ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИОГАННА ГЕРБАРТА.

 

 

Родился в Германии в 1776 г, которая в это время была отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.

Получил образование в латинской классической школе, затем в Иенском университете. Там Гербарт познакомился с трудами Канта, Фихте. Но наибольшее влияние на него оказало учение античного философа Парменида.

Окончив университет, Гербарт стал воспитателем в семье швейцарского аристократа. В 1800 г. он посетил Бургдорфский университет Песталоцци. С 1802 г. Гербарт работал в Геттингемском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. Там он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил деятельностью семинарии, где готовили учителей. При семинарии он создал опытную школу, где сам преподавал ученикам математику.

Педагогические идеи Гербарта получили свое развитие в его трудах: “Общая педагогика, выведенная из целей воспитания.” (1816 г.) , “Письма о приложении психологии к педагогике.” (1831 г.), “Очерк лекций по педагогике.” (1835 г.).

Гербарт предпринял попытку разложить систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

Разложил психическую деятельность человека на составные элементы и выделил самый простой первичный элемент – представления, а все психические функции человека: эмоции, воля, мышление – это видоизмененные представления. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определенные взаимоотношения по законам ассоциации. Вся умственная жизнь человека зависит от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Чувства – не что иное, как задержанные представления . Воля – это желание , к которому присоединятся представления о достижении цели .

Таким образом, все зависит от механической комбинации представлений. Воздействуя на представления ребенка, Гербарт рассчитывал оказать тем самым влияние на формирование его сознания, чувств, воли, то есть правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

Воспитательные средства определяются в зависимости от воспитательной цели. Главная цель воспитания – формирование добродеятельного человека. Эта цель вечна и неизменна . Педагог должен ставить перед учениками те цели, которые тот сам поставит перед собой , когда станет взрослым .

Гербарт делил воспитательные цели на :

1. Цели возможные

2. Цели необходимые

Цели возможные – цели, которые человек сможет поставить перед собой в области определенной специальности .

Цели необходимые - цели, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке разнообразную многостороннюю восприимчивость , сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать внутренней свободе и идее совершенства . В отношении же необходимых целей воспитания - воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, т. е. выбрать у него цельный нравственный характер .

Процесс воспитания он делил на 3 раздела :

1. Управление,

2. Обучение,

3. нравственное воспитание

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время , т. е. в процессе самого воспитания. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно само не воспитывает, а является как бы временным , но необходимым условием воспитания.

Первое средство управления – угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект , т. к. сильные дети не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывает желание. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором , который весьма действенен в ранние годы. Но если надзор слишком строгий, то надзираемый постоянно ищет лазейки , чтобы уйти от него.

Необходимо использовать приказания и запрещения , которые должны быть точными и конкретрыми. Для детей – нарушителей рекомендуется завести специальную штрафную книгу. Наказаниям , особенно телесным , он отводил особое место.

Авторитет и любовь – вспомогательные средства управления. По Гербарту, эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом , который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему , отвращает от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны ребенка.

Главная задача управления – отвлечь их от беспорядков и нарушений дисциплины.

Вся идея управления основана на насилии, дрессировке и муштре. Гербарт полагал , что ребенок не обладает сознанием до тех пор , пока не преобретает путем математического обучения определенного набора представлений.

Обучение– основное средство воспитания . Гербарт ввел в педагогику термин воспитывающее обучение ( нет воспитания без обучения и наоборот ). Но он не учитывал влияния социальной среды и эмоций , т. к. считал , что чувства и воля – не самостоятельные проявления психики , а всего лишь модификация представлений .

Обучение должно строиться на многосторонностьи интересов :

1.1 Эмпирические интересы ( отвечают на вопрос Что это такое ? и возбуждают стремление к наблюдению ).

1.2 Умозрительные интересы (отвечают на вопрос Почему это так ? и подталкивают к размышлению ).

1.3 Эстетические интересы (художественная оценка явлений ).

2.1 Симпатические интересы направлены на членов своей семьи и круг ближайших знакомых.

2.2 Социальные интересы направлены на более широкий круг людей (общество народ человечество ).

2.3 Религиозные интересы ( направлены на общение с богом ) .

Эту многосторонность интересов надо возбудить с помощью создания у учащихся разнообразных и подвижных групп представлений путём изучения различных учебных предметов . Начинать надо с древнейших периодов истории , т. к . человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности , которые свойственны детям и юношам . Математика хороша для развития мышления , силы духа .

Гербарт считал , что должны быть элементарные , городские школы и гимназия – между ними не должно быть преемственности . Лишь из гимназии можно было поступить в ВУЗ . Т.е. он был против единой системы образования, а был за классическое образование ( для избранных – руководство , управление ) .

Считал – что изучается с удовольствием , изучается скоро и надолго . Объяснять новое нужно опираясь на уже изученное ( апперцепция ) .

I. Непроизвольное внимание может быть :

- примитивное (независимо от воли человека , благодаря силе впечатления , яркости чего – либо ) .

- апперцептивное ( высылает подходящие представления , необходимые для закрепления нового ) .

II. Произвольное внимание зависит от заранее принятого намерения , усилий самого ученика .

Нужна ещё наглядность ( но не до нудности ) , в изложении учителя всё должно быть логично , т. к. несвоевременные паузы , лишние слова словесные украшения нарушают свободное течение деятельности апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений . Необходимо соблюдать меру трудности в обучении ( оно не должно быть слишком лёгким или слишком трудным ). Нужно заучивать, а не зубрить. Для этого нужно постоянно использовать заученный материал .

 

Теория ступеней обучения

Обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка (то есть механизма деятельности апперцептивного процесса):

1. Углубление в изучаемый материал ( углубление ).

2. Углубление учащегося в самого себя ( осознание ).

Эти два момента могут осуществляться в состоянии покоя или движения души . Исходя из этого можно выделить четыре ступени обучения :

1) Ясность – углубление в состояние покоя ( изучаемое выделяется из всего , с чем оно связано и углубленно рассматривается ). Т. е. должно быть мобилизовано внимание учащихся ,а учитель излагает новый материал с использованием наглядности .

2) Ассоциация – углубление в состояние движения ( новое вступает в связь с уже известным ). Учащиеся – в ожидании ( еще не знают, что получится), а учитель должен вести непринужденную беседу.

3) Система - осознание в состоянии покоя (поиск учащимися под руководством учителя, вывода, определения). Учащиеся – поиск, а учитель – формулировка выводов.

4) Метод – осознание в состоянии движения – применение полученных знаний к новым фактам. Учащиеся – действие, а учитель – упражнение.

Эти ступени не зависят от конкретного содержания учебного материала и возраста учащихся.

 

Нравственное воспитание – его крайний интеллектуализм. А главное место в деятельности учителя отводится внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Большое внимание уделял религиозному воспитанию, так как религия нужна как сдерживающее начало. Нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его желание, поступки.

Все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нужно «поднять в глазах воспитанника» его собственное «Я» посредством глубокого проникающего одобрения. Даже в самом испорченном ученике можно найти что-то хорошее, а от этого Гербарт шел дальше.

Средства нравственного воспитания:

1. Удержать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Нужно устанавливать границы поведения для людей.

2. Определять воспитанника, и поставить учащегося в такое положение, когда он без указания учителя, а из личного опыта поймет, что непослушание ведет к тяжелым переживаниям.

3. Устанавливать четкие правила поведения.

4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность» (чтобы он не усомнился в истине).

5. «Волновать» душу ребенка одобрением и поощрением.

6. «Увещевать» ребенка, указывать его промахи.

Можно использовать воспитательные наказания (доброжелательные предостережения). Для того, чтобы пресекать проявление дурных наклонностей, учащимся нужен размеренный, постоянный уклад жизни без рассеивающих перемен. Учащиеся не должны чувствовать себя самостоятельными в своих действиях, должен быть непререкаемый авторитет учителя ( то есть, чтобы ребенок не воспринимал мнение общества, чтобы оно его не увлекло).