояния. Девочек разреша­лось принимать только в приходские училища.

Перед уездными училищами также ставилась двойная цель: гото­вить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также "от­крыть детям различного состояния необходимые познания". Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был уста­новлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленные учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги "О должностях человека и гражданина", грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисова­ние, а также "начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности". В уездных училищах полага­лось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.

Гимназии учреждались в каждом губернском городе. Целью гим­назий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, "хотя начальных, но полных", для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.

Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входи­ли иностранные языки (немецкий, французский и латинский), матема­тика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.

При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направ­ленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М. В. Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гим­настика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях мо­гут готовиться учителя уездных и приходских училищ.

В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, отно­сящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличал­ся благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.

Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы учени­ки "преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно". Он должен заботиться более "об образовании и изощрении рассудка" детей, "нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников "охоту и привязанность к наукам" и т.д. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактически­ми требованиями, которые были сформулированы в 1786 г. и ориенти­ровали учителя в основном на требование точного заучивания и зак­репления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечес­твенной дидактики, Устав 1804 г. исходил из необходимости нагляд­ности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиоте­ки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.

Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в се­бе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания обра­зования и всего школьного дела.

Однако уже к началу Отечественной войны 1812 г. прави­тельство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общес­твенное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воз­действие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны при­ниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествозна­ние, философия, политическая экономия, естественное право, эсте­тика. В то же время значительно усиливается религиозное воспита­ние: в учебные планы всех школ было введено "чтение из священно­го писания", а в учебные планы гимназий - закона божьего. Особен­но явно реакционные тенденции в образовании проявились после по­давления восстания декабристов.

В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учеб­ных заведений, в задачи которого входило разработать основы ново­го преобразования учебных заведений так, чтобы все "сословия по­лучили только соответствующее их положению образование", то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельнос­ти Комитета, просуществовавшего до 1835 г. , стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.

Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являл­ся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существо­вать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.

В приходских училищах дети "самого низшего сословия" обуча­лись всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели "законченный характер", то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.

Уездные училища теперь имели целью лишь "доставление необхо­димого и по возможности полного (то есть законченного) образова­ния детям купцов, ремесленников и других городских обывателей". Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план вклю­чал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сок­ращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и ри­сование.

Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразова­тельными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словес­ность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, француз­ский и греческий языки, география и статистика, история и чисто­писание. Таким образом, гимназии стали классическими.

В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.

Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят "Устав им­ператорских российских университетов", согласно которому универ­ситеты лишались права руководить школами и создавать научные об­щества. Учебные заведения были переданы в непосредственное веде­ние учебных округов.

Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учеб­ного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограни­чено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокраща­ло доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гим­назии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали "способных людей для службы военной и гражданской". В классических гимназиях ос­новное учебное время отводилось на изучение древних языков, рус­ской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.

Однако несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стреми­лись усовершенствовать методику преподавания в российских учеб­ных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н. И. Лобачев­ский, будучи в этот период ректором Казанского университета, до­бился разрешения по составлению инструкций по методике преподава­ния всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н. И. Ло­бачевским была разработана методика математики.

Директор училищ Петербургской губернии А. Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились "не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца". В низших классах, например, для этой цели "использовался способ учения Сократа, как наиболее спо­собствующий к поддержанию внимания и деятельности" (Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа, 1849. - С.162).

Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преоб­разования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.

Вторая половина XIX века - время бурного развития обществен­но-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской шко­лы не только административно-правительственные круги, но и общес­твенно-педагогические объединения выступили инициаторами созда­ния дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педа­гогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательную жизнь. Обнов­ление народного образования стало неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, лич­ную свободу.

Центром, куда сходились разнородные педагогические течения этого времени, стала начальная школа. Вопросы содержания элемен­тарного образования, методов и форм организации обучения в народ­ной школе, а также подготовки народного учителя разрабатывались особенно интенсивно.

19 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных на­родных училищах". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось рас­пространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподава­лись закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение, обычно оно было бесплатным.

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в веде­нии различных министерств и ведомств, были подчинены министер­ству народного просвещения. Исключения составили начальные учили­ща, открываемые духовенством. Непосредственное руководство учеб­но-воспитательной работой школ на местах должны были осущес­твлять уездные и губернские училища.

Реформы 60-х гг. коснулись и системы средних школ. В том же 1864 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназий. По этому уставу устанавливаются два типа гимназий: классическая - с препо­даванием древних языков: латинского и греческого; и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.

Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чер­тами и был более жизненным. В реальных гимназиях в большем объе­ме, по сравнению с классическими, преподавались математика, естес­твознание, физика. В программы этих гимназий включалось черчение и два современных иностранных языка. Однако право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гим­назии. По окончании реальной гимназии открывался доступ только в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

По уставу 1864 г. гимназии объявлялись бессословными учебны­ми заведениями. Были расширены функции и права педагогических со­ветов гимназий. Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку, наборы наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.

Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствовавшие первым четырем классам гимназий, откры­вались они обычно в небольших городах.

В общественном движении 60-х гг. большое участие приняли профессора и студенты. Благодаря их усилиям, началась разработка нового университетского устава, который был учрежден 18 июня 1863 г. По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уста­вов дореволюционной России, университетам предоставлялась опреде­ленная автономия: право выбора ученым советом университета ректо­ра и проректора, избрание по конкурсу профессоров. Было увеличе­но число кафедр, им предоставлялось право вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.

Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учеб­ные заведения существовавшие ранее институты: Петербургский техно­логический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техничес­кое училище, Петровско - Разумовская (ныне Тимирязевская) сельско­хозяйственная академия.

Распространению передовых взглядов о воспитании и образова­нии, о народной школе способствовала в этот период педагогич­еская и литературно-публицистическая журналистика. Возникшие во второй половине 50-х - начале 60-х гг. педагогические журналы ("Журнал для воспитания", переименованный в 1860 г. в "Воспита­ние", "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Ясная поляна" и др.) знакомили учителей и родителей с новыми педагогическими теориями в области воспитания, дидактики и методики начального обучения в странах Западной Европы, выясняли основные задачи оте­чественного народного образования, призывали общественность со­действовать просвещению народа.

В начале 1869 г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на выработку общественно-педагогического мнения по вопросу о том, в каком направлении должна совершенст­воваться школа. Членами общества были К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и многие другие известные педагоги. Создавались фи­лиалы общества в других городах, была открыта библиотека для учителей.

В 1861 г. при Вольном экономическом обществе открылся Коми­тет грамотности для поощрения и поддержки организации народных школ, а также для написания учебных пособий и руководств для учи­телей. В этих педагогических объединениях (Педагогическое общес­тво, комитеты грамотности, педагогические кружки) наряду с прак­тическими задачами обсуждались и теоретические проблемы педагоги­ки, в частности, отношения между общим и профессиональным обра­зованием, цели и задачи общего образования и народной школы; де­лались обзоры различных учений по общей и частной дидактике, пе­дагогической литературе и др.

К 60-м годам относился такой важный факт, как начало зем­ской деятельности по народному образованию. В 1864 г. в 34 губер­ниях Европейской России было введено местное самоуправление - земство. В области народного образования земствам поручалось со­держание начальных школ и поощрение среднего образования. Зем­ства большинства губерний за первые 10 лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ: было открыто около 10000 земских школ. Передовые земства пытались организо­вать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали школьные библиоте­ки. Из всех типов начальной школы, существовавших в то время, зем­ские школы были лучшими. Выше был образовательный уровень их учи­телей, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учеб­ными пособиями.

Таким образом, общественно-педагогическое движение 60-х гг. обновляло взгляды общества на воспитание. Именно на начало 60-х гг. пришлись проповеди широкой гуманности, чувства собственного достоинства, расширения прав самого народа, требование свободы и самостоятельности мысли.

Однако демократические достижения 60-х гг. XIX в. были ут­рачены в 70-80-х гг., когда усилилась политическая реакция в Рос­сии. Правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и, в противовес им, упорно насаждало церковноприход­ские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий надзор за деятельностью учителей, для чего бы­ли созданы должности инспекторов, а позже и директоров народных училищ.

В 1874 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", которое действовало без изменений в дореволюционный период. По сравнению с предыдущим, в "Положение..." 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Начальные школы, об­служивающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дво­рянства. Усиливался надзор духовенства за характером преподава­ния в народных школах и за образом мыслей учителей. Сильно воз­росло число церковноприходских школ. Это были учебные заведения с двухлетним сроком обучения. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.

Существующие народные школы с 2-х и 3-х летним сроком обуче­ния не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. Воз­никла необходимость в создании повышенных школ для народа. Таки­ми школами стали двухклассные народные училища и городские учили­ща, создание которых относится именно к 70-м гг. XIX в.

Двухклассные начальные училища имели пятилетний срок обуче­ния: первые три года считались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища, четвертый и пятый годы бы­ли вторым классом, в котором преподавали русский язык, арифмети­ку, наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории.

Более повышенными были городские училища. Они возникли по "Положению..." 1872 г. в основном на базе уездных училищ, сущес­твовавших по уставу 1828 г. Эти училища имели шестилетний срок обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. Для этого при многих городских училищах организовывались одно-, двухгодичные курсы: счетоводные, бухгалтерские, педагогические, чертежные и т.п.

И двухклассные, и городские училища были школами-тупиками. Окончившие их не имели возможности продолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы и программы их и средних школ не имели преемственной связи.

Реакция 70-80-х гг. сказалась и на деятельности земств по народному образованию. За 20 лет (1875-1894) было открыто зем­ских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потреб­ность в сельских начальных школах с каждым годом увеличивалась. Все же земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями, оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способ­ствовали повышению уровня преподавания. Ряд земств открыли зем­ские учительские школы (семинарии) для подготовки учителей. Луч­шими из них были возникшие в 70-х гг. С.-Петербургская земская учительская школа, имевшая четырехлетний курс обучения, и Твер­ская женская учительская школа. Кроме общеобразовательных предме­тов, в учительских школах преподавалась методика первоначального обучения, ручной труд и сельское хозяйство. Педагогическую прак­тику учащиеся семинарий проходили в существующих при них образцо­вых школах.

Уже в конце 70-х гг. правительство стало ограничивать откры­тие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии с трехлетним курсом обучения и сокращенной, по сравнению с земскими семинариями, прог­раммой.

Реакционные преобразования 70-х гг. коснулись также системы среднего и высшего образования. Реальные гимназии были ликвидиро­ваны, все гимназии превращены в классические. Эти изменения в системе среднего образования были узаконены "Уставом гимназий и прогимназий", принятом в 1871 г. Курс гимназий был сделан восьми­летним (семь классов, седьмой класс был двухгодичным). Латинский и греческий языки занимали более 40% учебного времени. Латинский язык преподавался в течение всех восьми лет, греческий начинался с третьего класса. Естествознание было полностью исключено из учебного плана, преподавание географии сводилось к заучиванию географических названий, курс точных наук отличался формализмом.

С усилением реакции в 80-х гг. была повышена плата за обуче­ние , ограничен прием в гимназии. В результате этих мероприятий правительству удалось уменьшить количество учащихся в классичес­ких гимназиях, а главное, понизить процент детей недворянского происхождения в них.

С 1872 г. действовал устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6-7-летним сроком обучения и профессиональным ук­лоном в старших классах: в старших классах вводились коммерчес­кие, механико-технические и химико-технические отделения. В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому они пользовались сочувствием и поддер­жкой прогрессивных сил общества. Все же окончившие реальное учи­лище в университет не принимались. Они могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Педантизм и формализм, характерный для средних учебных заве­дений, сказался и на постановке высшего образования. Либеральный университетский устав 1863 г. был заменен реакционным уставом 1884 г.: автономия университетов была ликвидирована, студенчес­кие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов под­вергся репрессиям.

Реакционные меры правительства не смогли, однако, оста­новить демократического движения, начавшегося в 60-е гг. Народ­ная русская школа продолжала развиваться, и одним из первых зем­ских педагогов, который начал разрабатывать вопросы начальной школы, был Н. А. Корф. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Своими работами по методике первоначального обуче­ния и книгой для чтения "Наш друг" Н. А. Корф оказал большое поло­жительное влияние на земские школы.

Значительным улучшениям в развитии земской школы способство­вал Н. Ф. Бунаков. Он был последователем педагогических взглядов К. Д. Ушинского. В соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского, он подробно разработал и усовершенствовал методику объяснительного чтения. "Азбука и уроки чтения" Н. Ф. Бунакова пользовалась большой известностью среди учителей.

Идеи К.Д.Ушинского стремился применять в школе и В.Я.Стоюнин. Он приветствовал создание русской педагогики, учитывающей историю русского народа, его быт и психологию. Стоюнин особенно подчеркивал воспитательную роль литературы как учебного предмета.

Последователем и продолжателем К.Д.Ушинского был В.И.Водово­зов. В своей книге "Предметы обучения в народной школе" Водовозов изложил психологические основы методики первоначального обу­чения и дал указания для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Он протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал центральным учебным предметом сделать русский язык и литературу, которую считал средством воспитания патриотиз­ма.

Этой же мысли придерживался известный методист В.П.Острогорский, разрабатывавший вопросы эстетического воспитания школьников.

Преодолеть классицизм, воцарившийся в российской системе об­разования, стремился А.Я.Герд, крупнейший методист по естествоз­нанию. Большой заслугой была разработка методики преподавания ес­тествознания и составление учебников по естествознанию для на­чальной и средней школы.

Быстрое развитие капитализма в России в конце XIX - начале XX вв. создавало объективные предпосылки для прогресса просвеще­ния и образования. Все более нарастало широкое движение за все­мерное расширение сети просветительских учреждений, курсов, школ; за введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности наро­да. Эти идеи выразились в деятельности различных общественных ор­ганизаций, а также земств. К 1897 г. более 70% земств поставили вопрос о введении всеобщего начального обучения, а к 1914 г. ко­личество земских школ превышало 40000. Земства удлинили сроки обучения до 3-4 лет, а некоторые открыли двухклассные училища с 5-6 летним курсом обучения.

В этот период широкого размаха достигла деятельность различ­ных добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся воп­росами народного образования. Они стремились привлечь обществен­ные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помо­щи народному учительству.

Много содействовала организации начального образования пос­тоянная педагогическая комиссия при Русском техническом обществе, которая подготовила и провела несколько съездов по техническому образованию. Результатом работы этой комиссии было ходатайство перед правительством о введении всеобщего начального обучения, основанное на том положении, что без укрепления народной школы невозможно развитие профессионального образования и подъем произ­водительных сил страны.

Вопросы введения всеобщего начального обучения ставились и в Государственных думах. Особенно острый и длительный характер приобрело обсуждение этого вопроса в III Государственной думе. Согласно думскому проекту предполагалось передать церковноприход­ские школы в ведение министерства народного просвещения и ввести в десятилетний срок всеобщее обучение в объеме четырех классов. Среднему образованию хотели придать более рациональный характер, для чего усилить преподавание русского языка и литературы, исто­рии и географии России. Однако эти проекты не были утверждены.

В то же время, необходимо отметить, что под влиянием дея­тельности земств, общественных организаций и передовых педагогов в конце XIX - начале XX вв. заметно значительное оживление в области образования. Открывались различные общественные и час­тные школы, созывались учительские съезды, курсы, семинары, большой интерес вызывали новые педагогические течения.

Система образования в России конца XIX - начала XX вв. отли­чалась значительным многообразием учебных заведений, между кото­рыми в большинстве случаев отсутствовала преемственная связь.

Самостоятельным звеном была система элементарного образова­ния, состоящая из начальных школ различных ступеней и типов.

Наиболее распространенными в этот период были одноклассные начальные училища, имевшие 2-4-летний срок обучения.

Кроме одноклассных, существовало небольшое количество двух­классных училищ, обучение в которых продолжалось 5-6 лет. Заня­тия в них велись по программам 1897 г. по следующим предметам: закон божий, русский язык, арифметика и пение. В порядке чтения с объяснениями сообщались сведения по природоведению, истории России и физической географии.

Начальные училища делились в этот период на несколько типов в зависимости от ведомственной принадлежности: земские, город­ские , министерские, фабричные, железнодорожные, церковноприход­ские . Лучшими из всех типов начальных школ оставались земские училища, но их оканчивало немного учащихся.

С 1912 г. стали учреждаться высшие начальные училища, кото­рые заменили собой устаревшие городские училища по положению 1872 г. Высшие начальные училища имели 4-летний срок обучения после 3-4-летней начальной школы и были мужскими, женскими или смешан­ными. Ученики I и II классов этих училищ могли поступать в сред­ние учебные заведения, сдавая экзамен по иностранному языку, ко­торый в этих училищах не преподавался.

Сеть средних учебных заведений в рассматриваемый период рос­ла достаточно быстрыми темпами, особенно после революции 1905-1907 гг. Типы средних школ, мужских и женских, были разнооб­разными .

В условиях развивающегося капитализма и общественно - осво­бодительного движения было значительно расширено общеобразова­тельное содержание учебной работы гимназии по сравнению с учеб­ным планом 1871 г. Классицизм, а вместе с ним формализм, были зна­чительно ослаблены, значительно расширились учебные курсы по рус­скому языку и словесности, по математике и географии. Серьезный сдвиг произошел и в преподавании истории: оно стало все больше осуществляться на основе так называемого культурно-исторического направления. Учащихся знакомили с историей экономического и культурного развития народов, им давали некоторый анализ изучае­мых исторических фактов. Значительным достижением было включение в учебный план гимназий курса естествознания, появился курс логи­ки, стали в обязательном порядке изучаться два новых языка.

В гимназиях стало больше применяться наглядное обучение, соз­давались учебные кабинеты (по физике, географии, естествознанию), стали практиковаться экскурсии.

Однако перечисленные позитивные изменения касались только мужских гимназий. Женские гимназии со времени 70-х гг. XIX века по своим учебным планам и программам почти не изменились.

В этот период активно развиваются реальные училища. В 1906 г. был введен новый учебный план реальных училищ, который значи­тельно увеличивал объем общеобразовательных знаний учащихся и тем усиливал значение реальных училищ как средней школы. Теперь вы­пускники реальных училищ имели право поступления на физико-мате­матический и медицинский факультеты университета.

В начале XX века продолжали развиваться коммерческие училища. Как правило, они строили свою работу на основе передовых пе­дагогических принципов, давали лучшую образовательную подготовку по сравнению с другими средними школами. Значительное число этих училищ вводили совместное обучение. Кроме перечисленных, в конце XIX - начале XX вв. действовали и особые сословные учебные заве­дения: институты благородных девиц, кадетские корпуса, несколько "дворянских институтов", Пажеский корпус, училище правоведения, куда принимали только детей дворян; имелась особая система школ для детей духовенства: духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии.

В начале XX в. особенно активно развивается сеть частных учебных заведений, которые сыграли видную положительную роль в русской педагогике. К 1910 г. в стране имелось около двух десят­ков частных школ. Их учебно-воспитательный опыт оказал благотвор­ное влияние и на государственные учебные заведения. В частных гимназиях (таких, как мужская классическая гимназия Л.Н.Поливано­ва, женская гимназия М.Н.Стоюниной, средняя школа совместного обучения Е.С.Левицкой и др.) постановка обучения легче и полнее соотносилась с требованиями педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, устанавливалась более прочная связь с семьей ученика.

В целом, разнообразную систему школ, сложившуюся в России к началу XX столетия можно представить следующей схемой:

НАРОДНАЯ ШКОЛА

Земские 4 года   Учительская семинария 4 года
Министерские 3 года   Высшее начальное училище 4 года
Церковно-приходские 3 года  
Двухклассное Училище 5 лет   Ремесленное училище 3-4 года

 

СРЕДНЯЯ ШКОЛА ВЫСШАЯ ШКОЛА

Мужская гимназия 8 лет   Университет
Реальное училище 7 лет   Высшие технические, экономические и другие учебные заведения.
Кадетский корпус 7 лет  
Коммерческое училище 7-8 лет  
Женская гимназия 7-8 лет   Высшие женские курсы
Институт благородных девиц 8 лет  
Епархиальное училище 7 лет    

 

Духовное училище 4 года   Духовная семинария   Духовная академия 4 года

В конце XIX - начале XX вв. сложились разнообразные педаго­гические течения, прогрессивные представители которых занимались теоретическим и практическим решением основных вопросов воспита­ния и образования. Особого внимания заслуживает наследие П.Ф.Лесгафта - крупнейшего ученого в области биологии, разработавшего оригинальную систему физического воспитания. Он видел в физичес­ком воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в тесней­шей связи с умственным. Перу П. Ф. Лесгафта принадлежит большая работа "Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой подробно освещены особенности внутреннего мира детей, роль семьи в формировании воли и характера.

Большой популярностью среди народных учителей пользовались в рассматриваемый период работы В.П.Вахтерова в области методики начального обучения. Ему принадлежит разработка оригинального ме­тода: Вахтеров составил методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе, позволившее сочетать образова­тельные задачи с возрастными интересами детей.