ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ

(с древнейших времен до XVII века включительно)

ПЛАН

1. Воспитание и обучение у древних славян.

2. Обучение и школы в Киевском государстве.

3. Просвещение и обучение на Руси в XII-XV вв.

4. Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском госу­дарстве в ХУ-ХУ1 вв.

5. Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке.

 

Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особен­ный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества по­рядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов.

У древнерусского населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.

До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания.

С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспи­танию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и были­ны позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в "домах молодежи". Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испыта­ния, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью "черт и резов" - своеобразно­го варианта пиктографического письма.

Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.

Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воин­ской дружине, обучались военному делу.

Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно выра­батывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.

Основным средством воспитания у древних русичей были произ­ведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовы­вало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей "детской энциклопе­дией" были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей при­родой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: "учить - ум точить", "учи других - сам поймешь", многие загадки связывались с умением производить простейшие ариф­метические действия.

Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, соз­данная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в разви­тии отечественной педагогической культуры.

Важный исторический этап развития педагогики связан с обра­зованием феодального государства на Руси в 1Х-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпо­сылки для развития культуры и просвещения.

С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьно­го дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбу­ки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изу­чение латыни - языка, чуждого европейским народам по своей лекси­ке, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы нау­читься читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государ­ственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-Х1 вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киев­ской Руси грамотность проникла почти во все слои населения.

В этот период существуют два типа школ: училища элементар­ной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского на­селения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжно­го". Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: "грамоте научен" и "исполнен книжного учения", обозначавших два последовательных этапа в обу­чении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы "учения книжного" в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.

В Киевской Руси был значительный книжный фонд. Предположи­тельно он составлял 130-140 тысяч томов. Среди них учебные книги: ''Псалтыри'', ''Измграды'' (то есть изумруды), ''Пчелы''. В них мы находим гуманные взгляды на воспитание детей. Например, в "Пчеле", являю­щейся своеобразной хрестоматией по нравственному воспитанию сред­невековья, есть специальные разделы: "Об учении и беседе", "О трудолюбии", "О почитании родителей", "О памяти" и др., которые свидетельствуют, что в это время проблемы обучения и воспитания были очень злободневны. Чтение книги считалось на Руси делом тру­доемким: работающий с книгой сравнивался с ныряльщиком за жемчу­гом. Под руководством учителя-мастера ученики школ "учения книж­ного" составляли, набело переписывали, переплетали рукописную книгу. Безусловно, совместная деятельность учителя и ученика по изготовлению учебной книги являлась прекрасным методом обучения и воспитания.

О целях, методах и задачах воспитания в Киевской Руси повес­твуют дошедшие до наших дней литературно-педагогические памятни­ки. Одним из древнейших является"Изборник Святослава" 1073 г.Главная его задача - познакомить новопредставленных христиан с христианскими идеями и представлениями, а также в достаточно краткой и легкой форме помочь овладеть некоторым уровнем просве­щения. В "Изборнике" помещен серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное сочинение киевлянина по методике чте­ния. Книга была роскошно издана и богато иллюстрирована.

Большой интерес в области методики обучения в Киевской Руси представляет замечательное сочинение"Учение им же ведати челове­ку числа всех лет",написанное Кириком Новгородцем. Это сочине­ние свидетельствует о высоком уровне развития методики преподава­ния того времени. Главная задача обучения - развить абстрактное мышление учащихся. Кирик также подчеркивает принцип постепеннос­ти и последовательности обучения: "Как понемногу создается город и делается большим, так и знание понемногу растет".

Оригинальным педагогическим памятником XII века является "Поучение детям" князя Владимира Мономаха''. Основной мотив этого произведения - призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произве­дения: "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти челове­ка, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите..."

В плане содержания образования Владимир Мономах интересовал­ся вопросами естествознания и философии: "Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена".

Особой популярностью с Х века пользовались идеи византийско­го проповедника Иоанна Златоуста. Его творения дошли до нас в составе учительских сборников, называвшихся "Златоусты" и "Зла­тоструи". Мысли о воспитании и обучении, исходившие от Златоуста, в условиях древнерусского государства были развиты Кириллом Ту­ровским. Его идеи оказали прямое влияние на обучение в монастыр­ских и церковные школах. Кирилл Туровский отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практической дея­тельности.

Школа и педагогическая мысль, получившая высокое развитие в Х-Х11 вв., с установившимся в XIII веке золотоордынским игом попа­ли в такие условия, когда речь должна была идти не о развитии, а о сохранении книжной культуры.

На Руси на долгое время исчезают государственные школы. В Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадав­ших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои до­ма и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения.

При обучении грамоте, например, широко использовалась наг­лядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто ис­пользовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифро­вые алфавиты.

В качестве писчего материала использовалась береста. Архео­логами найдено значительное количество ученических берестяных гра­мот с записью упражнений в написании букв, слогов, предложений, цифровых алфавитов; с изображением детских рисунков. К числу на­ходок относятся и первоначальные пособия по изучению грамоты, например, пятиугольная цера - специально обработанная дощечка с вырезанной на ней азбукой. Как утверждают археологи, такие азбу­ки изготовлялись на продажу. Обучение в народе считалось делом важным, и первоначальные учебные пособия пользовались широким спросом.

