РЕФОРМА ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение в Российском государстве в XVII веке
Типы школ | Содержание образования |
Школа грамоты | Чтение и письмо на славянском языке, счет, закон божий, церковное пение. |
Грамматические (повышенные) школы | Славянский и греческий языки, арифметика, риторика, пиитика, религия. |
Греко-латинские школы | Славянский, греческий и латинский языки, риторика, философия, геометрия, музыка, богословие. |
Славяно-греко-латинская академия | Грамматика и синтаксис славянского языка, греческий и латинский языки, пиитика, риторика, философия, богословие, геометрия, музыка, астрономия, «наука правосудия», новые языки (немецкий и французский). |
Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повествует такой памятник последней четверти XVII века как "Гражданство обычаев детских", творчески составленных прогрессивным деятелем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по "Гражданству" предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много места, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязанностей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и дома. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. "Гражданство" отражало новый этап в развитии школьного дела.
ПЛАН
1. Просветительские реформы Петра I.
2. Организация государственных школ и других типов учебных заведений.
3. Издание учебников и книг для чтения.
XVIII век - период позднего феодализма, когда в политическом, экономическом, культурном развитии русского государства произошли существенные изменения, повлекшие за собой и глубокие внутренние сдвиги в области просвещения и образования.
Деятельность Петра I была чрезвычайно многогранна. Пожалуй, нет той области в истории России, которой бы не коснулись преобразования: в экономическом и социальном развитии, военном деле, флоте, дипломатии, государственном устройстве, науке и просвещении, направленные на преодоление отсталости России.
Создание абсолютной монархии и мощного государственного аппарата, рост промышленности, торговли, регулярной армии и флота выдвинули потребность в квалифицированных кадрах, необходимости проведения широких просветительских реформ, которые были подготовлены всем ходом исторического развития страны.
XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:
§ издание первой русской печатной газеты "Ведомости" с 1703 года, дающей информацию о жизни страны и способствующей правильному пониманию преобразований и русской внешней политики;
§ введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 января. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели, можжевельника "в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века".
§ реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;
§ замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;
§ открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кунсткамера);
§ издание указов о сохранении исторических памятников;
§ развитие типографий, где печатались учебные и другие книги , гравюры, карты;
§ привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка русских для учебы за границу и др.
При Петре I на территории России была создана целая сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений главными предметами обучения в них были светские науки, а не священное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре года уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 человек. Среди них особ духовного звания - 45%, солдатских детей -20%, приказных детей - 18%, посадских - 4,5%, дворянских и боярских детей -2,5%.
Небольшой процент учащихся дворян объясняется их нежеланием учиться и косностью. Дворяне присылались в принудительном порядке. В "Указах государя императора Петра Великого" запрещается не только посты государственные, но даже имущество и имения оставлять в наследство детям-дуракам, что "ни в какую науку и службу не годятся". Про таких недорослей нужно было сообщать государю и "жениться и замуж не допускать". Учеба для дворян была обязательной и рассматривалась как особый вид службы или повинности. Видимо, поэтому В.Г.Белинский охарактеризовал Петровские реформы кратко - "Учись или умирай".
Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским наукам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д.Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их основе в 1715 году организована Морская академия как военное учебное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дворянские дети.
Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечить успешность обучения. Утверждая инструкцию для Морской Академии Петр I сделал в ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был". Академия подготовила много крупных специалистов флота, а также учителей для цифирных и адмиралтейских школ.
Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.
„В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, медицинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обучения иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. "разноязычные школы", а также школы для подготовки канцелярских служащих.
Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Петра! Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открывались во многих городах России.
Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди которых были крупные ученые Европы.
С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются географические карты. Знаменитая "Арифметика" Л.Ф.Магницкого соответствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопедию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.
Замечательным и интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику М. Смотрицкого.
Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй части излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: "В семье надлежало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить". Если отец позовет сына, то откликаться надо было так: "чего изволите, государь батюшка", или "что мне прикажите, государь". В книге даются рекомендации: "Никто себе сам много не хвали, не уничижай, и не срами", "Всегда недругов заочно, когда они не слышат хвали, а в присутствии почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори", "Не будь празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным". Правила поведения за столом гласили: "Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот. Хлеба, положа к грудям не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже".
Последние страницы "Юности честного зерцала" посвящены девицам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военному делу.
М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ (1711-1765)
ПЛАН
1. Научные исследования М. В. Ломоносова как основа университетских и гимназических учебных предметов.
2. Роль Ломоносова в организации университетского образования.
3. Организация учебно-воспитательного процесса в гимназиях.
4. Вопросы воспитания в педагогическом учении Ломоносова.
Просветительская деятельность М. В. Ломоносова имела разносторонний характер. Он выступает не только как великий ученый-энциклопедист, патриот, борец за истину в науке, философ, поэт, но и как организатор и руководитель крупных учебных заведений, создатель известных учебников, руководств, педагогических трудов, развивая демократические принципы организации просвещения и борясь за общедоступность образования.
"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он лучше сказать сам был нашим первым университетом" - так оценил огромный вклад Ломоносова в распространение просвещения в России А. С. Пушкин.
Ломоносов - исследователь различных областей естествознания. Научные труды первого русского академика оказали влияние на развитие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других естественных наук с материалистических позиций, на их служение практическим нуждам, экономическому развитию страны. Его исторические, филологические, лингвистические исследования наряду с естественными, обогащая науку имели непосредственный выход в учебные заведения, школьную практику.
Из-под пера Ломоносова, создателя науки о русском языке и литературе, выходит известный труд "Российская грамматика" как научный свод законов изменения и сочетания слов, составивший эпоху в языкознании и в истории отечественной педагогики. Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамматики" (Т.VII, с.391). По мнению ученого, грамматика является путем овладения языком, универсальным орудием познания в практической деятельности человека. Белинский отмечал, что "лучше "Российской грамматики" у нас еще не было, а установленные Ломоносовым законы стихосложения "навсегда останутся в русской литературе".
Ломоносов создает свои "Древнюю Российскую историю от начала российского народа до кончины Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий Российский летописец с родословием", закладывая основы отечественной истории как предмета школьного обучения.
В своей деятельности М. В. Ломоносов занимался педагогическими проблемами. Отечественная педагогика, развиваемая Ломоносовым, строилась на идеях гуманистического просвещения, народности, демократизма, связи науки с практикой. Борясь за развитие отечественной науки и просвещения, Ломоносов был сторонником широкого распространения образования и знаний во всех слоях общества, убежденным сторонником единой, светской, бессословной системы образования - "тот почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды" (Т.Х, С.55).
Эти прогрессивные идеи были положены им в основу организации различных видов учебных заведений. Ломоносов выступил организатором и создателем первых учебно-научных центров, какими, по его мнению, должны быть гимназии, университет и Академия наук в их взаимосвязанной деятельности.
Велика заслуга Ломоносова в разработке проблем высшей школы и университетского образования. В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физики Академии Наук. Благодаря энергичной деятельности Ломоносова, при Академии Наук был возрожден Академический университет и гимназия, однако из-за постоянно противодействия реакционной профессуры и сановных кругов, Ломоносову не удалось полностью осуществить свои демократические устремления и планы (поставить во главе заведений русских ученых и педагогов, создать образцовые учебные заведения как очаги национального просвещения, открыть доступ крестьянам и всем лицам низших сословий и т.д.).
Многие свои замыслы он осуществил в Московском университете, учрежденном в 1755 году по его проекту с тремя факультетами: медицинским, юридическим, философским. В отличие от западноевропейских университетов здесь отсутствовал богословский факультет. При университете учреждалась гимназия с двумя отделениями для дворян и для разночинцев, которые готовили будущих студентов. Для каждого из факультетов разработаны учебные планы, предусматривающие солидную научную подготовку студентов. Впервые в курсе университетского образования было введено изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков.
Сам Ломоносов был талантливым лектором, читал курсы экспериментальной физики, физической химии, экспериментальной химии, лекции о поэзии. В истории Академии наук впервые им были прочитаны лекции по экспериментальной физике на русском языке. Кроме лекций в университете практиковались новые формы обучения: диспуты, различные "экзерциции" (упражнения), самостоятельные, лабораторные и экспериментальные работы, приобщающие студентов к научной деятельности. Особое внимание уделялось заботе о студентах, их быте, стипендиях, снабжению учебниками, поощрению лучших и способных.
Среди первого выпуска студентов в количестве 20 человек был и брянский ученик Ломоносова - талантливая и яркая фигура - Алексей Константинов, один из семи выпускников, которым было присвоено звание магистра. Он родился в 1728 году в г. Брянске. В Возрасте 22 лет выдержал испытание в Академический университет и занимался у Ломоносова "по этике и красноречию". Ломоносов считал его в "философских науках одним из лучших". В рапорте о своих трудах за 1751 год М. В. Ломоносов писал, что он диктовал студентам сочинение Константинова - начало книги "Красноречия о стихотворстве". На следующий год Константинов написал 10 листов второй части - "Оратории". Он много занимался переводами. В частности, перевел "Рассуждение о гипеборейцах, или О народе, за севером находящимся". Можно сказать, что Московский университет стал центром отечественного просвещения.
Особой заботой Ломоносова была организация среднего образования, перестройка Академической гимназии. Гимназическое образование рассматривалось им как звено в подготовке специалистов по необходимым для народного хозяйства профессиям.
Ломоносов по-новому решает проблемы содержания образования. Основой обучения стал родной язык. Русский и латинский стали считаться базовыми языками гимназического образования, а немецкий и французский - факультативными. Преподавание в гимназии стало вестись на русском языке, тогда как прежде велось на латинском и немецком. Ломоносовым были составлены лучшие для того времени учебники "Российская грамматика", "Краткое руководство к риторике", "Краткое руководство к красноречию".
В учебный план гимназии были введены естественные науки (физика, химия, биология, география, астрономия), русская история как средство воспитания у учащихся гордости за "российского народа славное имя". В гимназии изучались также русский и древние языки, основы математики, философия. В качестве факультативных были введены музыка и пение.
Университетские гимназии были светскими, и изучение религии в них стало необязательным.
Ломоносовым были разработаны проект регламента московских гимназий (1755), в котором давались установки в области воспитания и обучения; а также проект регламента Академической гимназии (1758), в котором наиболее полно отражались педагогические взгляды М.В.Ломоносова. Регламент Академической гимназии представляет собой систему педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций, охватывающих все стороны педагогического процесса в средней школе. Следуя этим рекомендациям, учитель осуществлял свою роль наставника и воспитателя на всех этапах учебно-воспитательного процесса, что обеспечивалось прежде всего содержанием и методами обучения, схемами учета и контроля за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, системой мер, стимулирующих на достижение наилучших успехов. Так, от преподавателя требовалось изучать и развивать "душевные дарования детей", а "особливо остроумие и память, помня, что ученики - это пашня, знания - сила, а учитель - сеятель". В этом регламенте можно прочитать: "Учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого".
Правильная организация учебного процесса в гимназиях предполагала учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Основные качества индивидуальных особенностей Ломоносов видел в способностях и прилежании, считая, что без трудолюбия даже самые большие способности не принесут успехов. Выдвижение требований индивидуального подхода к учащимся, признание наличия способностей у детей простого народа, вопреки существующей в то время теории о врожденных "способностях высшего слоя" общества, - дворянства, было связано с общей борьбой Ломоносова за демократизацию русской школы.
Ломоносов изменил форму обучения в гимназии, введя классно-урочную систему обучения с рекомендациями, определяющими порядок проведения урока, его структуру. Много внимания он уделял упражнениям как средству закрепления и учета знаний, а также изучению способностей учащихся. К упражнениям он относил сочинения, грамматический разбор, краткие и пространные переводы текстов лучших писателей, переложение прозы на стихи, писание писем, произнесение речей на русском и латинском языках в стихах и прозе и т.д.
Основной формой учета знаний, посещаемости и дисциплины учащихся была введенная Ломоносовым месячная табель.
Школа, по Ломоносову, выполняет функции и воспитания, и обучения. В развитии человека воспитание играет решающую роль. "Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли, добрым воспитанием управляются", - писал Ломоносов.
Мысли по воспитанию будущих "сынов отечества" изложены в разных работах и среди них "Узаконения..." для учащихся, где особое внимание уделялось проблемам трудового, нравственного, эстетического и умственного воспитания. "Узаконения..." - разработанные Ломоносовым правила для учащихся, цель которых - воспитание дисциплины и прилежания, усердия и трудолюбия, организованности, опрятности, уважения к науке, учителям, товарищам; воспитание честности и чуткости, скромности и др. Воспитание воли и характера является одной иэ основ нравственного воспитания. "Узаконения..." ясно и четко объясняли ученику, что можно и что нельзя ему делать и требовать. Ломоносов стремился воспитывать у детей любовь к знанию, наукам, привычку к систематическому труду, самостоятельности и творческий подход к делу, отвращение к праздности, тунеядству, лени.
В нравственном воспитании должна господствовать разумная гуманность, но воспитатель не должен проходить мимо проступков детей. Ломоносовым была разработана система мер поощрения и наказания, распорядок жизни учащихся в общежитии, система питания.
Ломоносов выступил за полное равенство учащихся всех сословий, проявлял заботу о создании необходимых условий для обучения детей простолюдинов. Среди учеников Академической гимназии был сын дьячка из Севска Василий Венедиктов. В конце 1764 года Ломоносов переводит его в студенты Академического университета. Венедиктов увлекался русской историей, происхождением народов России. Ломоносов пророчил ему хорошее будущее, поддерживал талантливого студента.
Способного ученика Академической гимназии Дмитрия Мокеева из Брянска, влачившего нищенское существование, заметил Ломоносов и в ноябре 1758 года отдал распоряжение о зачислении его в казенные гимназисты, а в августе 1760 года перевели в студенты Академического университета, где он также занимался у Ломоносова. Мокеев много трудился над переводами, в 1762 году был назначен учителем русского языка и русской истории в российские классы Академической гимназии и пользовался большим авторитетом среди гимназистов.
Занимался Ломоносов также вопросом семейного воспитания и организации воспитательных домов для детей-сирот.
Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С. Ф. Егорова, который писал: "Обозревая развитие отечественной педагогики конца XVIII - начала XIX века, прослеживая становление ее как самостоятельной области научных знаний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и методических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная педагогика вышла из Ломоносова".
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА
|
Духовные Архирейские
Духовные семинарии
|
Артиллерийские
|
Медицинские
Разноязычные
|
Адмиралтейские
Морской кадетский корпус
Сухопутный шляхетский корпус
|
Инженерный дворянский корпус
|
Университет для дворян
Гимназия для мещан
|
Учительская семинария
|
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В
РОССИИ XIX ВЕКА
ПЛАН
1. Школа и педагогика в России первой половины XIX века.
2. Школьные реформы 60-х годов. Школа в период реакции 70-80-х годов.
3. Просвещение, школа и педагогика в конце XIX - начале XX вв.
С конца XVIII века в России относительно быстрыми темпами назревает кризис феодально-крепостнического строя. Процесс развития нового капиталистического уклада ознаменовался крупными достижениями в дальнейшем развитии внутреннего рынка и международных торговых отношений. Развивающееся товарное производство нуждалось в улучшении средств связи, транспорта и водных путей, вставал вопрос о железнодорожном строительстве. В связи с этим создавалась потребность в подготовленных, образованных специалистах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области социальных отношений, науки и образования.
В начале 1802 года был опубликован царский манифест об учреждении министерств - новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управление училищ. В задачи этих органов управления образованием входило разработать общий план устройства народного образования в России.
В соответствии с этим планом были выработаны основные положения о создании новой государственной системы школьного образования, закрепленные в "Предварительных планах народного просвещения" (1803 г.) и в "Уставе учебных заведений, подведомых университетам" (1804 г.).
Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен университет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлагались и административно-педагогические функции.
В подчинении университетов находились три типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между всеми типами учебных заведений, включая университет, устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.
Приходские училища могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: готовить к уездным училищам и доставлять "детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные", отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.
Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифметики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принимались дети всякого состояния. Девочек разрешалось принимать только в приходские училища.
Перед уездными училищами также ставилась двойная цель: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также "открыть детям различного состояния необходимые познания". Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был установлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленные учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги "О должностях человека и гражданина", грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисование, а также "начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности". В уездных училищах полагалось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.
Гимназии учреждались в каждом губернском городе. Целью гимназий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, "хотя начальных, но полных", для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.
Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входили иностранные языки (немецкий, французский и латинский), математика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.
При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М. В. Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гимнастика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях могут готовиться учителя уездных и приходских училищ.
В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, относящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличался благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.
Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы ученики "преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно". Он должен заботиться более "об образовании и изощрении рассудка" детей, "нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников "охоту и привязанность к наукам" и т.д. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактическими требованиями, которые были сформулированы в 1786 г. и ориентировали учителя в основном на требование точного заучивания и закрепления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечественной дидактики, Устав 1804 г. исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиотеки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.
Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в себе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания образования и всего школьного дела.
Однако уже к началу Отечественной войны 1812 г. правительство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воздействие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествознание, философия, политическая экономия, естественное право, эстетика. В то же время значительно усиливается религиозное воспитание: в учебные планы всех школ было введено "чтение из священного писания", а в учебные планы гимназий - закона божьего. Особенно явно реакционные тенденции в образовании проявились после подавления восстания декабристов.
В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учебных заведений, в задачи которого входило разработать основы нового преобразования учебных заведений так, чтобы все "сословия получили только соответствующее их положению образование", то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельности Комитета, просуществовавшего до 1835 г. , стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.
Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являлся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.
В приходских училищах дети "самого низшего сословия" обучались всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели "законченный характер", то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.
Уездные училища теперь имели целью лишь "доставление необходимого и по возможности полного (то есть законченного) образования детям купцов, ремесленников и других городских обывателей". Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план включал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сокращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и рисование.
Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразовательными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, французский и греческий языки, география и статистика, история и чистописание. Таким образом, гимназии стали классическими.
В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.
Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят "Устав императорских российских университетов", согласно которому университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение учебных округов.
Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учебного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограничено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокращало доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гимназии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали "способных людей для службы военной и гражданской". В классических гимназиях основное учебное время отводилось на изучение древних языков, русской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.
Однако несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стремились усовершенствовать методику преподавания в российских учебных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н. И. Лобачевский, будучи в этот период ректором Казанского университета, добился разрешения по составлению инструкций по методике преподавания всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н. И. Лобачевским была разработана методика математики.
Директор училищ Петербургской губернии А. Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились "не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца". В низших классах, например, для этой цели "использовался способ учения Сократа, как наиболее способствующий к поддержанию внимания и деятельности" (Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа, 1849. - С.162).
Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преобразования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.
Вторая половина XIX века - время бурного развития общественно-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и общественно-педагогические объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педагогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательную жизнь. Обновление народного образования стало неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, личную свободу.
Центром, куда сходились разнородные педагогические течения этого времени, стала начальная школа. Вопросы содержания элементарного образования, методов и форм организации обучения в народной школе, а также подготовки народного учителя разрабатывались особенно интенсивно.
19 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось распространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподавались закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение, обычно оно было бесплатным.
Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения. Исключения составили начальные училища, открываемые духовенством. Непосредственное руководство учебно-воспитательной работой школ на местах должны были осуществлять уездные и губернские училища.
Реформы 60-х гг. коснулись и системы средних школ. В том же 1864 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназий. По этому уставу устанавливаются два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков: латинского и греческого; и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.
Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. В реальных гимназиях в большем объеме, по сравнению с классическими, преподавались математика, естествознание, физика. В программы этих гимназий включалось черчение и два современных иностранных языка. Однако право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. По окончании реальной гимназии открывался доступ только в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.
По уставу 1864 г. гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку, наборы наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.
Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствовавшие первым четырем классам гимназий, открывались они обычно в небольших городах.
В общественном движении 60-х гг. большое участие приняли профессора и студенты. Благодаря их усилиям, началась разработка нового университетского устава, который был учрежден 18 июня 1863 г. По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционной России, университетам предоставлялась определенная автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание по конкурсу профессоров. Было увеличено число кафедр, им предоставлялось право вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.
Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие ранее институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско - Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия.
Распространению передовых взглядов о воспитании и образовании, о народной школе способствовала в этот период педагогическая и литературно-публицистическая журналистика. Возникшие во второй половине 50-х - начале 60-х гг. педагогические журналы ("Журнал для воспитания", переименованный в 1860 г. в "Воспитание", "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Ясная поляна" и др.) знакомили учителей и родителей с новыми педагогическими теориями в области воспитания, дидактики и методики начального обучения в странах Западной Европы, выясняли основные задачи отечественного народного образования, призывали общественность содействовать просвещению народа.
В начале 1869 г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на выработку общественно-педагогического мнения по вопросу о том, в каком направлении должна совершенствоваться школа. Членами общества были К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и многие другие известные педагоги. Создавались филиалы общества в других городах, была открыта библиотека для учителей.
В 1861 г. при Вольном экономическом обществе открылся Комитет грамотности для поощрения и поддержки организации народных школ, а также для написания учебных пособий и руководств для учителей. В этих педагогических объединениях (Педагогическое общество, комитеты грамотности, педагогические кружки) наряду с практическими задачами обсуждались и теоретические проблемы педагогики, в частности, отношения между общим и профессиональным образованием, цели и задачи общего образования и народной школы; делались обзоры различных учений по общей и частной дидактике, педагогической литературе и др.
К 60-м годам относился такой важный факт, как начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 г. в 34 губерниях Европейской России было введено местное самоуправление - земство. В области народного образования земствам поручалось содержание начальных школ и поощрение среднего образования. Земства большинства губерний за первые 10 лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ: было открыто около 10000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали школьные библиотеки. Из всех типов начальной школы, существовавших в то время, земские школы были лучшими. Выше был образовательный уровень их учителей, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями.
Таким образом, общественно-педагогическое движение 60-х гг. обновляло взгляды общества на воспитание. Именно на начало 60-х гг. пришлись проповеди широкой гуманности, чувства собственного достоинства, расширения прав самого народа, требование свободы и самостоятельности мысли.
Однако демократические достижения 60-х гг. XIX в. были утрачены в 70-80-х гг., когда усилилась политическая реакция в России. Правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и, в противовес им, упорно насаждало церковноприходские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий надзор за деятельностью учителей, для чего были созданы должности инспекторов, а позже и директоров народных училищ.
В 1874 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", которое действовало без изменений в дореволюционный период. По сравнению с предыдущим, в "Положение..." 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Начальные школы, обслуживающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дворянства. Усиливался надзор духовенства за характером преподавания в народных школах и за образом мыслей учителей. Сильно возросло число церковноприходских школ. Это были учебные заведения с двухлетним сроком обучения. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.
Существующие народные школы с 2-х и 3-х летним сроком обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. Возникла необходимость в создании повышенных школ для народа. Такими школами стали двухклассные народные училища и городские училища, создание которых относится именно к 70-м гг. XIX в.
Двухклассные начальные училища имели пятилетний срок обучения: первые три года считались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища, четвертый и пятый годы были вторым классом, в котором преподавали русский язык, арифметику, наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории.
Более повышенными были городские училища. Они возникли по "Положению..." 1872 г. в основном на базе уездных училищ, существовавших по уставу 1828 г. Эти училища имели шестилетний срок обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. Для этого при многих городских училищах организовывались одно-, двухгодичные курсы: счетоводные, бухгалтерские, педагогические, чертежные и т.п.
И двухклассные, и городские училища были школами-тупиками. Окончившие их не имели возможности продолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы и программы их и средних школ не имели преемственной связи.
Реакция 70-80-х гг. сказалась и на деятельности земств по народному образованию. За 20 лет (1875-1894) было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом увеличивалась. Все же земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями, оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способствовали повышению уровня преподавания. Ряд земств открыли земские учительские школы (семинарии) для подготовки учителей. Лучшими из них были возникшие в 70-х гг. С.-Петербургская земская учительская школа, имевшая четырехлетний курс обучения, и Тверская женская учительская школа. Кроме общеобразовательных предметов, в учительских школах преподавалась методика первоначального обучения, ручной труд и сельское хозяйство. Педагогическую практику учащиеся семинарий проходили в существующих при них образцовых школах.
Уже в конце 70-х гг. правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии с трехлетним курсом обучения и сокращенной, по сравнению с земскими семинариями, программой.
Реакционные преобразования 70-х гг. коснулись также системы среднего и высшего образования. Реальные гимназии были ликвидированы, все гимназии превращены в классические. Эти изменения в системе среднего образования были узаконены "Уставом гимназий и прогимназий", принятом в 1871 г. Курс гимназий был сделан восьмилетним (семь классов, седьмой класс был двухгодичным). Латинский и греческий языки занимали более 40% учебного времени. Латинский язык преподавался в течение всех восьми лет, греческий начинался с третьего класса. Естествознание было полностью исключено из учебного плана, преподавание географии сводилось к заучиванию географических названий, курс точных наук отличался формализмом.
С усилением реакции в 80-х гг. была повышена плата за обучение , ограничен прием в гимназии. В результате этих мероприятий правительству удалось уменьшить количество учащихся в классических гимназиях, а главное, понизить процент детей недворянского происхождения в них.
С 1872 г. действовал устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6-7-летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах: в старших классах вводились коммерческие, механико-технические и химико-технические отделения. В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому они пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. Все же окончившие реальное училище в университет не принимались. Они могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.
Педантизм и формализм, характерный для средних учебных заведений, сказался и на постановке высшего образования. Либеральный университетский устав 1863 г. был заменен реакционным уставом 1884 г.: автономия университетов была ликвидирована, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергся репрессиям.
Реакционные меры правительства не смогли, однако, остановить демократического движения, начавшегося в 60-е гг. Народная русская школа продолжала развиваться, и одним из первых земских педагогов, который начал разрабатывать вопросы начальной школы, был Н. А. Корф. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Своими работами по методике первоначального обучения и книгой для чтения "Наш друг" Н. А. Корф оказал большое положительное влияние на земские школы.
Значительным улучшениям в развитии земской школы способствовал Н. Ф. Бунаков. Он был последователем педагогических взглядов К. Д. Ушинского. В соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского, он подробно разработал и усовершенствовал методику объяснительного чтения. "Азбука и уроки чтения" Н. Ф. Бунакова пользовалась большой известностью среди учителей.
Идеи К.Д.Ушинского стремился применять в школе и В.Я.Стоюнин. Он приветствовал создание русской педагогики, учитывающей историю русского народа, его быт и психологию. Стоюнин особенно подчеркивал воспитательную роль литературы как учебного предмета.
Последователем и продолжателем К.Д.Ушинского был В.И.Водовозов. В своей книге "Предметы обучения в народной школе" Водовозов изложил психологические основы методики первоначального обучения и дал указания для правильной постановки обучения грамоте и арифметике. Он протестовал против засилья классицизма в средней школе и предлагал центральным учебным предметом сделать русский язык и литературу, которую считал средством воспитания патриотизма.
Этой же мысли придерживался известный методист В.П.Острогорский, разрабатывавший вопросы эстетического воспитания школьников.
Преодолеть классицизм, воцарившийся в российской системе образования, стремился А.Я.Герд, крупнейший методист по естествознанию. Большой заслугой была разработка методики преподавания естествознания и составление учебников по естествознанию для начальной и средней школы.
Быстрое развитие капитализма в России в конце XIX - начале XX вв. создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования. Все более нарастало широкое движение за всемерное расширение сети просветительских учреждений, курсов, школ; за введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа. Эти идеи выразились в деятельности различных общественных организаций, а также земств. К 1897 г. более 70% земств поставили вопрос о введении всеобщего начального обучения, а к 1914 г. количество земских школ превышало 40000. Земства удлинили сроки обучения до 3-4 лет, а некоторые открыли двухклассные училища с 5-6 летним курсом обучения.
В этот период широкого размаха достигла деятельность различных добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования. Они стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству.
Много содействовала организации начального образования постоянная педагогическая комиссия при Русском техническом обществе, которая подготовила и провела несколько съездов по техническому образованию. Результатом работы этой комиссии было ходатайство перед правительством о введении всеобщего начального обучения, основанное на том положении, что без укрепления народной школы невозможно развитие профессионального образования и подъем производительных сил страны.
Вопросы введения всеобщего начального обучения ставились и в Государственных думах. Особенно острый и длительный характер приобрело обсуждение этого вопроса в III Государственной думе. Согласно думскому проекту предполагалось передать церковноприходские школы в ведение министерства народного просвещения и ввести в десятилетний срок всеобщее обучение в объеме четырех классов. Среднему образованию хотели придать более рациональный характер, для чего усилить преподавание русского языка и литературы, истории и географии России. Однако эти проекты не были утверждены.
В то же время, необходимо отметить, что под влиянием деятельности земств, общественных организаций и передовых педагогов в конце XIX - начале XX вв. заметно значительное оживление в области образования. Открывались различные общественные и частные школы, созывались учительские съезды, курсы, семинары, большой интерес вызывали новые педагогические течения.
Система образования в России конца XIX - начала XX вв. отличалась значительным многообразием учебных заведений, между которыми в большинстве случаев отсутствовала преемственная связь.
Самостоятельным звеном была система элементарного образования, состоящая из начальных школ различных ступеней и типов.
Наиболее распространенными в этот период были одноклассные начальные училища, имевшие 2-4-летний срок обучения.
Кроме одноклассных, существовало небольшое количество двухклассных училищ, обучение в которых продолжалось 5-6 лет. Занятия в них велись по программам 1897 г. по следующим предметам: закон божий, русский язык, арифметика и пение. В порядке чтения с объяснениями сообщались сведения по природоведению, истории России и физической географии.
Начальные училища делились в этот период на несколько типов в зависимости от ведомственной принадлежности: земские, городские , министерские, фабричные, железнодорожные, церковноприходские . Лучшими из всех типов начальных школ оставались земские училища, но их оканчивало немного учащихся.
С 1912 г. стали учреждаться высшие начальные училища, которые заменили собой устаревшие городские училища по положению 1872 г. Высшие начальные училища имели 4-летний срок обучения после 3-4-летней начальной школы и были мужскими, женскими или смешанными. Ученики I и II классов этих училищ могли поступать в средние учебные заведения, сдавая экзамен по иностранному языку, который в этих училищах не преподавался.
Сеть средних учебных заведений в рассматриваемый период росла достаточно быстрыми темпами, особенно после революции 1905-1907 гг. Типы средних школ, мужских и женских, были разнообразными .
В условиях развивающегося капитализма и общественно - освободительного движения было значительно расширено общеобразовательное содержание учебной работы гимназии по сравнению с учебным планом 1871 г. Классицизм, а вместе с ним формализм, были значительно ослаблены, значительно расширились учебные курсы по русскому языку и словесности, по математике и географии. Серьезный сдвиг произошел и в преподавании истории: оно стало все больше осуществляться на основе так называемого культурно-исторического направления. Учащихся знакомили с историей экономического и культурного развития народов, им давали некоторый анализ изучаемых исторических фактов. Значительным достижением было включение в учебный план гимназий курса естествознания, появился курс логики, стали в обязательном порядке изучаться два новых языка.
В гимназиях стало больше применяться наглядное обучение, создавались учебные кабинеты (по физике, географии, естествознанию), стали практиковаться экскурсии.
Однако перечисленные позитивные изменения касались только мужских гимназий. Женские гимназии со времени 70-х гг. XIX века по своим учебным планам и программам почти не изменились.
В этот период активно развиваются реальные училища. В 1906 г. был введен новый учебный план реальных училищ, который значительно увеличивал объем общеобразовательных знаний учащихся и тем усиливал значение реальных училищ как средней школы. Теперь выпускники реальных училищ имели право поступления на физико-математический и медицинский факультеты университета.
В начале XX века продолжали развиваться коммерческие училища. Как правило, они строили свою работу на основе передовых педагогических принципов, давали лучшую образовательную подготовку по сравнению с другими средними школами. Значительное число этих училищ вводили совместное обучение. Кроме перечисленных, в конце XIX - начале XX вв. действовали и особые сословные учебные заведения: институты благородных девиц, кадетские корпуса, несколько "дворянских институтов", Пажеский корпус, училище правоведения, куда принимали только детей дворян; имелась особая система школ для детей духовенства: духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии.
В начале XX в. особенно активно развивается сеть частных учебных заведений, которые сыграли видную положительную роль в русской педагогике. К 1910 г. в стране имелось около двух десятков частных школ. Их учебно-воспитательный опыт оказал благотворное влияние и на государственные учебные заведения. В частных гимназиях (таких, как мужская классическая гимназия Л.Н.Поливанова, женская гимназия М.Н.Стоюниной, средняя школа совместного обучения Е.С.Левицкой и др.) постановка обучения легче и полнее соотносилась с требованиями педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, устанавливалась более прочная связь с семьей ученика.
В целом, разнообразную систему школ, сложившуюся в России к началу XX столетия можно представить следующей схемой:
НАРОДНАЯ ШКОЛА
Земские 4 года | Учительская семинария 4 года | |
Министерские 3 года | Высшее начальное училище 4 года | |
Церковно-приходские 3 года | ||
Двухклассное Училище 5 лет | Ремесленное училище 3-4 года |
СРЕДНЯЯ ШКОЛА ВЫСШАЯ ШКОЛА
Мужская гимназия 8 лет | Университет | |
Реальное училище 7 лет | Высшие технические, экономические и другие учебные заведения. | |
Кадетский корпус 7 лет | ||
Коммерческое училище 7-8 лет | ||
Женская гимназия 7-8 лет | Высшие женские курсы | |
Институт благородных девиц 8 лет | ||
Епархиальное училище 7 лет |
Духовное училище 4 года | Духовная семинария | Духовная академия 4 года |
В конце XIX - начале XX вв. сложились разнообразные педагогические течения, прогрессивные представители которых занимались теоретическим и практическим решением основных вопросов воспитания и образования. Особого внимания заслуживает наследие П.Ф.Лесгафта - крупнейшего ученого в области биологии, разработавшего оригинальную систему физического воспитания. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Перу П. Ф. Лесгафта принадлежит большая работа "Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой подробно освещены особенности внутреннего мира детей, роль семьи в формировании воли и характера.
Большой популярностью среди народных учителей пользовались в рассматриваемый период работы В.П.Вахтерова в области методики начального обучения. Ему принадлежит разработка оригинального метода: Вахтеров составил методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе, позволившее сочетать образовательные задачи с возрастными интересами детей.