Со второй половины XIV века активное участие в деле органи­зации центров просвещения занимает духовенство. В труднодоступ­ных для отрядов золотоордынцев местах создаются монастыри-пусто­ши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачи­нателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневе­ковое воспитание и обучение, содержание которого можно предста­вить в следующей схеме:

 

 
 

 

 


Строение домовое (наука о хозяйстве и домоводстве) Строение душевное (наука о спасении души) Строение мирское (наука о гражданском общежитии)

 

 

Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека.

Монастыри в этот период помогали растить культурные силы страны и собирать их под знаменем освобождения от золотоордынского ига.

Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Рус­ском государстве начинается в XY-XYI вв. На огромной территории в этот период шел процесс образования единого централизованного го­сударства, центром которого становится Московское княжество. В 1480 г. ордынское иго окончательно свергнуто. Московская Русь становится могучей державой, в которой резко возрастает потреб­ность в высокообразованных работниках. Наиболее образованными людьми своего времени высказывается мысль о необходимости созда­ния организованной системы училищ.

Заметно оживляется деятельность "мастеров грамоты", в зада­чу которых входит "книги писати и учити ученика грамотной хит­рости".

Стоглавый Собор (1551 г.) отмечал сложившуюся практику до­машнего обучения и воспитания и постановил создавать школы повы­шенного типа в домах священников и дьяконов.

Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился"Домострой" (XVI в.) - сборник нас­тавлений, составленный известным политическим деятелем из окруже­ния Ивана Грозного - попом Сильвестром. В "Домострое" подведен итог почти тысячелетнего опыта семейного воспитания на Руси. Свя­щенной обязанностью родителей провозглашалось воспитание детей с младенческого возраста и контроль за всем ходом их обучения. "До­мострой" прежде всего требовал любви к детям, заботы, понимания их возрастных и индивидуальных особенностей: "чад своих якоже зе­ницу ока и яко своя душа сберегайте". Понятие "наказание" тракто­валось, в первую очередь, как словесный наказ. Наказание "битьем" воспринималось как крайнее средство. Предлагалась весьма поучи­тельная методика наказаний: во-первых, необходимо тщательно изу­чить проступок, наказывая не по прихоти своей, а лишь "по вине", во-вторых, необходимо наказывать, не унижая человеческого дос­тоинства ребенка "не перед людьми, наедине".

В целом, "Домострой" играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни.

Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распрос­транение книгопечатания. В 1574 году Иван Федоров издал Букварь, в котором содержались азбука, тексты для чтения и некоторые све­дения по грамматике. Им же была напечатана книга по типу азбуки "Начало учения детям, хотящим разумети писание". Выход в свет "Азбуки" И. Федорова стал ярким свидетельством развития отечес­твенной педагогической мысли, показателем благородных устремле­ний передовых людей XVI века к распространению образования.

Начало XVII века становится качественно новым этапом в раз­витии культуры и просвещения Руси. В государстве образуется мо­нархическая форма правления. В процессе развития ремесел, ману­фактурного производства начинают складываться новые рыночные от­ношения. Московское государство активно вступает во внешние меж­дународные связи, втягивается в западноевропейскую1 культуру.

Возрастает потребность в большем числе грамотных людей. Важ­ную роль в распространении знаний сыграл печатный букварь Васи­лия Федоровича Бурцева, первое издание которого вышло в 1634 г. Издавая букварь, Василий Бурцев полагал, что изучая азбуку, уча­щиеся должны руководствоваться наглядным восприятием мира, и эта идея нашла отражение в структуре и оформлении букваря.

В этот же период выходят пособия по грамматике Мелентия Смотрицкого, ряд толковых словарей, часословов и других учебных пособий, а также значительное число азбуковников - безымянных рукописных сборников, носивших поучительный, справочно-энциклопедический характер. Они включали в себя азбуку, прописи, грамматику, а кроме того правила поведения детей и справочные данные по раз­личным областям знаний.

Вместе с тем, книги по-прежнему стоили очень дорого. Напри­мер, азбука стоила 1 руб., грамматика - 50 коп., а псалтырь 53,5 коп. Стоимость быка в это время равнялась 54 коп. За книгу справочного характера давали 30 овец и лошадь.

Во второй половине XVII века произошло воссоединение Украи­ны с Россией, и это событие оказало благотворное влияние на раз­витие школ и просвещения.

Украина и Белоруссия были тесно связаны с европейскими тра­дициями в организации просвещения, и благодаря воссоединению с этими бывшими древнерусскими землями, Россия получила возможность знакомства с европейскими тенденциями образования.

Уже с XVI века на Украине и в Белоруссии существуют школы, создаваемые особыми национальными организациями - братствами и получившие название братских школ. В этих школах обучались дети• всех сословий, в основе обучения лежала "Грамматика славянского языка". Только освоив родной язык, учащиеся переходили к изучению классической латыни. Первая украинская братская школа возникла во Львове в 1586 г., а в 1615 г. открывается братская школа в Киеве. На ее базе в 1632 г. создается первое в России высшее учебное за­ведение - Киево-братская коллегия, получившая затем права акаде­мии. Выпускники коллегии открывали во второй половине XVII века школы в Москве и других городах России.

Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим "свободным художествам".

Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы. где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейких факультетов. Такими были школы Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре Кремля (1650), школа Арсения Грека, ос­нованная в стенах патриаршего дома (1654), школа в Спасском мо­настыре, открытая в середине 60-х гг. Симеоном Полоцким и другие.

Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Мос­кве в 1687 г. высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств, богословие, право, то есть это было учебное заведение, построен­ное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела.

В целом систему школ, сложившуюся в России во второй полови­не XVII века,можно представить в следующей таблице: